Введение
Коммерческий сектор на фармацевтическом рынке с каждым годом развивается всё интенсивнее, что приводит к интеграции и укрупнению фармацевтических производств [1, 2]. Современные проблемы взаимодействия между всеми участниками процесса обеспечения населения лекарственными средствами обусловлены сложной конкурентной средой, ключевые факторы которой необходимо учитывать в процессе решения задач поддержания качества товарного потока на всех этапах товародвижения, используя различные технологии для совершенствования логистических аспектов деятельности фармацевтических организаций.
Материалы и методы
В исследовании применяются методы организационно-экономического, структурно-логического, сравнительного и контент-анализов.
Основные результаты исследования
Государственный контроль и регулирование ценовой политики на лекарственные средства осуществляется для обеспечения доступности лекарств для населения, а также для минимизации расходов средств бюджета на социальное обеспечение фармацевтическими препаратами [3]. Для реализации данных направлений государство использует ряд инструментов регулирования и контроля: ограничение маржи производителя и канала распределения, установление максимальных цен или законодательное ограничение торговой наценки, а также возмещение пациентам суммы их затрат на лекарства через систему медицинского страхования.
В среднем по Российской Федерации одна аптечная организация обслуживает 2674 человека, в городах – 2279 человек, в сельской местности – 3069 человек. Поэтому переход лекарственного обеспечения с бесплатного распределения населению, относящегося к льготным категориям, к возмещению стоимости в соответствии с категорией болезни и статуса льгот требует особого внимания к этапу непосредственного взаимодействия пациента и аптеки [4, 5].
Для эффективного функционирования предприятиям розничного звена необходимо постоянно работать над расширением аптечного ассортимента и ценовой политикой. Осуществлять рентабельную закупку товара, а также разделение продукции на разные ценовые группы и по степени участия в валовом доходе и общем товарообороте позволяет ABC-анализ [6-9]. Так, товары, относящиеся к группе A, обеспечивают 80% продаж, в то время как товары группы C составляют около 60% всего ассортимента, однако приводят к получению около 5% прибыли. Поэтому аптеки должны максимально удовлетворять все возрастающие потребности населения в лекарственных средствах и других товарах аптечного ассортимента, от широты которого, а также цен на товары зависит имидж аптеки и отношение покупателей к ней.
Так как наибольшую долю на фармацевтическом рынке занимают не государственные, а именно коммерческие аптечные организации, то и основная цель таких учреждений - получение прибыли [10, 11]. Розничные цены на фармацевтические товары слагаются из оптовой цены, НДС, торговой надбавки или торговой скидки дистрибьюторов, торговой надбавки аптеки. Торговая надбавка (розничная наценка) аптеки устанавливается в процентах к фактическим ценам приобретения товаров, и ее размер должен покрывать все затраты экономического субъекта, суммы налогов с выручки, а также включать в себя определенный процент рентабельности.
Так как государство не принимает прямого участия в закупках аптечных организаций, то устраняется государственное распределение заказов на лекарственное обеспечение между оптовиками (дистрибьюторами) и иными участникам фармацевтического рынка. Данный аспект связан с использованием двухуровневой модели контроля цен на лекарственные средства в канале распределения, то есть деятельность оптовой и розничной торговли регулируется по единой методике [12-14]. Различение состоит только в том, что для производителя регистрируется максимальная оптовая отпускная цена препарата, а для аптечных пунктов устанавливается максимальная суммарная наценка, распределяемая между дистрибьютором и аптекой. Исходя из этого, каналам распределения предоставляется возможность самостоятельно строить систему взаимоотношений с дистрибьюторами и покупателями на основании единой информационной системы мониторинга и учета продаж. Однако существуют недостатки данной двухуровневой модели, выраженные в усложнении процедуры учета всех этапов процесса возмещения расходов на лекарственные средства, а также в виде необходимости перехода к более сложным, динамическим моделям определения объемов поставок. Аптеки, как и многие коммерческие организации, в основном оперируют заемными средствами или пользуются длительными отсрочками платежа, предоставляемыми дистрибьюторами, и фактически расплачиваются за поставленный им товар из средств, полученных от конечных потребителей, то есть берут товар под реализацию. Однако данный метод отмечен наиболее высокими рисками, поэтому дистрибьюторы прибегают к нему только при работе с проверенными аптечными организациями. Однако оптовики также пользуются отсрочкой платежа, поэтому доход производителя и канала распределения должен рассчитываться в натуральном выражении, а не в виде процента от оборота в денежном выражении.
Существенным недостатком двухуровневой модели контроля цен на лекарственные средства в канале распределения является то, что у дистрибьюторов и аптек появляется стимул к исключению из своего ассортимента дешевых препаратов. Данная тенденция связана с минимальной или отрицательной прибылью в расчете на единицу товара, что в основном связано с логистическими расходами, так как указанный вид затрат дистрибьютора и аптеки на обработку одной упаковки приблизительно сопоставим в виду одинаковых размеров упаковок фармацевтических препаратов и не зависит от цены лекарства [15]. Для недорогих препаратов, относящихся к категории «C», эти затраты могут превышать допустимый уровень наценки, что приводит к отсутствию заинтересованности в организации сбыта таких лекарств. Однако данная доля лекарственных средств важна для небогатых слоев населения, а такое поведение участников каналов распределения приводит к дальнейшему ухудшению уровня лекарственного обеспечения и качества жизни этой категории потребителей. Поэтому аптечные сети должны быть ориентированы на сохранение и повышение качества лекарственного обеспечения всех категорий граждан, в том числе малообеспеченных граждан [16,17]. Особенно трудная ситуация сложилась в сельской местности из-за территориальной удаленности от центра, а также низкого уровня доходов у населения. Для регулирования данного положения государство приняло ФЗ №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», разрешающий розничную торговлю лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерский пунктах, амбулаториях, центрах общей врачебной практики.
Из-за большого количества имеющийся недостатков двухуровневой модели остро встает вопрос упрощения процедуры заказа и уменьшения времени выбора минимальной цены. Преодолеть данные отрицательные моменты можно с помощью перехода к дифференцированному подходу формирования заказа на основе структурирования ассортимента по влиянию отдельных наименований на товарооборот, а также дифференцированному возмещению средств пациентам [18].
В программу возмещения целесообразны для включения только рецептурные препараты, в соответствии с установленным Перечнем лекарственных препаратов. При реализации дифференцированной модели возмещения необходимо введение различных типов рецептов для различных типов болезней, поскольку уровень возмещения препарата попадает в зависимость от типа заболевания. В данной модели определение объема возмещения стоимости лекарственного средства базируется на двух факторах: тип льготной категории и наличие заболевания определенной категории [19, 20]. Существенным отличием от предыдущей системы является факт добавления к льготным категориям граждан особые слои населения, а именно пенсионеры, дети до 18 лет, беременные женщины, зарегистрированные безработные, домохозяйки, то есть часть неработающего населения, имеющие низкий материальный доход или его полное отсутствие.
Для возмещения стоимости лекарственных средств в данной модели в аптеке необходимо создать единую информационную систему, в которой будут включены все аптеки, входящие в систему возмещения расходов на лекарственные средства, оптовые и логистические компании, финансовые операторы системы, а также медицинские организации, производящие выписку препаратов. Данное требование позволит оптимизировать процесс мониторинга потребностей, контроля над процедурами выписки и продажи лекарственных средств, а также быть основой для оперативного проведения возмещения стоимости лекарственных средств. Однако сложность ведения данного учета, а также переход к более сложным моделям определения объемов поставок является негативным моментов в данной системе [21].
Заключение
Особенностью российского фармацевтического рынка заключается в том, что наибольшая доля аптечных пунктов являются коммерческими организациями. Поддержка различных социальных слоев населения с помощью ценовой политики не является задачей данных учреждений, целью которых является получение максимальной прибыли. Поэтому государство, используя двухуровневую модель (дистрибьюторы - аптеки), старается обеспечить лекарственными средствами все категории граждан, однако добиться в полной мере этого, а также полностью контролировать и регулировать отношения на фармацевтическом рынке не смогло. Для противодействию влиянию негативных явлений и факторов необходим переход к дифференцированной модели возмещения затрат, что позволит развивать социальную политику государству, а аптечным пунктам и дистрибьюторам вести мониторинг потребностей, а также быстро возмещать расходы в том числе и логистические, что позволит увеличить их деловую активность.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления