Введение
Одной из особенностей отечественного фармацевтического рынка является широкий спектр биологически активных добавок (БАД), который на нем представлен. По мнению Смереки В.Ю. и Ермолаевой Е.В. [1], основанном на сравнении с западными странами, перечень БАД на фармрынке России даже избыточен. БАД - природные биологически активные вещества, которые употребляются одновременно с пищей или вводятся в состав пищевых продуктов [2, 3]. Внедрение в рацион питания человека БАД обычно осуществляется для коррекции и оптимизации пищевого рациона.
По техническому регламенту данная продукция не является лекарственным средством, так как относится к специализированной пищевой продукции. БАДы пользуются большой популярностью, о чем говорит увеличение объема продаж на 6% в отличие от прироста в 1% основного аптечного ассортимента. Поэтому БАД для аптеки является вторым по значимости после лекарств ассортиментом, хотя их доля в структуре продаж 5%.
В условиях дефицита финансовых ресурсов в системе здравоохранения, постоянного растущих цен на лекарственные средства, а также, учитывая изменения ассортимента и значительную нестабильность в реализации данной группы товаров, снижение платежеспособности населения в сегодняшних экономических условиях, проведение исследований рынка БАД приобретает особую актуальность.
Материалы и методы
Исследование осуществлялось на основе исследования динамики объемов продаж в натуральном и денежном эквиваленте БАД за 2017 год. Для представления эффективности реализации данного вида товара с декабря 2016 по декабрь 2017 года был использован графический метод.
Основные результаты исследования
БАДы не участвуют в обмене веществ, построении тканей, органов и систем, но при этом являются одним из способов укрепления здоровья, профилактики и лечения многих заболеваний. Научно установлено, что применение биологически активных добавок способствует профилактике диабета, атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний [4-6].
В декабре 2017 года в аптечных учреждениях России продавалось 2 059 торговых наименования БАД, которые представляют 804 производителя. Особенностью российского рынка БАД является то, что наибольшую долю продукции занимают отечественные производители, обеспечивая 62% стоимости и 82% в натуральном выражении, в отличие от рынка лекарственных препаратов, на котором доминирует продукция иностранных производителей (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика продаж БАД в РФ за 2017 год
В декабре 2017 г. емкость российского рынка БАД уменьшилась в стоимостном выражении по сравнению с ноябрем на 1,6% и составила 3,2 млрд. руб. В натуральных единицах измерения рынок упал на 0,5% и составил 29,3 млн. упаковок. При этом с начала изучаемого периода произошло увеличение объема продаж на 0,5% в стоимостном выражении и на 0,7% в натуральном, а финансовые результаты на конец 2017 года составили 3158 млн. рублей при 29,3 миллионах реализованных упаковок.
Факторами, служащими росту продаж БАДов, являются высокая степень осведомленности покупателей о БАД и их влиянии на здоровье, за счет активного продвижения данной продукции в сети розничной торговли (аптеках, аптечных пунктах), а также стремление потребителей вести здоровый образ жизни. В зависимости от системы регистрации и ряда ограничений при этом выделяют две категории БАДов: парафармацевтики (близкие к лекарствам) и нутрицевтики (близкие к пище).
В декабре 2017 г. средняя цена упаковки БАД достигает 108 руб., что на 1,2% ниже, чем в ноябре 2017 г. В первом квартале произошло снижение реализации числа упаковок на 25,2% из-за увеличения стоимости продукции, так как в денежном выражении отмечается положительная динамика объема продаж (изменение составило 8,7% или 275 млн. рублей). Темпы роста аптечного сегмента БАД замедлились относительно 1 квартала 2017 года, и к концу 4 квартала отмечена отрицательная динамика, то есть снижение составило 7,8% в стоимостном выражении, что привело к увеличению продаж на 37% - в натуральном. Лидеры по производству БАДов занимают 29% в стоимостном выражении, и представляют собой компании «Эвалар» (17,6%), PharmaMed (6,7%), Solgar Vitamin And Herb (4,7%).
Высокие темпы продаж добились следующие компании Bayer (прирост увеличился в 4 раза или на 391,6%) и «Парафарм» (86,4%). Bayer представляет на рынке БАД общеукрепляющего действия «Супрадин» и биологически активную добавку «Ренни», применяемую при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, а также при гастритах. Компания «Парафарм» имеет широкую линейку ассортимента – 17 позиций, но основной рост обеспечивает БАД «Простадоз» (БАД, влияющий на репродуктивную систему).
Российский рынок БАДов имеет ряд отличительных особенностей [7-10]. Одна из ни связана с неотрегулированность рынка, основанной на отсутствии договоренности основных игроков. Другая особенность характеризуется тем, что возникающие сейчас проблемные ситуации связаны со становлением самого рынка за рубежом, из-за чего в РФ имеется несовершенный понятийный аппарат. Однако не смотря на это, высокая доля отечественных биодобавок производятся в соответствии с международными требованиями. Около 25% всех БАД в России производится согласно нормам GMP, еще 50% — по стандарту ISO. Таким образом, около 75% отечественных БАД соответствуют международным стандартам производства БАД.
Имея 25% продукции произведенной не по стандартам, БАДы легко фальсифицировать. Значительное количество законодательных норм, которые направленны на регулирование рынка лекарственных средств, не касались сферы обращения БАД [11, 12]. Однако существовали лишь требования к аптечным организациям, реализующим данную номенклатуру товаров. Поэтому имея дифференцируемую сферу обращения биологически активных добавок и основных фармацевтических препаратов, усилия законодателя были направлены на усиление данного разделения [13-15]. Например, введение федерального закона «О рекламе», запрещающего продвигать БАД под видом ЛС и наоборот.
С принятием нового закона от 31.12.2014 №532-ФЗ ситуация существенно изменилась, по крайней мере в отношении фальсифицированных и контрафактных БАДов, которые упоминаются, наряду с лекарственными средствами. Однако пищевые добавки распространяется большинство регулирующих норм, касающихся лекарств [16, 17]. При этом принятый закон отличается более строгим наказанием за выпуск фальсифицируемых БАДов, чем при фальсификации ЛП, так как вводит уголовную ответственность.
Кроме того, теперь Роспотребнадзор и его территориальные органы могут проводить внеплановые выездные проверки торговых предприятий без предварительного уведомления, чтобы выявить некачественные, потенциально опасные пищевые продукты, в т.ч. БАД. Компания «Риа Панда» имеет снижение объема реализации на 39% в стоимостном выражении, что связано, в первую очередь, с тем, что Роспотребнадзор в мае 2017 года запретил выпускать два основных бренда компании – «Сеалекс» и «Али Капс». Так как в обеих добавках был обнаружен «Тадалафил» — действующее вещество рецептурного лекарственного свойства.
Рост фальсифицированной продукции может осуществляться также за счет импорта биологически активных добавок [18, 19]. Товары, получившие статус товаров Таможенного союза практически свободно могут пересекать границу России, что также может повысить риск недобросовестного поведения со стороны субъектов, изготавливающих лекарственные препараты на территории этих государств.
При ввозе на территорию России конкретной партии лекарств таможенные органы вправе требовать только разрешение Минздрава России на ввоз данной партии. Эти полномочия таможенных органов не распространяются на случаи ввоза лекарственных средств со статусом товаров Таможенного союза [20]. Таким образом, в силу буквального толкования законодательства таможенные органы не вправе требовать сертификат качества ввозимых лекарственных препаратов.
Заключение
БАДы не являясь лекарственным препаратом, применяются для оптимизации обмена веществ, нормализации или улучшения функционального состояния органов, снижения риска заболеваний. Поэтому данная продукция пользуется большой популярностью и занимает второе место в розничной торговле после реализации основных лекарственных препаратов. Представляя финансовую выгоду от продаж данной продукции, рынок биологически активных добавок динамично растет и развивается, о чем свидетельствует рост в первом квартале 2017 года на 25%.
С ростом емкости рынка недобросовестные российские и зарубежные производители, нарушая технологии и рецептуры, выпускают на рынок фальсифицированные продукты. В результате на фармацевтический рынок поступает продукция с неизвестными побочными терапевтическими эффектами, минуя необходимые экспертизы и проверки. Поэтому необходимо усилить контроль за оборотом БАДов и ужесточить регистрацию.
В данный момент надзорным органом, осуществляющим контроль, является Роспотребнадзор. Осуществляя проверки продукции российского производства, проводит оценку и анализ соответствия продукции заявленным международным стандартам. Однако необходимо развивать контрольные мероприятия и для импортируемых товаров, имеющих статус товаров Таможенного союза.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления