Информационное агентство INNOV.RU | Понедельник, 23 января 2017 г. 11:41
Иннов: электронный научный журнал

Пути взаимодействия бизнеса и государства в достижении целевых ориентиров инновационного развития

Ways of interaction between business and government in achieving the targets of innovative development


08.09.15 14:58
660

Выходные сведения: Куфтырева Н.А. Пути взаимодействия бизнеса и государства в достижении целевых ориентиров инновационного развития // Иннов: электронный научный журнал, 2015. № 3 (24). URL: http://www.innov.ru/science/economy/puti-vzaimodeystviya-biznesa-i-gosu/

Авторы:

Наталья Александровна Куфтырева (кандидат экономических наук, ДПИ НГТУ)



Authors:

Natalia Kuftyreva (PhD, PDI NSTU)



Ключевые слова: взаимодействие бизнеса и государства, инновационное развитие, целевые ориентиры, законодательная база, здоровая конкурентная среда.

Keyword: the interaction of business and government, innovative development, targets, legal framework, a healthy competitive environment.

Аннотация: 

Роль государства заключается в концентрации на создании потенциала для будущего развития  путем не только создания условий для формирования инновационной модели бизнеса, но и модернизации сектора научных исследований, придания инновационного характера системе образования, а также создания системы стимулов для наращивания инновационной активности.



Annotation: The role of government is to concentrate on capacity-building for the future development not only by creating conditions for the formation of an innovative business model, but also the modernization of the sector of research, giving the innovative nature of the education system, as well as creating incentives for building innovation.

Пути взаимодействия бизнеса и государства в достижении целевых ориентиров инновационного развития

Роль государства заключается в концентрации на создании потенциала для будущего развития  путем не только создания условий для формирования инновационной модели бизнеса, но и модернизации сектора научных исследований, придания инновационного характера системе образования, унификации терминологической базы и информационного поля [1], а также создания системы стимулов для наращивания инновационной активности [2, 3]. 

Для достижения указанных целевых ориентиров инновационного развития, бизнес и государство совместно должны определять порядок и  направления взаимодействия в перспективных сферах исследований путем реализации мер по следующим основным направлениям [4]:

- развитие здоровой конкурентной среды, где, прежде всего, идет речь о возможности технологической конкуренции и конкуренции в инновациях на уровне мирового сообщества;

- формирование законодательной базы для поддержки программ инвестиций  в  модернизацию технологической базы,

- использование бюджетных, налоговых и иных инструментов стимулирования проведения исследований и разработок, возможности их коммерциализации;

- формирование инструментария и условий для эффективной рыночной оценки накопленных и вновь созданных интеллектуальных продуктов и их использования для повышения стоимости предприятий, увеличения оборачиваемости нематериальных активов, привлечение в экономическую деятельность объектов интеллектуальной собственности, сформированных за счет бюджетных средств;

- предложение мер по снижению бюрократических барьеров, препятствующих развитию инновационного бизнеса в РФ [5, 6];

- создание условий для передачи малому и среднему бизнесу, ориентированному на внедрение инноваций, части государственных заказов на НИОКР;

- - разработка мероприятий по формированию в государственном секторе экономики, и в сфере естественных монополий дополнительных стимулов к инновационному развитию; 

- формирование условий для перехода субъектов естественных монополий, крупных государственных компаний к использованию передовых технологий, результатом чего должен являться более высокий уровень технологического вклада в повышение энергоэффективности.

В рамках программы по развитию фундаментальной науки и повышению эффективности сектора исследований необходимо разработать мероприятия, направленные на рост конкурентоспособности НИОКР, повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств на поддержку и развитие научных исследований за счет:

- создания долгосрочных прогнозов научного и технологического развития, в рамках выработки приоритетных направлений исследований;

- разработки положений проведения независимой оценки деятельности научных организаций государственного сектора с учетом  международной практики;

- разработки мероприятий, направленных на увеличение доли конкурсного финансирования научных исследований, удельного веса государственной поддержки финансирования фундаментальных исследований;

- создания и доработки  инструментов финансирования государственного сектора  науки, включая фундаментальную науку, направленных на обеспечение снижения и  разделения рисков между государством, наукой и бизнесом;

- выработки и реализации комплексных мер по развитию негосударственного сектора наук за счет увеличения финансирования из внебюджетных источников;

- создания и развития сети центров коллективного пользования материально-технической базой;

- организации нескольких национальных исследовательских центров и оказания поддержки в  формировании научно-исследовательских университетов с целью проведения разработок в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ. Необходимо отдельно проработать вопросы повышения эффективности многоуровневого взаимодействия субъектов инновационной деятельности, связанные с использованием информационного обеспечения инновационной деятельности [7, 8, 13];

-  содействия развитию научных исследований на уровне предприятий, путем предоставления доступа к уникальному научному потенциалу государства, и реализации мероприятий по распространению передовых отечественных и мировых достижений [9];

- реформирования кадровой политики сектора исследований  и разработок, в том числе, за счет создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности;

- совершенствования инструментов управления предприятиями, ориентированных на инновационный путь развития, в целях максимизации эффектов от реализации инновационных проектов [10, 14];

- повышения инвестиционной привлекательности целого ряда отраслей народного хозяйства, в том числе и аграрного серктора [11].

Способом претворения в жизнь данных начинаний будет обеспечение государственной поддержки на уровне фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях и реализация стратегических инновационных проектов [12, 15].

 



Библиографический список


1. Корнилов Д.А., Зайцев Д.А., Первышин М.Н. Терминологическая база и информационное поле развития инновационной деятельности в РФ // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1 (45-1). С. 181-185.

2. Малышев Е.А. Взаимодействие бизнеса и государства в условиях экономического кризиса // Российское предпринимательство. 2014. № 3 (249). С. 69-74.

3. Антонова З.Г., Лившиц В.И. Взаимодействие государства и бизнеса – основа решения стратегических задач российской экономики // Вестник науки Сибири. 2013. № 1 (7). С. 168-171.

4. Симонова Н.Ю. Взаимодействие государства и частного бизнеса: зарубежный опыт // В книге: Актуальные вопросы развития региональной экономики. Материалы международной научно-практической конференции. 2012. С. 135-138.

5. Калиева О.М., Черкасская Е.В. Пути совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в современной России // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2012. № 3. С. 72-75.

6. Кириллина М.В., Мясоедов И.А. К вопросу о национальной инновационной системе // Экономический журнал. 2010. Т. 19. № 3. С. 127-133.

7. Зайцев Д.А., Корнилов Д.А., Первышин М.Н. Повышение эффективности многоуровневого взаимодействия субъектов инновационной деятельности на основе информационного обеспечения // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46-1). С. 93-97.

8. Первышин М.Н., Корнилов Д.А., Зайцев Д.А. Финансирование венчурных инновационных проектов с использованием фондов поддержки научно-технической деятельности в промышленных холдингах // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46-1). С. 662-665.

9. Зайцев Д.А. Инновационные методы прогнозирования / Д.А. Зайцев, Ф.Ф. Юрлов, С.А. Борисов // Экономика, финансы и управление в современных условиях. Межвузовский сборник научных статей. Вып. 3(5)– Самара, 2011. С. 30-39. 

10. Своеволин В.Ю. Взаимодействие государства, общества и бизнеса в процессе формирования инновационной экономики // В сборнике: Государство и общество: проблемы взаимодействия Материалы Международной научно-практической конференции. Киров, 2010. С. 174-178.

11. Денисов Е.Ю., Иванов И.О. Пути повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2015. №1 (5) URL: http://aeconomy.ru/science/economy/puti-povysheniya-investitsionnoy-pr/

12. Макарова С.В. Об оценке инвестиционной привлекательности предприятий // ИТпортал, 2014. №1 (1). URL: http://itportal.ru/science/economy/on_the_estimation_of_investment/

13. Вазьянский А.М., Обыденнова С.Ю. Локализация производства как способ инновационного развития предприятия // Иннов: электронный научный журнал, 2014. № 4 (21). URL: http://www.innov.ru/science/economy/localizacia_proizvodstva/

14. Незаметдинов Н.Р. Проблемы выбора эффективных инвестиционных решений в условиях неопределённости // Иннов: электронный научный журнал, 2014. № 2 (19). URL: http://www.innov.ru/science/economy/problemy-vybora-effektivnykh-investitsionnykh-resheniy-v-usloviya/

15. Дерябина В.Ю. Преимущества и недостатки матричных методов стратегического планирования // Иннов: электронный научный журнал, 2014. № 1 (18). URL: http://www.innov.ru/science/economy/preimushchestva-i-nedostatki-matrichnykh-metodov-strategicheskogo/



  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления