Задачи управления рисками в инновационной деятельности вытекают из стратегических целей инновационного развития предприятия, обеспечивая их реализацию.
Задачи управления рисками в инновационной деятельности вытекают из стратегических целей инновационного развития предприятия, обеспечивая их реализацию.
Как в любой сфере деятельности, для обеспечения эффективности принимаемых управленческих решений в сфере управления рисками необходима система контроля над их выполнением как подразделениями предприятия, так и отдельно взятыми должностными лицами [1].
Внутренний контроль – механизм, посредством которого собственники, совет директоров, исполнительное руководство компании получают определённую степень уверенности в том, что компания достигнет поставленных целей наиболее эффективным образом [2, 3].
Цель внутреннего контроля – обеспечить:
своевременное выявление и анализ рисков [2, 4];
достоверность финансовой и управленческой информации;
сохранность активов;
соблюдение законодательства и внутренних процедур;
выполнение финансово-хозяйственных планов;
эффективное использование ресурсов.
Внутренний контроль это процесс, который является одним из средств достижения результата, но не самим результатом. Внутренний контроль осуществляется людьми. Это не просто свод правил и инструкций, но прежде всего сотрудники на каждом уровне в организации. Внутренний контроль может дать правлению и совету директоров лишь разумные гарантии достижения поставленных целей, он создан для достижения целей в различных, но в то же время взаимодействующих категориях.
Существует модель COSO "Интегрированная концепция внутреннего контроля", которая дает определение этому понятию и описывает задачи внутреннего контроля и его компоненты, описывает критерии эффективности системы внутреннего контроля, служит стандартом для оценки его эффективности [5, 6].
Система внутреннего контроля, по оценке COSO, должна строиться из пяти взаимосвязанных компонентов:
1) контрольная среда представляет собой ту атмосферу, в которой сотрудники выполняют свою работу, включая обязанности по внутреннему контролю. Она служит основой для всех других компонентов;
2) оценка рисков. Внутри этой среды руководство оценивает риски, которые могут препятствовать достижению конкретных целей;
3) средства контроля осуществляются для того, чтобы обеспечить исполнение указаний руководства в отношении мер по уменьшению рисков;
4) информация и коммуникация. Необходимая информация фиксируется и сообщается в организации повсеместно;
5) мониторинг. Весь процесс отслеживается, и в него вносятся изменения, по мере того, как это требуют условия.
Критериями (факторами) эффективности контрольной среды являются: порядочность и этические принципы; компетентность сотрудников компании, совет директоров или комитет по аудиту, управленческая философия и стиль управления, организационная структура, распределение полномочий и обязанностей, процедуры и практика работы с персоналом [7, 8].
Оценка рисков – это выявление и анализ соответствующих рисков, угрожающих достижению целей, она создает основу для того, чтобы определить, как управлять этими рисками. Предварительным условием оценки рисков является установление целей, увязанных на различных уровнях и согласованных между собой. Поскольку экономические, отраслевые, законодательные и операционные условия постоянно меняются, у организации должны быть механизмы выявления и устранения рисков, связанных с управлением изменениями.
Средства контроля – правила и процедуры, помогающие обеспечить выполнение указаний руководства и удостовериться в том, что предприняты необходимые действия для устранения рисков достижения целей организации.
Критериями (факторами) эффективности средств контроля являются: правила и процедуры, программные контроли, встроенные в информационные системы, а также контроли, специально созданные для данной организации (одобрение хозопераций, запрограммированные процедуры, инвентаризация, сверка расчетов, разграничение полномочий, регламенты).
Мониторинг достигается путем непрерывного наблюдения, периодической оценки или их комбинации. Постоянный мониторинг осуществляется в ходе операционной деятельности [10]. Он включает в себя деятельность по управлению и наблюдению, а так же другие действия сотрудников, предпринимаемые ими в ходе исполнения должностных обязанностей. Содержание и частота проведения периодических оценок в основном зависят от уровня рисков и эффективности процедур постоянного мониторинга. Недостатки системы внутреннего контроля должны сообщаться вышестоящему руководству, а наиболее серьёзные нарушения – доводиться до сведения высшего руководства и совета директоров .
Но существует ряд ограничений, присущих системам внутреннего контроля: ошибочное суждение при принятии решений; элементарная оплошность или ошибка; контроли можно обойти путем сговора двух или более людей; руководство имеет возможность пренебрегать или игнорировать систему контролей; ограничения в имеющихся ресурсах (соотношение пользы от внедрения контролей с затратами).
Таким образом, хотя внутренний контроль помогает организации достичь поставленных целей и минимизировать риски при инновационном развитии, он в то же время не является панацеей.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления