RU
EN   Информационное агентство INNOV.RU | Суббота, 10 декабря 2016 г. 17:47
Иннов: электронный научный журнал

Совершенствование производственных систем (на примере системы контроля за исполнением работ промышленного предприятия)

Improvement of production systems (for example system monitoring performance of an industrial enterprise)


17.09.13 12:07
222

Выходные сведения: Святов В.В., Чиненков Л.С. Совершенствование производственных систем (на примере системы контроля за исполнением работ промышленного предприятия) // Иннов: электронный научный журнал, 2013. №3 (16). URL: http://www.innov.ru/science/economy/sovershenstvovanie-proizvodstvennykh/

Авторы:
В.В. Святов (НГТУ им. Р.Е. Алексеева),
Л.С. Чиненков (НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

Authors:
V.V. Svyatov (NSTU n. a. R. E. Alekseev),
L. S. Chinenkov (NSTU n. a. R. E. Alekseev)

Ключевые слова: производственные системы, эффективность решения, задачи менеджмента, бизнес-процесс, мотивация

Keyword: production system, efficiency solutions, task management, business process, motivation

Аннотация: Современный менеджмент основывается на использовании различных подходов и средств управления. По критерию эффективности решения сложных задач хорошо себя зарекомендовал системный анализ с использованием компьютерных технологий сбора, передачи, обработки и хранения информации.

Annotation: Modern management is based on the use of different approaches and management tools. Based on their performance solving complex problems is well-established system analysis using computer technologies of collection, transmission, processing and storage of information.

Совершенствование производственных систем (на примере системы контроля за исполнением работ промышленного предприятия)

Современный менеджмент основывается на использовании различных подходов и средств управления. По критерию эффективности решения сложных задач хорошо себя зарекомендовал системный анализ с использованием компьютерных технологий сбора, передачи, обработки и хранения информации. Содержание менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в организации [1].

Особое внимание следует уделять таким задачам менеджмента, состав и содержание которых в минимальной степени зависят от специфики деятельности (масштабов, отраслевой принадлежности, назначения и т.п.). Многообразие организаций, их сложность и разнообразие условий функционирования чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации процессов менеджмента или регламентации состава его функций.

Систематизация управленческих функций необходима любой организации [2]. Это позволяет произвести дифференциацию задач управления, закрепить их за отдельными исполнителями и при этом не потерять организационную целостность.

Классическое представление менеджмента как науки выделяет четыре относительно обособленных, однородных направления управленческой деятельности, т.е. четыре основных функции, составляющие процесс менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль [3, 4].

Планирование (включая прогнозирование) предполагает то, что подготовка к будущему должна быть в максимальной степени на это будущее ориентировано.

Организация – это обеспечение бизнес-процесса всем необходимым для функционирования.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Контроль – проверка и надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.

Организационные процессы в разных фирмах специфичны и разнятся в зависимости от типа, размеров и уровня зрелости организации. Операции в рамках каждого процесса должны определяться и соответствовать отличительным особенностям именно этой организации.

Следует обеспечивать проактивный менеджмент всех процессов, включая процессы, переданные сторонним исполнителям, чтобы сделать их результативными и эффективными для достижения поставленных целей. Этому может способствовать принятие «процессного подхода».

Процессы и их взаимосвязи следует пересматривать на регулярной основе и принимать соответствующие меры по их совершенствованию.

В настоящее время для объекта исследования приоритетной задачей является совершенствование операций контроля за исполнением задач и поручений. В устной или письменной форме руководитель выдает в день до 50 различных заданий — от разработки маркетинговой стратегии до закупки канцелярских скрепок. Но поставить задачу — это только полдела, важно проконтролировать, чтобы она была выполнена в срок.

Проблема усугубляется относительно низкой исполнительской дисциплиной персонала. Существующая система контроля за исполнением работ имеет очевидные недостатки. Прежде всего, это рассредоточение функций по сбору и обработке информации о плановых и текущих работах между разными сотрудниками. Обработку входящих документов осуществляет табельщик-завхоз, им же регистрируются постановка на контроль, учет исполнения документов, информирование исполнителей о сроках. Данная деятельность регламентируется стандартом по делопроизводству. Экономист ведет учет работ по планам мероприятий, работ в соответствии с записями по качеству и др., а также со стандартами СМК. Такое разделение затрудняет получение совокупной информации по выполняемым работам, осложняет их планирование [5, 6].

К тому же отсутствуют формализованные процедуры, обеспечивающие получение информации и контроль за исполнением текущих работ, связанных с техническими вопросами в производстве. Такие работы не могут быть запланированы, требуют высокой оперативности решения, на начальном этапе, обычно, никак не оформлены документально. Организация сбора сведений для руководства подразделения с целью контроля за оперативным исполнением является насущной задачей и одним из направлений развития системы контроля.

Нельзя оставить без внимания во многом устаревшие методы работы сотрудников в части сбора, обработки и хранения информации. Весьма неэффективно используются средства вычислительной техники.

Совершенствование системы необходимо вести комплексно в нескольких направлениях. При этом не стоит недооценивать возможное сопротивление и трудности при внедрении. Особенно таковые возможны при внедрении изменений на уровне всего предприятия, в частности, если будут затронуты стандарты предприятия. Поэтому при проектировании нельзя не учитывать имеющиеся «законы игры» и предусмотреть вариант проекта с минимальными изменениями стандартов.

Реализация организационных изменений невозможна без предварительной оценки текущего состояния бизнеса. SWOT-анализ организации в целом, а также более подробный SWOT-анализ потенциала менеджмента компании позволили выделить основные сильные стороны и возможности организации, проанализировать сложившиеся в настоящее время угрозы и слабые стороны. В результате была подтверждена актуальность выбранной темы и ее соответствие стратегии и организационным целям [7, 8].

Анализ существующей системы контроля был проведен с применением статистических методов оценки с выведением числовых показателей качества её функционирования. Был проведен расчет этого показателя за прошедший период и получена количественная оценка процесса функционирования исследуемой системы. В результате анализа выявлены соответствующие недостатки,  и дальнейшая работа была сфокусирована на их устранении. Это:

·     физическое перемещение документов и, как следствие, высокая трудоемкость процедур;

·     раздробленность информации по работам;

·     неэффективное планирование сложных трудоемких задач;

·     процедуры по сбору информации о работах и контролю их исполнения не регламентированы.

В рамках эскизного проекта была сформулирована концепция предлагаемых изменений и предложено три базовых варианта совершенствования системы:

·     совершенствование бумажного делопроизводства с расширением функциональности;

·     автоматизация процессов сбора, обработки и контроля средствами ЭВМ с разработкой собственного и приобретением коммерческого ПО.

Дальнейший сравнительный анализ позволил выделить окончательный вариант развития системы. Им стало решение по автоматизация процессов сбора, обработки и контроля средствами ЭВМ с приобретением коммерческого ПО. В результате предложены конкретные технические решения, сформирован пакет необходимых документов и составлен план внедрения изменений.

Процесс контроля, являясь частью управленческой деятельности, неразрывно связан с ее остальными аспектами. В рамках данного проекта кроме решения основных задач совершенствования системы контроля решался ряд смежных. Например, для оценки качества функционирования системы контроля разработана методика оценки и сформулированы качественные показатели. При реализации проекта будет осуществлен автоматизированный сбор данных для расчета указанных показателей, что позволит их вычислять ежемесячно. Данные показатели и методика могут быть использованы как элемент системы мотивации при постановке в зависимость от них премиальной части заработной платы сотрудников. Кроме того, эти данные можно использовать для анализа и совершенствования качества процессов деятельности отдела с применением статистических методов. Примененные компьютерные средства автоматизации предоставляют удобные инструменты для планирования, что тоже напрямую влияет на качество управления [8].

Абсолютное большинство выявленных при анализе недостатков должно быть устранено при реализации проекта. Совокупная трудоемкость действий персонала, в том числе управленческого, в рамках процесса контроля будет значительно снижена, при этом будут расширены возможности сотрудников за счет инструментария, предоставленного примененной электронной системой оперативного управления [9, 10].

Были произведены расчеты себестоимости процессов функционирования системы в базовом и измененном вариантах и определен срок окупаемости инвестиций [11]. Проект экономически целесообразен.

Библиографический список


1. Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие // XV Международная научно-методическая конференция: сборник статей / Общество "Знание" России, Приволжский дом знаний, Самарский государственный аэрокосмический университет, Международный институт рынка; Под редакцией Б. Н. Герасимова. 2012.

2. Кафидов В.В. Современный менеджмент // Учебник / Москва, 2012.

3. Тухватулина Л.Р. Российский миф о современном менеджменте // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 3-11.

4. Короткова М.В., Прудникова О.А., Сафина Г.М., Никитина С.О., Черных А.В. Актуальные проблемы современного менеджмента // Ульяновск, 2012.

5. Воронков К.Н. Формирование системы мониторинга СМК на промышленном предприятии // Перспективы науки. 2011. № 3 (18). С. 108-112.

6. Галкина О.П., Самаргина С.Б. Инновационные ресурсы интернет // Иннов: электронный научный журнал, 2011. №2 (7). URL: http://www.innov.ru/science/tech/innovatsionnye-resursy-internet/

7. Можаева Т.П., Ерохина В.А. Управление мотивацией работников в СМК предприятия на основе идентификации персональных ценностей // Вестник Брянского государственного технического университета. 2012. № 2. С. 132-139.

8. Тугускина Г.Н. Особенности оценки человеческого капитала в стоимости предприятия // Экономика и управление собственностью. 2012. № 3. С. 45-49.

9. Аксенова Л.В. Анализ рынка труда, подготовка и привлечение молодых специалистов в развивающие сектора промышленности // Иннов: электронный научный журнал, 2011. №3 (8). URL: http://www.innov.ru/science/economy/analiz-rynka-truda-podgotovka-i-pri/

10. Старых В.А. Открытая информационно-образовательная среда национального уровня – основа ифраструктурной инвариантности // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №1 (10). URL: http://www.innov.ru/science/tech/otkrytaya-informatsionno-obrazovate/

11. Грудина С.И. Синергия количественных и качественных показателей экономического роста // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 139-142.



  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления