Подготовка и переподготовка кадров была, есть и будет одной из основных задач развития любого бизнеса. В инновационном сегменте нарастает потребность в квалифицированных кадрах, обеспечивающих исследования и разработки, остро стоит вопрос нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий [1]. Без притока молодых работников-учеников используемые технологии могут быть частично утеряны.
При развитии системы подготовки и переподготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную работу по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение своей наукоемкой продукции предприятий на рынок [2]. Общая потребность в таких кадрах по всей России пока не так уж и велика – порядка ста тысяч специалистов. Эту проблему можно решить только путем организации целенаправленной работы по подготовке и переподготовке таких кадров с горизонтом планирования 5 – 10 лет (время на базовое обучение или переобучение кадров и приобретение ими практических умений и навыков работы) [3, 4].
В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства востребованной новой продукции ведут около 70 вузов страны, однако реальная эффективность этой работы пока невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать действительно по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа технопарков, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий [5]. Наконец, следует отметить и дефицит по-настоящему квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. Как правило, преподают те, кто не имеют ни одного патента, ни опыта инновационного бизнеса, никакого практического опыта в тех инновационных проблемах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок.
В настоящее время идет работа по решению следующих задач в сфере подготовки кадров:
1) обучение научных сотрудников, прежде всего авторов разработок, специалистов научных подразделений и руководителей научных организаций и учреждений основным положениям и принципам коммерциализации технологий, использования научных результатов в качестве инновационного ресурса;
2) подготовка персонала предпринимательской сферы для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий). Им нужен эффективный менеджмент по всей цепочке инновационного процесса;
3) подготовка квалифицированных кадров преподавателей и консультантов для образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке персонала и консалтинговом сопровождении предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;
4) обучение и повышение квалификации работников федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов, отвечающих за обеспечение условий для инновационной деятельности, коммерциализации технологий, формирование и регулирование соответствующих рынков.
Рассматривая проблему кадрового обеспечения малых инновационных предприятий, нельзя не учитывать некоторые особенности современного производства, в частности, характер взаимоотношений между малым и крупным бизнесом. Популярная в настоящее время, особенно в России, постановка вопроса: «Что лучше — крупное или малое производство?» — неправомерна в самой своей основе [4]. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что предприятия разных размеров выполняют свою роль и при этом не могут существовать порознь. Другое дело, что может наблюдаться определенный перекос и рынок стремится к оптимальному сочетанию предприятий различных размеров в конкретных условиях данного государства.
Малые венчурные предприятия в системе корпоративных связей являются не только способом продвижения и поощрения лучших работников. Они рассматриваются и как один из оптимальных методов выявления потенциала молодых специалистов. Временная работа на небольших предприятиях считается чрезвычайно полезной и для управляющих различных уровней. Она дает возможность принимать самостоятельные решения в непредвиденных, критических ситуациях (по сравнению с более стабильной обстановкой в налаженном крупном производстве).
На малых венчурных предприятиях, носящих временный характер, проблема кадрового обеспечения в определенной мере решается путем продвижения готовой квалифицированной рабочей силы из крупной фирмы, научных учреждений и других источников. Но для самой крупной фирмы процесс подготовки кадров не может быть пущен на самотек, ибо слишком велики издержки при получении предприятием от системы образования рабочей силы, неприспособленной к конкретным условиям производства. Отсюда стремление предприятий активно воздействовать на процесс базовой профессиональной подготовки.
Это означает, в первую очередь, создание внутрифирменных учебных центров, где труд на производстве сочетается с продолжительным теоретическим курсом (в отличие от традиционного ученичества). Но мелкие предприятия в силу финансовых и организационно-технических причин не могут себе позволить подобные центры. Часто учебный центр крупной фирмы берет на себя подготовку кадров для предприятий, находящихся в зоне интересов фирмы [3, 6].
Большинство учебных центров, даже крупных корпораций, не может обеспечить теоретическую часть базовой подготовки высококвалифицированных специалистов. Отсюда их стремление к активному воздействию на процесс обучения в высших учебных заведениях. Одно из основных направлений воздействия – развитие комбинированной производственно-вузовской подготовки.
Любое предпринимательство по своей природе является инновационным. Это должно учитываться не только в специальной подготовке работников сферы малого предпринимательства, но и в том, что касается общей подготовки кадров этой сферы по вопросам рыночной экономики.
Содержательная и организационно-технологическая концепция подготовки предпринимательских кадров должна постоянно корректироваться с учетом возникновения новых условий и потребностей. К таковым сегодня относится стратегия инновационного развития экономики России. В этой связи важно правильно определить место и роль предпринимателя в инновационных процессах [7, 8].
В силу того, что в экономической сфере инновация понимается как действие/решение предпринимателя, естественно, что такое решение всегда носит экономический характер. Инновационная идея рождается не в научной сфере, а в сфере общественного потребления (от общественных потребностей). Поэтому инновационный процесс не только завершается на рынке (в его широком понимании), но и начинается (порождается) на рынке .
Исходя из этих положений, следует рассматривать и инновационность как характеристику обучающей деятельности, имеющую своей целью подготовку обучаемых к инновационной практике.
Важнейшими факторами инновационности в обучении являются:
· образовательные программы,
· технологии обучения,
· исполнители (преподаватели, тренеры, тьюторы).
Конечным результатом инновационного обучения является выявление и развитие у обучаемых способности видеть то, что многие не видят, осознавать увиденное через потенциальную возможность создания чего-то нового и искать пути его порождения не новизны ради, а для практической пользы и выгоды.
Все более целостный, системный характер приобретает работа по подготовке кадров для малого предпринимательства.
Создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, формированию класса цивилизованных предпринимателей, решению социальных проблем на региональном и местном уровнях.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления