Функционирующие в условиях рыночной экономики научно-технические организации, разрабатывающие и выпускающие наукоемкую продукцию военного и гражданского применения, сталкиваются с комплексом острых проблем, связанных с периодическим целенаправленным поиском новых методов и способов реагирования на изменяющиеся условия внешней среды.
Функционирующие в условиях рыночной экономики научно-технические организации, разрабатывающие и выпускающие наукоемкую продукцию военного и гражданского применения, сталкиваются с комплексом острых проблем, связанных с периодическим целенаправленным поиском новых методов и способов реагирования на изменяющиеся условия внешней среды.
Наличие таких проблем обусловлено рядом негативных факторов:
· недостаточным спросом на научно-техническую продукцию;
· несовершенством действующей нормативно-правовой базы в сфере стимулирования инноваций и вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности предприятий;
· низкими темпами создания и внедрения инноваций.
Подобная ситуация ориентирует руководство на изменения структуры, методов и способов функционирования предприятия с целью повышения эффективности его деятельности и приведения ее в соответствие условиям хозяйствования трансформационной экономики.
Одним из рыночных инструментов повышения эффективности деятельности предприятия, позволяющим быстро и с оптимальными затратами проводить изменения системы управления в целом, является реструктуризация [1].
Проведение реструктуризации необходимо как на предприятиях, находящихся в кризисном положении, так и в устойчивых эффективно работающих организациях, ориентирующихся на инновационное развитие.
Крупные научно-промышленные холдинги концентрируют свои ресурсы на направлениях деятельности, имеющих экспортную перспективу, и фокусируют свои усилия на формировании и оптимизации вертикально-интегрированной цепочки жизненного цикла продукции "разработка-производство-сервис-утилизация", дающей им основное конкурентное преимущество [2]. Максимальное внимание при этом уделяется повышению конкурентоспособности за счет снижения затрат на разработку и производство изделий, а также устранения дублирующих процессов.
Большинство российских научно-технических организаций реализуют смешанную бизнес-модель и являются фактически многопрофильными предприятиями, вынужденными работать на разных рынках (разработка и производство военной и гражданской продукции и т.д.) [3].
Используемая на таких предприятиях линейно-функциональная система управления, приспособленная для работы в стабильных условиях на одном рынке, входит в противоречие с новыми требованиями изменяющейся внешней среды, диктующей необходимость решения следующих задач:
· сокращения сроков разработки и производства изделий;
· повышения скорости реакции на требования заказчиков: оптимизация бизнес-процессов (реинжиниринг) и перенастройка контуров управления;
· перехода от пассивной к активной форме работы на специализированных рынках (изменение системы ответственности за конечный результат);
· формирования механизма конкурентоспособного ценообразования при многопродуктовом режиме работы (система внутреннего пооперационного бюджетирования), введение системы управления затратами;
· повышения эффективности работы: загрузки оборудования, фондоотдачи, выработки на одного работающего и др.;
· изменения системы мотивации и стимулирования персонала.
Решение подобных задач возможно при переходе на дивизиональную, матрично-процессную (продуктовую, проектную) или смешанную модели управления, что в настоящее время имеет место на многих предприятиях оборонного и машиностроительного комплексов [4, 5].
Для стимулирования таких процессов необходимо введение в организационную структуру предприятий подразделений, ответственных за получение новых заказов, размещение собственных заказов в сторонних организациях [6]. Это ускорит внедрение внутреннего бюджетирования, формирование эффективного механизма ценообразования, обеспечит возможность оперативного согласования цен на продукцию, услуги и сроки исполнения договорных обязательств.
Основным препятствием при этом продолжает оставаться избыточная нерациональная производственная инфраструктура научно-технических предприятий, неравномерная загрузка подразделений, морально устаревшее и физически изношенное оборудование.
Решение данных проблем возможно:
· за счет создания при федеральной поддержке по техническому переоснащению на основе крупных предприятий базовых научно-технических центров с высокопроизводительным оборудованием, функционирующих в интересах работы промышленных предприятий заданного региона;
· проведения технического перевооружения и реструктуризации предприятий в рамках реализации федеральных целевых программ.
Это позволит катализировать и ускорить процессы реструктуризации научно-технических предприятий, уменьшить риски формирования узкоспециализированных производств, гарантировать их технологическое переоснащение современным высокопроизводительным оборудованием, обеспечить загрузку и сконцентрировать профессиональные кадры [7].
Результативность реализации такой модели реструктуризации научно-технического комплекса определяется инициативами самих предприятий, объединением усилий федерального правительства и региональных администраций в рамках реализации программ создания технопарков и производственных площадок на базе реформируемых предприятий, в том числе федерального значения, входящих в крупные холдинги [8].
Это позволит максимально учесть интересы многих заинтересованных сторон при общем положительном результате.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления