INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Роль воспитательной работы в формировании конкурентоспособности будущего выпускника вуза

The role of educational work in the competitiveness formation of the future university graduate



УДК 331.5

19.06.18 7:04
2501

Выходные сведения: Дмитриева Д.Д. Роль воспитательной работы в формировании конкурентоспособности будущего выпускника вуза // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/rol-vospitatelnoy-raboty-v-formirov/

Авторы:
Дмитриева Д.Д.
к. пед. н., старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России», Курск, Россия (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3), e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru

Authors:
Dmitrieva D. D.
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the «Russian Language and Speech Culture» Department of Kursk State Medical University
(305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru)

Ключевые слова: воспитательная работа, конкурентоспособность выпускника вуза, индивидуальные конкурентные преимущества, рынок труда

Keyword: educational work, university graduate’s competitiveness, individual competitive advantages, labor market

Аннотация: В данной статье отмечается необходимость модернизации системы высшего профессионального образования, обусловленной социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране. Основной задачей высших учебных заведений является не только повышение качества образования студента, но и его развитие как конкурентоспособной личности.

Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособности будущих выпускников высших учебных заведений. В работе рассматриваются особенности осуществления данного процесса, и определяется важная роль воспитательной работы в нём. Автором проанализированы научные исследования отечественных специалистов, посвящённые проблемам формирования конкурентоспособности, а также вопросам организации и проведения воспитательной работы в вузах.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" воспитательный процесс является важным компонентом образования и представляет собой деятельность, направленную на развитие личности. По мнению автора, главной целью воспитательной работы в высших учебных заведениях является формирование личности конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, социальной активностью, интеллигентностью. В соответствии с данной целью в статье определены основные задачи воспитательной работы, направленные на формирование и развитие индивидуальных конкурентных преимуществ будущих выпускников. В статье представлены наиболее эффективные формы воспитательной работы.

В результате исследования автор делает вывод, что органическое единство учебного и воспитательного процесса в высших учебных заведениях позволяет сформировать личность высококвалифицированного и конкурентоспособно специалиста.

Annotation: This article notes the need to modernize the higher vocational training system, due to the socio-economic changes taking place in our country. The main task of higher education institutions is not only to improve the quality of the student's training, but also to develop him as a competitive person.

The article is devoted to the problem of future university graduates` competitiveness formation. The article discusses the peculiarities of this process and determines the important role of educational work in it. The author analyzes Russian specialists` scientific researches devoted to the problems of the competitiveness formation, as well as the organization and the implementation of educational work in universities.

In accordance with the Federal Law "On Education in the Russian Federation," the educational process is an important component of training and is an activity aimed at personal development. In the author's opinion, the main purpose of educational work in higher educational institutions is the competitive specialist personality formation with higher professional education, with a high culture, social activity and intelligence. In accordance with this purpose, the article defines the main objectives of educational work aimed at the formation and development of future graduates` individual competitive advantages. The article presents the most effective forms of educational work.

As a result of the research, the author concludes that the organic unity of the educational and training process in higher educational institutions allows forming the highly qualified and competitive specialist’s personality.

Роль воспитательной работы в формировании конкурентоспособности будущего выпускника вуза

Введение

В настоящее время преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества,  а именно развитие рыночных отношений, обусловливают необходимость модернизации системы высшего профессионального образования. Под влиянием таких факторов как рыночные условия, расширение и качественное изменения сферы деятельности современного выпускника высшие учебные заведения должны не только повышать качество образования студента, но   и развивать его как конкурентоспособную личность.

Проблема формирования личности конкурентоспособного специалиста является одной из важнейших педагогических и экономических проблем, требующих детального изучения и решения.

Материалы и методы

Методологической основой исследования послужили как общенаучные (статистический, аналитический, библиографический) так и специальные (анализа и синтеза) методы исследования.

Теоретическую основу работы составили исследования отечественных специалистов по проблемам формирования конкурентоспособности, научные труды по педагогике и психологии, а также  научные изыскания, посвящённые вопросам организации и проведения воспитательной работы в вузах [1-17].

Результаты и обсуждение

Конкурентоспособность представляет собой специфическую особенность демократического общества. Она предполагает формирование соответствующего типа личности  специалиста, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности. Конкурентоспособный специалист способен находить эффективные решения в сложных условиях взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности. По мнению О.В. Киржбаум основными показателями конкурентоспособности являются: профессиональная квалификация, мотивационный потенциал, маркетинговый потенциал [1]. Таким образом, конкурентоспособность специалиста определяется как владение совокупностью данных показателей.

Исследователи по-разному трактуют понятие «конкурентоспособность». В данной работе под конкурентоспособностью мы будем понимать владение совокупностью индивидуальных характеристик, которые обеспечивают преимущества перед другими индивидами на рынке труда и влияют на успешность в определённой сфере деятельности.

Определим роль воспитательной работы в формировании конкурентоспособности будущих выпускников высших учебных заведений. Отметим, что всестороннее развитие личности конкурентоспособного специалиста предполагает единство её образованности, воспитанности и общей развитости. Известно, что система воспитания студентов является приоритетным компонентом образования, а также необходимой составной частью педагогической деятельности. Воспитательный процесс в вузе является неотъемлемой частью профессионального и личностного становления будущих специалистов. Таким образом, концепция воспитания студентов в высших учебных заведениях должна быть направлена на создание условий для развития личности будущего конкурентоспособного специалиста [18].

Идеальная цель отечественной системы образования заключается в   воспитании индивидуальной и своеобразной личности, сосредоточенной на внутреннем самосовершенствовании и направленной на служение другим, обществу. (Подробнее о внеаудиторной воспитательной работе в высших учебных заведениях см.:[14-17]).

Основная цель воспитательной работы с учащимися вузов заключается в формировании личности конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, социальной активностью, интеллигентностью.

Известно, что конкурентоспособность специалиста формируется из его конкурентных преимуществ: наследственных и приобретённых. Данный факт и поставленная цель определяют следующие задачи работы:

·        развитие и совершенствование организаторских, интеллектуальных, креативных способностей студентов, объединение их для реализации творческих проектов;

·        формирование навыков здорового образа жизни;

·        формирование  и  совершенствование навыков самоимиджирования и самопрезентации;

·        развитие психологических и моральных качеств;

·        применение на практике и совершенствование знаний, умений и навыков, полученных  в процессе обучения;

·        знакомство студентов  с основами  их будущей специальности посредством общения с профессионалами соответствующей сферы деятельности, объяснение специфики работы;

·        формирование внутренней мотивации к обучению и самосовершенствованию;

·        совершенствование коммуникативных способностей и навыков профессионального общения [7].

Необходимо отметить, что формы и содержание воспитательной работы в вузе зависят от его профиля. Воспитательная работа в высших учебных заведениях может осуществляться на уровне факультетов и кафедр.

Обратимся к рассмотрению особенностей организации данного процесса на кафедре. Следует отметить, что воспитательная работа на кафедре должна быть  организована в соответствии с концепцией воспитательной работы университета. В свою очередь, в университете данный вид деятельности осуществляется на основании Федерального закона  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», Программы стратегического развития  университета на определённый промежуток времени, а также Устава университета [19].

Отметим, что воспитательная работа может осуществляться как в процессе обучения, то есть во время занятий так и  во внеаудиторные часы. Для наиболее способных и активных студентов на базе кафедры могут быть организованы такие студенческие сообщества как студенческий научный кружок, студенческий клуб профессиональной ориентации и т.д. Темы заседаний данных студенческих организаций должны соответствовать профилю вуза. В студенческом научном кружке студенты имеют возможность заниматься научно-исследовательской работой по определённым темам, формируя и развивая, таким образом, свои профессиональные умения и навыки.

Все мероприятия, проводимые со студентами, должны быть направлены на  развитие и формирование соответственно наследственных и приобретённых индивидуальных конкурентных преимуществ будущих выпускников. В процессе внеаудиторной воспитательной работы, проводимой на кафедрах необходимо создавать благоприятные условия для проявления творческой активности студентов и их самовыражения. В результате этого они самостоятельно организуют и проводят различные профессионально-направленные мероприятия. Таким образом, активизируются резервные возможности учащихся, мобилизуются их скрытые психологические ресурсы. Подготовка к мероприятию сплачивает студентов в коллектив. В ходе совместной деятельности улучшаются межличностные отношения, сглаживаются противоречия между студентами, что способствует совершенствованию навыков работы в команде.

Отметим, что при проведении воспитательной работы в вузе, следует использовать следующие подходы к процессу формирования конкурентоспособности будущего специалиста: интегративный, личностно-ориентированный, коммуникативный, компетентностный, проблемно-деятельностный и аксиологический [9].

Необходимо  также отметить, что в ходе проведения воспитательной работы со студентами вузов необходимо обеспечивать вариативность её содержания в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся посредством анкетирования, ролевых игр и т.д. Целесообразно использование следующих современных форм работы:

·        мини-диспут;

·        диспут-клуб;

·        спор-диалог;

·        дискуссия;

·        деловые и ролевые игры;

·        круглый стол;

·        мини-конференция;

·        форум;

·        социально-психологические тренинги;

·        ознакомительные экскурсии на предприятия;

·        мастер-классы от специалистов соответствующей сферы деятельности [20].

Выводы

Итак, органическое единство учебного и воспитательного процесса, осуществляемого в высших учебных заведениях, обеспечивает  эффективную подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.

Библиографический список


1. Киржбаум О.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: автореф. дисс.... к. экон. н. – Омск, 2007. – 23 с.
2. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: автореф. дисс… к. экон. н. – М., 2007. – 46 с.
3. Максимова Е. В. Развитие дис. конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Оренбург : ОГУ, 2005. – 19 с.
4. Андреев В. И. Конкурентология: Учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с
5. Шатохин А. Г. Конкурентоспособность работников на рынке труда: дисс. к. экон. н. – Ярославль, 2000. –149 с.
6. Дмитриева Д.Д. Практические аспекты формирования личности конкурентоспособного специалиста в процессе индивидуализированного обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL:http://www.innov.ru/science/economy/prakticheskie-aspekty-formirovaniya/
7. Дмитриева Д.Д. Формирование навыков самомаркетинга в процессе внеаудиторной воспитательной работы со студентами в вузе (на примере студенческого клуба профессиональной ориентации) // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/formirovanie-navykov-samomarketinga/
8. Дмитриева Д.Д. Педагогическая технология формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников высших учебных заведений на основе индивидуализации обучения // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL:http://www.innov.ru/science/economy/pedagogicheskaya-tekhnologiya-formi/
9. Дмитриева Д.Д. Основные подходы к формированию конкурентоспособности специалиста в процессе индивидуализированного обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/osnovnye-podkhody-k-formirovaniyu-k/
10. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]. –Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
11. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: Моск. психол.-социальный ин-т, – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
12. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 255 с.
13. Сластенин В. А., Чижаков Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебник для вузов. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
14. Дмитриева Д.Д. Моделирование воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования // Современный преподаватель - доверенное лицо государства: Сб. научн. трудов участников междун. конф. молодых ученых светских и духовных учеб. заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 2016».–Курск: ООО «МедТестИнфо», 2016. – С. 222-227.
15. Кагерманьян В.С., Боденко Л.И. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов // Организация воспитательной деятельности в вузах: всерос. конкурс моделей и проектов. – М., 2002. – С. 13-56.
16. Шайденко Н.А. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования / Н.А. Шайденко [и др.]. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ин-та, 2000. – 108с.
17. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. – М.: Высшая школа,1991 – 117с.
18. Лернер И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе. – М.: Педагогика, 1986. – 189 с.
19. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"//"Российская газета", N 303, 31.12.2012.
20. Практикум по социально-психологическому тренингу / ред. Б. Д. Парыгин. – СПб., 2000. – С. 51-52.


References


1. Kirzhbaum O.V. Povyshenie konkurentosposobnosti vypusknikov vuzov na rynke truda: organizacionnyj aspekt: avtoref. diss.... k. ehkon. n. Omsk, 2007. 23 p.
2. Virina I.V. Formirovanie i razvitie konkurentosposobnosti molodyh specialistov na rynke truda: avtoref. diss… k. ehkon. n. M., 2007. 46 p.
3. Maksimova E. V. Razvitie dis. konkurentosposobnosti studenta v obrazovatel'nom processe universiteta: avtoref. diss. … kand. ped. nauk. Orenburg : OGU, 2005. 19 p.
4. Andreev V. I. Konkurentologiya: Ucheb. kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2004. 468 p.
5. SHatohin A. G. Konkurentosposobnost' rabotnikov na rynke truda: diss. k. ehkon. n. YAroslavl', 2000. 149 p.
6. Dmitrieva D.D. Prakticheskie aspekty formirovaniya lichnosti konkurentosposobnogo specialista v processe individualizirovannogo obucheniya v vuze. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No 4 (37). URL:http://www.innov.ru/science/economy/prakticheskie-aspekty-formirovaniya/
7. Dmitrieva D.D. Formirovanie navykov samomarketinga v processe vneauditornoj vospitatel'noj raboty so studentami v vuze (na primere studencheskogo kluba professional'noj orientacii). Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No 6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/formirovanie-navykov-samomarketinga/
8. Dmitrieva D.D. Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya konkurentnyh preimushchestv u budushchih vypusknikov vysshih uchebnyh zavedenij na osnove individualizacii obucheniya. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No5 (38). URL:http://www.innov.ru/science/economy/pedagogicheskaya-tekhnologiya-formi/
9. Dmitrieva D.D. Osnovnye podhody k formirovaniyu konkurentosposobnosti specialista v processe individualizirovannogo obucheniya v vuze. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/osnovnye-podkhody-k-formirovaniyu-k/
10. Bulanova-Toporkova M.V. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly. M.V. Bulanova-Toporkova [i dr.]. Rostov n/D.: Feniks, 2002.
11. Mitina L. M. Psihologiya razvitiya konkurentosposobnoj lichnosti. M.: Mosk. psihol.-social'nyj in-t, Voronezh : NPO «MODEHK», 2002. 400 p.
12. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. M.: Nauka, 1986. 255 p.
13. Slastenin V. A., CHizhakov G. I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: Uchebnik dlya vuzov. M.: Akademiya, 2003. 192 p.
14. Dmitrieva D.D. Modelirovanie vospitatel'nogo processa v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Sovremennyj prepodavatel' - doverennoe lico gosudarstva: Sb. nauchn. trudov uchastnikov mezhdun. konf. molodyh uchenyh svetskih i duhovnyh ucheb. zavedenij v ramkah Mezhdunarodnogo lagerya molodezhnogo aktiva «Slavyanskoe sodruzhestvo - 2016». Kursk: OOO «MedTestInfo», 2016. Pp. 222-227.
15. Kagerman'yan V.S., Bodenko L.I. Konceptual'nye osnovy formirovaniya sistemy vospitaniya social'no aktivnoj lichnosti studentov. Organizaciya vospitatel'noj deyatel'nosti v vuzah: vseros. konkurs modelej i proektov. M., 2002. Pp. 13-56.
16. SHajdenko N.A. Sistema vospitatel'noj raboty v uchrezhdeniyah srednego i vysshego professional'nogo obrazovaniya. N.A. SHajdenko [i dr.]. Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. in-ta, 2000. 108p.
17. SHepeleva V.I. Principy organizacii vneklassnoj raboty. M.: Vysshaya shkola, 1991. 117p.
18. Lerner I.YA. Vzaimosvyaz' obucheniya i vospitaniya v celostnom uchebno-vospitatel'nom processe. M.: Pedagogika, 1986. 189 p.
19. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii". "Rossijskaya gazeta", N 303, 31.12.2012.
20. Praktikum po social'no-psihologicheskomu treningu. red. B. D. Parygin. SPb., 2000. Pp. 51-52.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления