Введение
В настоящее время преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества, а именно развитие рыночных отношений, обусловливают необходимость модернизации системы высшего профессионального образования. Под влиянием таких факторов как рыночные условия, расширение и качественное изменения сферы деятельности современного выпускника высшие учебные заведения должны не только повышать качество образования студента, но и развивать его как конкурентоспособную личность.
Проблема формирования личности конкурентоспособного специалиста является одной из важнейших педагогических и экономических проблем, требующих детального изучения и решения.
Материалы и методы
Методологической основой исследования послужили как общенаучные (статистический, аналитический, библиографический) так и специальные (анализа и синтеза) методы исследования.
Теоретическую основу работы составили исследования отечественных специалистов по проблемам формирования конкурентоспособности, научные труды по педагогике и психологии, а также научные изыскания, посвящённые вопросам организации и проведения воспитательной работы в вузах [1-17].
Результаты и обсуждение
Конкурентоспособность представляет собой специфическую особенность демократического общества. Она предполагает формирование соответствующего типа личности специалиста, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности. Конкурентоспособный специалист способен находить эффективные решения в сложных условиях взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности. По мнению О.В. Киржбаум основными показателями конкурентоспособности являются: профессиональная квалификация, мотивационный потенциал, маркетинговый потенциал [1]. Таким образом, конкурентоспособность специалиста определяется как владение совокупностью данных показателей.
Исследователи по-разному трактуют понятие «конкурентоспособность». В данной работе под конкурентоспособностью мы будем понимать владение совокупностью индивидуальных характеристик, которые обеспечивают преимущества перед другими индивидами на рынке труда и влияют на успешность в определённой сфере деятельности.
Определим роль воспитательной работы в формировании конкурентоспособности будущих выпускников высших учебных заведений. Отметим, что всестороннее развитие личности конкурентоспособного специалиста предполагает единство её образованности, воспитанности и общей развитости. Известно, что система воспитания студентов является приоритетным компонентом образования, а также необходимой составной частью педагогической деятельности. Воспитательный процесс в вузе является неотъемлемой частью профессионального и личностного становления будущих специалистов. Таким образом, концепция воспитания студентов в высших учебных заведениях должна быть направлена на создание условий для развития личности будущего конкурентоспособного специалиста [18].
Идеальная цель отечественной системы образования заключается в воспитании индивидуальной и своеобразной личности, сосредоточенной на внутреннем самосовершенствовании и направленной на служение другим, обществу. (Подробнее о внеаудиторной воспитательной работе в высших учебных заведениях см.:[14-17]).
Основная цель воспитательной работы с учащимися вузов заключается в формировании личности конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, социальной активностью, интеллигентностью.
Известно, что конкурентоспособность специалиста формируется из его конкурентных преимуществ: наследственных и приобретённых. Данный факт и поставленная цель определяют следующие задачи работы:
· развитие и совершенствование организаторских, интеллектуальных, креативных способностей студентов, объединение их для реализации творческих проектов;
· формирование навыков здорового образа жизни;
· формирование и совершенствование навыков самоимиджирования и самопрезентации;
· развитие психологических и моральных качеств;
· применение на практике и совершенствование знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения;
· знакомство студентов с основами их будущей специальности посредством общения с профессионалами соответствующей сферы деятельности, объяснение специфики работы;
· формирование внутренней мотивации к обучению и самосовершенствованию;
· совершенствование коммуникативных способностей и навыков профессионального общения [7].
Необходимо отметить, что формы и содержание воспитательной работы в вузе зависят от его профиля. Воспитательная работа в высших учебных заведениях может осуществляться на уровне факультетов и кафедр.
Обратимся к рассмотрению особенностей организации данного процесса на кафедре. Следует отметить, что воспитательная работа на кафедре должна быть организована в соответствии с концепцией воспитательной работы университета. В свою очередь, в университете данный вид деятельности осуществляется на основании Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Программы стратегического развития университета на определённый промежуток времени, а также Устава университета [19].
Отметим, что воспитательная работа может осуществляться как в процессе обучения, то есть во время занятий так и во внеаудиторные часы. Для наиболее способных и активных студентов на базе кафедры могут быть организованы такие студенческие сообщества как студенческий научный кружок, студенческий клуб профессиональной ориентации и т.д. Темы заседаний данных студенческих организаций должны соответствовать профилю вуза. В студенческом научном кружке студенты имеют возможность заниматься научно-исследовательской работой по определённым темам, формируя и развивая, таким образом, свои профессиональные умения и навыки.
Все мероприятия, проводимые со студентами, должны быть направлены на развитие и формирование соответственно наследственных и приобретённых индивидуальных конкурентных преимуществ будущих выпускников. В процессе внеаудиторной воспитательной работы, проводимой на кафедрах необходимо создавать благоприятные условия для проявления творческой активности студентов и их самовыражения. В результате этого они самостоятельно организуют и проводят различные профессионально-направленные мероприятия. Таким образом, активизируются резервные возможности учащихся, мобилизуются их скрытые психологические ресурсы. Подготовка к мероприятию сплачивает студентов в коллектив. В ходе совместной деятельности улучшаются межличностные отношения, сглаживаются противоречия между студентами, что способствует совершенствованию навыков работы в команде.
Отметим, что при проведении воспитательной работы в вузе, следует использовать следующие подходы к процессу формирования конкурентоспособности будущего специалиста: интегративный, личностно-ориентированный, коммуникативный, компетентностный, проблемно-деятельностный и аксиологический [9].
Необходимо также отметить, что в ходе проведения воспитательной работы со студентами вузов необходимо обеспечивать вариативность её содержания в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся посредством анкетирования, ролевых игр и т.д. Целесообразно использование следующих современных форм работы:
· мини-диспут;
· диспут-клуб;
· спор-диалог;
· дискуссия;
· деловые и ролевые игры;
· круглый стол;
· мини-конференция;
· форум;
· социально-психологические тренинги;
· ознакомительные экскурсии на предприятия;
· мастер-классы от специалистов соответствующей сферы деятельности [20].
Выводы
Итак, органическое единство учебного и воспитательного процесса, осуществляемого в высших учебных заведениях, обеспечивает эффективную подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления