INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Перспективы развития Арктики. Экономические, юридические, экологические аспекты

The perspectives of the development of the Arctic. Economical, legal, ecological aspects



УДК 338.242.2

14.09.17 12:35
5755

Выходные сведения: Анянова Е.С. Перспективы развития Арктики. Экономические, юридические, экологические аспекты // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №3 (32). URL: http://www.innov.ru/science/economy/perspektivy-razvitiya-arktiki-ekono/

Авторы:
Анянова Екатерина Сергеевна, к.ю.н., Dr.iur, LL.M ведущий инженер Отдела внешней кооперации АО «Прибалтийский Судостроительный Завод «Янтарь», г. Калининград, соискатель кафедры международного права МГИМО, г. Москва
Ekaterina.Anyanova@gmail.com

Authors:
Anyanova Ekaterina, Candidate of Legal Science Leading Engineer of the Department of the External Cooperation JSC “Shipyard “Yantar”, Doctoral candidate of the chair of the international law of the
Moscow State Institute of the International Relations, Moscow
E-mail: Ekaterina.Anyanova@gmail.com

Ключевые слова: Северный морской путь, Арктика, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., континентальный шельф

Keyword: the Northern Sea Route, the Arctic, the United Nations Convention on the Law of the Sea 1982, continental shelf

Аннотация: 

Цель настоящего исследования - рассмотреть экономические проблемы региона и сделать рекомендации о совершенствовании правового регулирования для улучшения процесса развития Арктики.

Во введении рассматриваются актуальность проблемы, освещаются основные вопросы, рассматриваемые в исследовании. После изложения материалов и методов работы идет основная часть исследования, где приведены статистические данные об экономическом состоянии  региона. Подчеркивается значение нефтегазовой промышленности в регионе.

Делается вывод об инвестиционной потребности региона. Освоение Арктического шельфа нуждается и в новых технологиях и доработке режимов налогообложения и господдержки для добычи нефти.

Анализируется значимость транспортного потенциала российской Арктики, Северного морского пути (СМП) в аспекте таяния арктических льдов. Проблемы Арктики требуют перехода к инновационному типу развития промышленности и внедрения инновационных технологий,  создания перерабатывающих производств, увеличения пропускной способности арктических маршрутов.

Статья рассматривает вопросы перспектив развития арктического региона через призму морского права. Положений Конвенции ООН по морскому праву (Конвенции) 1982 г. недостаточно для разрешения территориальных и организационных споров в регионе, а отдельного международно-правового документа по арктическому региону не существует, поэтому рекомендуется заключение регионального соглашения в отношении Арктики с правами и обязанностями прибрежных и третьих государств.

В 2001 г. Российская Федерация подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, рассмотрение которой было отложено до получения дополнительной необходимой научной информации о геологической структуре континентального шельфа. Заявка окончательно не рассмотрена и по настоящий момент.

Развитие промышленности в Арктической зоне и полноценное функционирование конкурентоспособного СМП являются глобальными задачами, лежащими перед транспортно-промышленным комплексом Российской Федерации.

В результатах, обсуждениях и выводах еще раз приведены основные концепции статьи, рассуждения анализируются и обобщаются.



Annotation: 

The purpose of the current research is to consider the economic problems of the region and to make recommendations on the improvement of the legal regulation for the retrofit of the development process of the Arctic.

In the introduction the urgency of the problem is considered, the main issues presented in the research are covered. After the brief outline of the resources and the methods of the work the main part of the research follows. In this part the statistic data on the economic situation of the region are cited. The meaning of the oil and gas industry in the region is stressed.

The conclusion on the investition requirement of the region is made. The exploration of the Arctic shelve needs both the new technologies and modification of the regimes of the taxation and state support for the oil production.

The importance of the transport capacity of the Russian Arctic and the Northern Sea Route (NSR) in the context of the Arctic ice melt is analyzed. The problems of the Arctic require the transition to the innovation type of the industry's development and implementation of the innovational technologies, formation of the reprocessing industry and the raise of the throughput of the Arctic routes.

The article considers the issues of the perspectives of the development of the Arctic region through the prism of the law of the sea. The regulations of the United Nations Convention on the Law of the Sea (Convention) 1982 are not enough for the solution of the territorial and organizational disputes in the region. A separate international legal document on the Arctic region doesn't exist, that's why the conclusion of the regional agreement concerning the Arctic region with the rights and obligations of the coastal and third states is recommended.

In 2001 the Russian Federation has submitted the application to the UN Commission on the Limits of the Continental Shelf. Its examination was put aside till the receipt of the additional necessary scientific information on the geological structure of the continental shelf. The application is not finally considered till present.

The development of the industry of the Arctic zone and the proper operation of the competitive NSR are the global tasks before the transport and industrial complex of the Russian Federation.

In the results, discussion and conclusions the main concepts of the article are cited once more, the reflections thereon are analyzed and summarized.



Перспективы развития Арктики. Экономические, юридические, экологические аспекты

Введение 

Данная статья посвящена вопросам Арктического региона в РФ. В начале статьи проанализирована настоящая экономическая ситуация в Арктике, имеющиеся возможности и перспективы. В статье также рассмотрены и особенности правового режима СМП. Делается вывод о необходимости отдельного регулирования арктической зоны через специальное соглашение затронутых государств.

Однако хотелось бы подчеркнуть, что без определенных инвестиций и вложений в развитие региона, СМП в частности, функционирование даже несмотря на глобальное потепление не получит должного развития [11]. Формирование конкурентоспособного СМП является одной из глобальных задач, лежащей перед транспортно-промышленным комплексом Российской Федерации [8].

Развитие промышленности в Арктике требует внедрения инновационных технологий, инвестиций российских и зарубежных компаний при освоении морских природных ресурсов, создания перерабатывающих производств [9,c. 48].

Поскольку отдельного международно-правового документа по вопросу положения Арктики не существует, в работе делается вывод о необходимости для разрешения территориальных и организационных споров заключить региональное соглашение в отношении арктического региона с правами и обязанностями прибрежных и третьих государств, в том числе по вопросам защиты окружающей среды [18, p. 247], в особенности в условиях глобального потепления [15, p. 280] и постоянных транспортировок через регион вредных и ядовитых веществ [18, p. 248].

 

Материалы и методы 

В монографии изложены результаты исследований концептуальных основ отечественной и зарубежной литературы по различным вопросам Арктического региона, проведен анализ данных экономики, состояния и развития производства, инвестиций и экологии.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых: имеются в виду статьи Башмаковой Е.П., Вышинской Ю.В., Селина В.С., Грушенко Э.Б., Душина А.В., Столбова А.Г., Туиновой С.С., Хрулевой Т. Поскольку ряд проблем является общим на глобальном уровне, были изучены работы таких зарубежных авторов по данной теме как Коальтер Дж., Лэтроп С., Прёльсс А., Мюллер Т., Ван дер Цвааг Д., Жиск К., Бланк С., а также отечественных исследователей на английском языке Клепикова А., Данилова А., Дмитриева В., Смирнова С.

В качестве дополнительных источников использовалась интернет ресурсы с фактическими материалами, в том числе Интернет-страницы Пресс-службы ОАО «Совкомфлот» и Экспертного Совета при Правительстве РФ c Рабочей группой «Развитие Арктики и Северного морского пути».

Положения и выводы, сформулированные в работе, опираются на анализ нормативных актов, регулирующих международные отношения в сфере международно-правового статуса Арктического региона. Нормативно-правовую базу исследования составляют международные договоры и соглашения, в том числе Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., международно-правовые обычаи, общепризнанные принципы и нормы международного права, отраслевые принципы международного права.

В ходе проводимого исследования при написании работы в целях достижения поставленных целей и реализации задач в работе использованы обще- и частно-научные методы исследования: системно-структурный, сравнительно-правовой, системного анализа и синтеза, логический, статистический.

 

Исследование: основная часть

Хотя ресурсы Арктики труднодоступны для освоения [1, c. 12], арктический шельф в Российской Федерации является одним из наиболее перспективных направлений для добычи запасов углеводородного сырья, где разведанные запасы газа промышленных категорий составляют 80% от общероссийских. Там находятся 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа РФ, в том числе 70% - на шельфе Баренцева и Карского морей. Шельфовые запасы углеводородов Арктического шельфа составляют 40 млрд т топлива (условного) [3, c. 92]. Кроме того, углеводороды могут находиться и в глубоководной части Северного Ледового океана. В Арктике также добывается природный газ, патитовый концентрат, многие стратегически важные цветные и драгоценные металлы (никель, медь, кобальт и др.)

Запасы природных ресурсов Арктики составляют примерно 5% ВВП России и 22% общероссийского экспорта, 75% природного газа, около 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов, 100% барита и апатитового концентрата [3, c. 90].

В соответствии с энергетической стратегией России на период до 2020 г. приоритетами энергетической политики будут развитие нефтегазовой промышленности на побережье Северного Ледовитого океана и шельфе арктических морей, в особенности п-ов Ямал, а также акватории из северных морей России, таких как Баренцево и Карское.

Таким образом, Арктика является районом, интересным для инвестиций, однако серьезной проблемой арктических инвестиций остается то, что они направляются в основном в добывающие комплексы, а не в производство и социальную инфраструктуру [3, c. 90].

В особенности, учитывая настоящую ситуацию в российской экономике, когда санкции для отечественной промышленности ведут к развитию импортозамещения [3, c. 93]. Промышленный комплекс Арктической зоны отличается высокой корпоратизацией: до 80% промышленного производства функционирует через нефтегазовый сектор (ОАО "Газпром" и др.), в металлургической (ОАО "Северсталь", ОАО "ГМК Норильский никель") и химический (ОАО "ФосАгро", ОАО "МХК ЕвроХим") отраслях.

В будущем освоение Арктического шельфа потребует новых технологий и инвестиций [3, c. 94].

Поскольку высокий процент отчислений НДПИ и таможенной пошлины за экспортируемую нефть в федеральный бюджет делает добычу нефти на арктическом шельфе нерентабельной, требуется льготный режим [10, c. 57]. Но налоговые льготы, в свою очередь, означают непоступление недополученных средств в федеральный бюджет, технические риски, связанные с более высокими экологическими требованиями [10, c. 57]. То есть очевидно, что необходима государственная поддержка.

Значителен и транспортный потенциал российской Арктики [6, c. 27].

В настоящее время в водах Арктики морской транспорт функционирует в основном для вывоза природного сырья из региона, доставки товаров местному населению и туризма. Наиболее активны морские перевозки у северо-западного арктического побережья России, у берегов Норвегии, Гренландии, Исландии и Аляски, хотя Северный морской путь (СМП), пролегающий через четыре моря (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), является кратчайшим путем из Северной Европы и Сибири в Азию без единого общепринятого маршрута [12], функционирует при поддержке советских и российских ледоколов.

К слову, путь через Канадскую Арктику считается менее перспективным в связи с более тяжелой ледовой обстановкой по сравнению с СМП.

Таяние арктических льдов открывает новые возможности за счет увеличения пропускной способности арктических маршрутов [2]. По прогнозам ученых в период с 2020 по 2070 годы в летний период воды Арктики освободятся ото льда.

В связи с уменьшением площади льда уже увеличились сроки навигации. В западном участке (Баренцево и Карское моря) судоходство осуществляется круглогодично. В транзитном плавании в летний период навигация начинается раньше и заканчивается позже.

Главное преимущество СМП – возможность существенно сократить путь из Северной и Западной Европы в Восточную Азию и обратно. К примеру, маршрут от Роттердама до Йокогамы через Суэцкий канал составляет 11 400 морских миль, а через СМП – всего 6 600. По расчетам, в летний период затраты на транспортировку по СМП снижаются приблизительно на 30-35% по сравнению со стоимостью доставки через Суэцкий канал. А поскольку, по оценкам специалистов, в ближайшие годы ожидается рост объемов евроазиатских перевозок, то такая экономия может оказаться весомым фактором.

СМП также является альтернативным путем для транспортировки российского арктического газа и нефти. Ожидается, что судоходство через СМП увеличится в ближайшие годы [19, p. 103]. В связи с увеличением разработки добычи Россия также планирует строительство новых судов, в том числе и нефтяных танкеров, и инфраструктуры портов и судоходных компаний и путей, нефтяных терминалов для развития СМП.

Для нормальной работы СМП необходимо наладить инфраструктуру и условия работы для персонала. Однако, хотелось бы подчеркнуть, что без определенных инвестиций и вложений в развитие СМП его функционирование даже несмотря на глобальное потепление не получит должного развития [11]. Формирование конкурентоспособного СМП является одной из глобальных задач, лежащей перед транспортно-промышленным комплексом Российской Федерации [8].
Лишний раз хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время популярность набирает арктический туризм, хотя его развитие в России находится на начальной стадии [4, c. 23].

Проблемы Арктики требуют перехода к инновационному типу развития промышленности и внедрения инновационных технологий, инвестиций российских и зарубежных компаний при освоении морских природных ресурсов, создания перерабатывающих производств [9, c. 48].

У Северного Ледовитого океана особый режим. Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется национальным законодательством, принципами и нормами международного права, Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Характерен для этого региона статус исторических вод (в России это территории Белого моря, Чесской, Печерской, Байдарацкой губ, Обь-Енисейского залива, а также воды проливов, отделяющих от материка острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Анжу, Ляховские и др.)

Отдельного международно-правового документа о правовом регулировании Арктики не существует.

За пределами 12-мильного территориального моря в Арктике у прибрежных государств (Россия, Канада, Норвегия, США, Дания) начинаются исключительные экономические зоны длиной в 200 морских миль (ст.ст 55 - 57 Конвенции 1982 г.), от исходных линий побережья прибрежных государств отмеряется территория континентального шельфа в 200 морских миль [14] (ст. 76 Конвенции 1982 г.), которая  может простираться до 350 морских миль от исходных линий или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2 500 метров.

Данные о границах континентального шельфа за  пределами 200 миль предоставляются в Комиссию по границам  континентального  шельфа [14]. Комиссия устанавливает соответствие двух критериев: критерия дистанции и критерия принадлежности морского дна положениям ст. 76 Конвенции.

В 2001 г. Российская Федерация подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, однако тогда рассмотрение заявки было отложено до получения дополнительной необходимой научной информации в отношении хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, подтверждающие континентальную природу и структурную связь поднятий с прилегающим шельфом, в особенности учитывая то, что в геологии отсутствует единое понимание относительно происхождения хребта Менделеева.

Эта территория составляет приблизительно 1,2 миллионов кв. км, которые могут быть дополнительно включены в континентальный шельф России. В данный момент идут научные исследования для подготовки документов для их предоставления Российской Федерацией в Комиссию ООН [7].

В Конвенции 1982 г. определения «подводного хребта» не содержится. В ч. 3 ст. 76 Конвенции указывается на то, что подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства. Участки дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра, в континентальный шельф не включаются.

Позиция США на этот счет заключается в том, что и хребет Ломоносова, и хребет Менделеева представляют собой отдельные вулканические океанические хребты, не имеющие непосредственной связи с континентальным шельфом РФ.

Если Российская Федерация не получит согласия Комиссии на увеличение территории ее континентального шельфа, то и оба океанических образования, и находящиеся в них минеральные ресурсы окажутся в режиме «Района», а их разработка должна будет осуществляться через Международный орган по морскому дну [16, S. 667].

В октябре 2010 г. была совершена экспедиция «Шельф-2010». В рамках экспедиции многолучевым эхолотом проводились измерения рельефа и дна континентального шельфа Арктики.

Для изучения шельфа Северного Ледовитого океана в мае-сентябре 2007 года Россия организовала экспедицию "Арктика-2007". 1 августа ученые достигли Северного полюса, а на следующий день глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" спустились на дно и выполнили океанографические, гидрометеорологические и ледовые исследования, впервые в истории осуществив эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4261 метр.

Научные экспедиции заняли более 10 лет. В 2015 г. РФ подала новую заявку.

В новой расширенной заявке России также было указано на наличие неурегулированных вопросов по поводу делимитации морских пространств с Данией и Канадой, поскольку заявка Дании на шельф к северу от Гренландии, поданная в декабре 2014 года, перекрыла районы, включённые в российскую заявку (приполюсный район и часть хребта Ломоносова).

Новая заявка на расширение арктического континентального шельфа будет рассмотрена Комиссией после проведения выборов в новый состав летом 2017 г. Рассмотрение такой заявки может занять несколько лет [5].

Наличие значительного количества углеводородов в Арктике в такой уязвимой среде приведет к экологической катастрофе. Небольшой инцидент по нефтяному загрязнению, когда своевременный и адекватный ответ не может быть гарантирован в случае крупного несчастного случая масштабов Экксон Вальдез или Бритиш Петролеум в Мексиканском заливе может привести к тому, что большие части Арктической природной среды могут быть уничтожены [17, pp. 78 - 87].

Представляется необходимым, что в связи с тем, что в свете рассмотренных проблем положений Конвенции 1982 г. оказывается недостаточно для разрешения территориальных и организационных споров в регионе Арктики в данном случае [13], более эффективным может оказаться заключение отдельного регионального соглашения в отношении арктического региона с правами и обязанностями прибрежных и третьих государств, в том числе по вопросам защиты окружающей среды [18, p. 247], в особенности в контексте глобального потепления [15, p. 280] и постоянных транспортировок через регион вредных и ядовитых веществ, и ответственности государств-участников за причиняемый экологической среде вред.

 

Результаты и обсуждение

Хотелось бы подчеркнуть, что без определенных инвестиций и вложений в развитие промышленности в Арктической зоне ее развитие и полноценное функционирование конкурентоспособного СМП являются одной из глобальных задач, лежащей перед транспортно-промышленным комплексом Российской Федерации.

Для этого требуется внедрение инновационных технологий, инвестиций российских и зарубежных компаний при освоении морских природных ресурсов и создание перерабатывающих производств.

Выводы

Основными задачами российской экономики в Арктической зоне являются развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной магистрали России в Арктике и повышение эффективности использования ресурсов Арктики. Социально-экономическое развитие Арктической зоны, достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности России в Арктике должны сделать регион конкурентоспособным в мировых масштабах.



Библиографический список


1. Башмакова Е.П. Сравнительная характеристика стратегий развитий развития мировой и российской Арктики // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Апатиты, 14-16 ноября 2012 г. Апатиты: ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина» КНЦ РАН, 2012. 288 с. СС. 12 - 13.
2. Беркман П. «Даже в период «холодной войны» Арктика оставалась зоной мира». 27 марта 2017 [Электронный ресурс] [2017]. URL: http://www.globalaffairs.ru/diplomacy/Dazhe-v-period-kholodnoi-voiny-Arktika-ostavalas-zonoi-mira-18636 (дата обращения: 30.04.2017)
3. Вышинская Ю.В., Селин В.С. Экономика арктических регионов и корпораций на современом этапе // Вестник Кольского научного центра РАН. 2015. № 4(23). СС. 90 - 99.
4. Грушенко Э.Б. Развитие морского туризма в западной Арктике // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Апатиты, 14-16 ноября 2012 г. Апатиты: ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина» КНЦ РАН, 2012. 288 с. СС. 23 - 25.
5. Донской: РФ представит заявку на расширение арктического шельфа новому составу комиссии ООН летом 2017 года [2017] URL: http://www.rao-offshore.ru/press-centre/news2/donskoy-rf-predstavit-zayavku-na-rasshirenie-arkticheskogo-shelfa-novomu-sostavu-komissii-oon-letom-2017-goda.html (дата обращения: 25.07.2017)
6. Душин А.В. К вопросу о стратегии развития российской Арктики // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Апатиты, 14-16 ноября 2012 г. Апатиты: ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина» КНЦ РАН, 2012.288с. СС. 25-27.
7. Панков А. Арктика: надо делиться? [Электронный ресурс]. URL: http://www.directorinfo.ru/article.aspx?id=18034&iid=837 (дата обращения 12 января 2010 г.)
8. Пресс-служба ОАО «Совкомфлот». Северный морской путь: временная заморозка. [Электронный ресурс] URL: http://chinalogist.ru/book/articles/analitika/severnyy-morskoy-put-vremennaya-zamorozka(дата обращения: 30.04.2017)
9. Столбов А.Г. Основное противоречие в освоении морских природных ресурсов Арктики // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Апатиты, 14-16 ноября 2012 г. Апатиты: ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина» КНЦ РАН, 2012. 288 с. СС. 47 - 49
10. Туинова С.С. Стратегическая альтернатива углеводородам Арктики - инновационные разработки в энергетике // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Апатиты, 14-16 ноября 2012 г. Апатиты: ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина» КНЦ РАН, 2012.288с. СС. 57-59.
11. Хрулева Т. Сохранит ли Россия Северный морской путь? [2015] URL: http://m.rosbalt.ru/business/2015/03/01/1372205.html (дата обращения: 30.04.2017)
12. Экспертный Совет при Правительстве РФ. Рабочая группа «Развитие Арктики и Северного морского пути». Северный морской путь – главная транспортная артерия России (eds.) URL: http://будущее-арктики.рф/severnyj-morskoj-put-glavnaya-transportnaya-arteriya-rossii/ (дата обращения: 30.04.2017)
13. Coalter G. L., Scott B. The Road to the Arctic // Foreign Affairs. May-June 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/64298/coalter-g-lathrop-scott-borgerson/the-road-to-the-arctic (дата обращения 12 января 2010 г.)
14. GlobalSecurity.org (eds.) Arctic Ocean. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalsecurity.org/military/world/war/arctic.htm (дата обращения 12 января 2010 г.)
15. Klepikov A., Danilov A., Dmitriev V. Consequences of Rapid Arctic Climate Changes // Nordquist M., Moore J., Skaridov A. International energy policy, the Arctic and the law of the sea. Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2005. XIV, 339 p. PP. 277 – 281.
16. Proelss A., Müller T. The Legal Regime of the Arctic Ocean // Zeitschrift für ausländisches öffentliches Recht und Völkerrecht. 2008. No. 68. SS. 651 – 687.
17. Smirnov S. Chapter Six. Maritime Security and Arctic Issues: Challenges, Threats, and the Human Factor // Azizian R., Lukin A. (eds.) American and Russian Perspectives on Asia-Pacific Security and Cooperation. Vladivostok: Far Eastern Federal University Press; Honolulu: Asia-Pacific Center for Security Studies, 2012. 248 р. PP. 78 – 87.
18. Van der Zwaag D. Regionalism and Arctic Marine Environmental Protection: Drifting between Blurry Boundaries and Hazy Horizons // Vidas D., Østreng W. (eds.) Order for the oceans at the turn of the century. The Hague: Kluwer Law International 1999. 610 p. PP. 231 – 248.
19. Zysk K. The evolving Arctic security environment: an assessment // Blank S. Russia in the Arctic. Carlisle, PA: U.S. Army War College, 2011. PP. 91–138.



References


1. Bashmakova E.P. Sravnitel'naja harakteristika strategij razvitija mirovoj i rossijskoj Arktiki // Razvitie Severa i Arktiki: problemy i perspektivy. Materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Apatity, 14-16 November 2012. Apatity: FGBUN « G.P. Luzin Institute of the economic problems» KNC RAN, 2012. 288p. PP. 12 - 13.
2. Berkman P. «Dazhe v period «holodnoj vojny» Arktika ostavalas' zonoj mira». 27 March 2017 [Electronic resource] [2017]. URL: http://www.globalaffairs.ru/diplomacy/Dazhe-v-period-kholodnoi-voiny-Arktika-ostavalas-zonoi-mira-18636 (date of access: 30.04.2017)
3. Vyshinskaja J.V., Selin V.S. Jekonomika arkticheskih regionov i korporacij na sovremenom jetape // Vestnik Kol'skogo nauchnogo centra RAN. 2015. № 4(23). PP. 90 - 99.
4. Grushenko E.B. Razvitie morskogo turizma v zapadnoj Arktike // Razvitie Severa i Arktiki: problemy i perspektivy. Materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Apatity, 14-16 November 2012. Apatity: FGBUN « G.P. Luzin Institute of the economic problems» KNC RAN, 2012. 288p. PP. 23 - 25.
5. Donskoj: RF predstavit zajavku na rasshirenie arkticheskogo shel'fa novomu sostavu komissii OON letom 2017 goda [2017] URL: http://www.rao-offshore.ru/press-centre/news2/donskoy-rf-predstavit-zayavku-na-rasshirenie-arkticheskogo-shelfa-novomu-sostavu-komissii-oon-letom-2017-goda.html (date of access: 25.07.2017)
6. Dushin A.V. K voprosu o strategii razvitija rossijskoj Arktiki // Razvitie Severa i Arktiki: problem i perspektivy. Materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Apatity, 14-16 November 2012. Apatity: FGBUN «G.P. Luzin Institute of the economic problems» KNC RAN, 2012. 288 p. PP. 25-27.
7. Pankov A. Arktika: nado delit'sja? [Electronic resourse]. URL: http://www.directorinfo.ru/article.aspx?id=18034&iid=837 (date of access: 12 January 2010)
8. Press-sluzhba OAO «Sovkomflot». Severnyj morskoj put': vremennaja zamorozka [Electronic resource] URL: http://chinalogist.ru/book/articles/analitika/severnyy-morskoy-put-vremennaya-zamorozka (dateofaccess: 30.04.2017)
9. Stolbov A.G. Osnovnoe protivorechie v osvoenii morskih prirodnyh resursov Arktiki // Razvitie Severa i Arktiki: problemy i perspektivy. Materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Apatity, 14-16 November 2012. Apatity: FGBUN «G.P. Luzin Institute of the economic problems» KNC RAN, 2012. 288 p. PP. 47 – 49.
10. Tuinova S.S. Strategicheskaja al'ternativa uglevodorodam Arktiki – innovacionnye razrabotki v jenergetike // Razvitie Severa i Arktiki: problemy i perspektivy. Materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Apatity, 14-16 November 2012. Apatity: FGBUN «G.P. Luzin Institute of the economic problems» KNC RAN, 2012. 288 p. PP. 57-59.
11. Hruleva T. Sohranit li Rossija Severnyj morskoj put'? [2015] URL: http://m.rosbalt.ru/business/2015/03/01/1372205.html (date of access: 30.04.2017)
12. Jekspertnyj Sovet pri Pravitel'stve RF. Rabochaja gruppa «Razvitie Arktiki i Severnogo morskogo puti». Severnyj morskoj put' – glavnaja transportnaja arterija Rossii (eds.) URL: http://будущее-арктики.рф/severnyj-morskoj-put-glavnaya-transportnaya-arteriya-rossii/ (date of access: 30.04.2017)
13. Coalter G. Lathrop, Scott B. The Road to the Arctic // Foreign Affairs. May-June 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/64298/coalter-g-lathrop-scott-borgerson/the-road-to-the-arctic (date of access: 12 января 2010)
14. GlobalSecurity.org (eds.) Arctic Ocean. [Electronic resource]. URL: http://www.globalsecurity.org/military/world/war/arctic.htm (date of access: 12 January 2010 г.)
15. Klepikov A., Danilov A., Dmitriev V. Consequences of Rapid Arctic Climate Changes // Nordquist M., Moore J., Skaridov A. International energy policy, the Arctic and the law of the sea. Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2005. XIV, 339 p. PP. 277 – 281.
16. Proelss A., Müller T. The Legal Regime of the Arctic Ocean // Zeitschrift für ausländisches öffentliches Recht und Völkerrecht. 2008. No. 68. SS. 651 – 687.
17. Smirnov S. Chapter Six. Maritime Security and Arctic Issues: Challenges, Threats, and the Human Factor // Azizian R., Lukin A. (eds.) American and Russian Perspectives on Asia-Pacific Security and Cooperation. Vladivostok: Far Eastern Federal University Press; Honolulu: Asia-Pacific Center for Security Studies, 2012. 248 р. PP. 78 – 87.
18. Van der Zwaag D. Regionalism and Arctic Marine Environmental Protection: Drifting between Blurry Boundaries and Hazy Horizons // Vidas D., Østreng W. (eds.) Order for the oceans at the turn of the century. The Hague: Kluwer Law International 1999. 610 p. PP. 231 – 248.
19. Zysk K. The evolving Arctic security environment: an assessment // Blank S. Russia in the Arctic. Carlisle, PA: U.S. Army War College, 2011. PP. 91–138.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления