Введение
Всемирная организация здравоохранения определяет качество медицинской помощи как совокупность четырех составляющих: доведение до максимума выполнения профессиональных функций; обеспечение минимизации рисков ухудшения здоровья для пациента; оптимальное использование трудоресурсного потенциала; обеспечение максимальной удовлетворенности пациента качеством медицинских услуг. Это формирует потребность в разработке направлений повышения качества оказываемых медицинских услуг в России, чтобы обеспечить ее жителям рост комфорта и качества жизни.
Наличие доступа к высоким технологиям и эффективному медицинскому оборудованию определяет качество оказываемой медицинской помощи в развитых странах, однако основным фактором здесь, учитывая специфику отрасли, продолжают оставаться трудовые ресурсы [1-4]. Поэтому важно оценивать эффективность имеющихся организационно-экономических моделей управления повышения качества деятельности медицинского персонала, являющегося основой роста качества оказываемых медицинских услуг.
Материалы и методы
В статье исследуются положительные и отрицательные стороны моделей управления качеством на основе проведенного контент-анализа в этой области научной проблемы.
Основные результаты исследования
В системе российского здравоохранения выделяют три модели управления качеством: профессиональная, бюрократическая, индустриальная.
Наибольшее распространение профессиональная модель управления качеством получила в условиях стационара. В качестве главного критерия данной модели выступает отсутствие дефектов лечения. При этом качество медицинской помощи зависит непосредственно от квалификации врача, его интуиции и профессионализма. Администрация больницы формирует техническую базу и необходимые условия для работы, но не несет ответственности за последствия лечения. При всем этом данная модель управления качеством имеет ряд недостатков. Во-первых, при оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи часто требуется участие в этом процессе целого ряда специалистов, что вызывает проблемы эффективности координации. Во-вторых, в условиях отсутствия необходимости обеспечения экономической целесообразности проявляются случаи необоснованного лечения. В-третьих, трудно обеспечивать эффективный контроль над качеством лечебно-диагностического процесса в условиях отсутствия нормативов для сравнения и анализа.
Развитие и реформирование здравоохранения, введение системы обязательного медицинского страхования, повышение стоимости практически всех видов медицинской помощи при одновременном сокращении финансирования способствовало поиску новых форм организации работы медицинского персонала, а также методов стандартизации и оценки качества медицинских услуг. В результате чего был осуществлен переход отечественного здравоохранения от профессиональной к административной модели управления качеством. Административная или ее еще называют бюрократическая модель (Quality Assurance – QA) использует механизмы государственного контроля деятельности ЛПУ, основывается на систематическом отслеживании соответствия объемов и результатов медицинской помощи законодательным стандартам. Среди задач, которые ставятся и решаются в ее рамках, следует выделить сокращение расходов при улучшении качества медицинской помощи.
В настоящее время административная модель управления качеством является превалирующей для лечебно-профилактических учреждений России. Осуществляется интенсивная работа по стандартизации деятельности медицинских организаций, что определяет ряд преимуществ этой модели управления качеством. Во-первых, обеспечение контроля качества не только законченных случаев лечения, но и осуществление контроля качества в ходе выполнения лечебно-диагностического процесса. Во-вторых, необходимость выполнения требований по наличию соответствующих сертификатов и лицензии для ведения лечебно-профилактической деятельности определяет непрерывную занятость администрации и персонала медицинских учреждений в решении этих вопросов. В-третьих, регулярный статистический учет за показателями качества, которые служат критериями достижения медицинского и экономического результата, в том числе на основе соответствия установленных стандартов (к таким показателям относится уровень летальности и число повторных обращений за медицинской помощью). В-четвертых, в рамках этой модели стали впервые проводить оценку удовлетворенности пациента медицинской помощью.
Однако, несмотря на многие преимущества, бюрократическая модель имеет существенные недостатки. К таковым мы относим ложность предоставляемых статистических данных, так как оценку деятельности врачей осуществляют непосредственно руководители структурных подразделений, т.е. проверяют сами себя. Недостаточность измерений, отсутствие процессов оптимизации и выявления отклонений лечебно-диагностического процесса приводят к искажению информации, которая в дальнейшем поступает в администрацию. В результате такие данные практически бесполезны, они затрудняют анализ результативности деятельности медицинской организации и не способствуют совершенствованию системы принятия решений по управлению качеством.
Еще одним минусом административной модели является тот факт, что в процесс повышения качества деятельности медицинских учреждений не привлекаются их вспомогательные и хозяйственные службы. Следует отметить, что более всего на эффективности процесса управления качеством в медицинских организациях сказывается факт неучастия рядовых медицинских работников в этом процессе, что, в итоге, приводит к отсутствию мотивации к самосовершенствованию и развитию трудового потенциала. В то время как, по нашему мнению и еще ряда ученых [5-8], именно вовлечение рядовых сотрудников в процесс контроля и повышения качества оказываемых услуг является залогом эффективной работы системы менеджмента организации. Соответственно отсутствие этого приводит к снижению не только качества медицинской помощи, но и деятельности организации в целом. Низкое вовлечение рядовых сотрудников является следствием авторитарного стиля руководства, которое предполагается этой моделью и не всегда позволяет реализовывать персоналу призывы и поставленные задачи руководителя по реализации направлений улучшения качества медицинской помощи.
Для решения выявленных проблем требуется обеспечение взаимодействия и сотрудничества администрации, медперсонала, работников вспомогательных и хозяйственных служб медицинских учреждений, органов управления здравоохранением в работе по непрерывному совершенствованию лечебно-диагностического процесса и деятельности всей системы здравоохранения [9-13].
В рамках третьей модели управления качеством, называемой индустриальной, происходит объединение двух предшествующих моделей. В этой модели качество представляется как интегральный итог творческих и профессиональных усилий коллектива как единого целого. Особенностью индустриальной модели является применение технологии системного мониторинга за процессами оказания медицинской помощи. Важным фактором обеспечения повышения качества медицинской помощи является управление трудовым потенциалом сотрудников. Составным элементом комплекса управленческих мер является внедрение системы менеджмента качества, внедрение которой, как показывает практика [14-19], позволяет значительно повысить эффективность управления не только «основными» производственными процессами предоставления медицинских услуг, но и «вспомогательными» (управление всеми видами ресурсов, в т. ч. персоналом организации), т.е. деятельностью учреждения в целом.
Индустриальные методы менеджмента представляют собой адаптированную к здравоохранению модель непрерывного повышения качества, разработанную Э. Демингом, который сформулировал основополагающие принципы управления качеством и усовершенствовал идеи Джурана (рисунок 1).
Рисунок 1 – Модель Э. Деминга, адаптированная к специфике здравоохранения
Процессный подход является базовым в системе менеджмента качества. В общем виде он может быть представлен в виде функционального блока, обеспечивающего преобразование входов и выходов при наличии необходимых ресурсов и механизмов, как в управляемых условиях, так и в условиях внешних возмущений. Каждый процесс реализуется в пределах заданных параметров (стандартов) и имеет ответственное лицо за результативность его реализации.
К главным инструментам индустриальной модели управления качеством медицинской помощи Воротников А.А. [20] относит:
- приоритетное направление - удовлетворение потребностей пациента, обеспечение безопасности его здоровья;
- развитие корпоративной культуры, в рамках которой происходит гармоничное вовлечение всех сотрудников в процесс управления качеством медицинской помощи;
- мотивация перехода к ответственному самоконтролю самих исполнителей процесса за счет заинтересованности их в итоговом результате лечебно-диагностического процесса;
- управление развитием медицинских технологий, как основа оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
- обеспечение непрерывного повышения качества процесса оказания медицинских услуг за счет саморазвития медицинского персонала, внедрения новых лечебно-диагностических методик и закупки необходимого высокотехнологичного оборудования.
Заключение
Известны три основные модели управления качеством медицинской помощи: профессиональная, бюрократическая и индустриальная. Профессиональная и бюрократическая модели в современных условиях не позволяют в должной мере улучшить качество медицинской помощи. Создание системы организации лечебно-диагностических услуг максимально высокого уровня при минимальной стоимости обеспечивает индустриальная модель. В основе этой модели лежит организация системы менеджмента качества, которая делает индустриальную модель эффективной для процесса развития трудового потенциала медицинских учреждений. «Трудовой потенциал» – это сложная динамичная система, которая совершенствуется в процессе труда, а также позволяет достичь сотруднику нового уровня профессионализма и эффективности деятельности. Отсутствие хороших условий для реализации трудового потенциала, приводят к снижению эффективности использования кадровых возможностей. Диалектическое правило об имманентной связи качества и количества свидетельствует о том, что не может быть каких-то качественных критериев, которые были бы полностью изолированы от количественной стороны трудового потенциала. Важным фактором развития кадров здравоохранения на сегодняшний день является принцип непрерывности медицинского образования, которое позволяет врачу поддерживать необходимый уровень профессиональной компетенции в течение всей трудовой деятельности.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления