Analysis of the impact of the Samara-arena stadium construction, which is carried out in preparation for the 2018 FIFA world Cup, which will be held from June 14 to July 15 in the cities of Russia, on the socio-economic development of the Samara region, is carried out in the article. Holding major sporting events with the creation of sports infrastructure involves the transformation of the place where they will be held. Samara region is a large industrial center located in the Volga Federal district. During the analysis it was found that the construction of the stadium did not have a significant positive impact on the socio-economic development of the region, which manifested itself in 2014-2016 (the beginning of construction and large investments) in the form of negative dynamics on the main socio-economic indicators. It was also found that the funding of development of physical culture and sports of the Samara region some time was in the lead, ahead of the funding of sport in absolute terms and in per capita neighbouring regions that are also significant in the economy of the Volga Federal district – the Republics of Tatarstan and Bashkortostan and Nizhny Novgorod region, which will also be competitions in the championship and where to build such a stadium. In the course of the study, it was found that according to the plan, upon completion of the stadium in Samara, the adjacent territory will be equipped, the number of objects in the tourism sector will increase and the condition of transport networks will improve to the international level.
Введение
Чемпионат мира по футболу, который будет проходить с 14 июня по 15 июля в одиннадцати городах России [1]. Существует опасность бойкотирования проведения соревнований отдельными странами ввиду обвинений британского премьера в адрес России по поводу отравления экс-офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. Позицию Англии решили поддержать Польша, Швеция, Дания и Исландия (рассматривают такой вариант), а также от Великобритании поступил призыв к сборным Германии, Франции и Испании отказаться от участия в первенстве по футболу [2, 3].
Для России подготовка к Чемпионату мира по футболу, с одной стороны, стала дополнительным стимулом для развития массового спорта и спортивной инфраструктуры, а с другой – обернулась крупными затратами, пришедшимися, в основном, на государственный бюджет [4].
В 2013 году были приняты соответствующие нормативно-правовые акты [5, 6], направленные на подготовку к Чемпионату мира по футболу – 2018 в России. Всего на строительство и реконструкцию 12 стадионов и 101 тренировочной площадки было запланировано более 100,8 млрд. руб. [7]. Одним из городов, в числе которых будут проводиться международные соревнования, является Самара – центр Поволжского экономического района и областной центр Самарской области, входящей в состав Приволжского федерального округа [8]. С 2014 г. началось активное строительство и стадионов в городах, что должно было послужить благоприятным фактором для социально-экономического развития субъектов федерации, поэтому проанализируем, как строительство стадиона на 45 тысяч мест в Самаре, где будут проводиться игры Чемпионата мира уровня до четверть-финала, отразилось на изменении объемов инвестиционных вложений в экономику региона, занятости населения, а также объемах финансирования физической культуры и спорта(ФКИС).
Материал и методы
Статья написана с использованием статистической информации Федеральной службы государственной статистики [9,10], статистической информации Министерства спорта РФ [11] и Отчета о реализации инвестиционной деятельности Министерства спорта России 2006-2015 гг. [7]. При анализе данных использовались различные статистико-экономические методы (сбора данных, статистического наблюдения, табличный метод, метод сравнительного анализа, графический метод) [12].
Результаты и обсуждение
Проведение Чемпионата мира по футболу в России в 2018 г. дало реальный шанс российскому футболу повысить собственный уровень – начиная материально-техническим обеспечением и заканчивая улучшением подготовки спортсменов и тренеров, что должно стать фактором для выхода из кризиса в российском футболе, в котором он пребывает на протяжении долгих лет [13-15].
Самарская область – является крупным промышленным центром России, где расположены предприятия машиностроения и металлообработки, топливной, электроэнергетической, химической и нефтехимической промышленности и цветной металлургии. Согласно исследованиям ученых в отношении социально-экономического развития Самарской области, она нуждается в модернизации экономики, укреплении и расширении международных связей, поддержке региональных производителей и повышении инвестиционной привлекательности [16-18], т.к. область занимает 16 место по состоянию на 2017 г. в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, заметно уступая соседнему Татарстану, также входящему в ПФО [19].
Проблема финансирования ФКИС в Самарской области существует, как и в других субъектах страны [20]. Предстоящий Чемпионат мира по футболу, по мнению некоторых авторов, благоприятно повлияет на развитие массового спорта в регионе, стадион «Самара-Арена» на 45 тысяч мест не снизит своей вместимости и станет домашней ареной ПФК «Крылья советов», на территории, прилегающей к стадиону, предусматривается благоустройство и озеленение участков, которые пока находятся под временными сооружениями. Вокруг стадиона появятся прогулочная зона, спортивные объекты и гостиницы, транспортные развязки и дороги доведут до требований международного уровня [21]. Несмотря на позитивные планы, строительство стадиона все же является проблемным – строители не укладываются в сроки и значительно превышен запланированный бюджет, и эксперты предлагают не ослаблять контроль, поскольку при возведении стадиона был обнаружен строительный брак, но речи о переносе матчей из Самары в другой город не ведется [22, 23].
Оценим основные социально-экономические показатели Самарской области для того, чтобы проанализировать ее вклад в экономику федерального округа.
Таблица 1 – Основные социально-экономические показатели Самарской области 2014-2016 гг.
Показатели |
Годы |
Прирост |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
абсолютный |
% |
|
Численность населения, тыс. чел. |
3213 |
3206 |
3203 |
-10 |
-0,3 |
Доля в ПФО, % |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
х |
0,0 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. |
1507 |
1504 |
1504 |
-3 |
-0,2 |
Среднедушевые месячные доходы населения, руб. |
26063 |
27732 |
26488 |
425 |
1,6 |
Относительно уровня ПФО, % |
108,5 |
105,4 |
102,9 |
х |
-5,6 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
300 |
299 |
257 |
-43 |
-14,3 |
Доля в объеме ПФО, % |
12,7 |
12,2 |
10,6 |
х |
-2,1 |
Объем ВРП, млрд. руб. |
1041 |
1152 |
1240 |
199 |
19,1 |
Доля в объеме ПФО, % |
12,1 |
12,6 |
12,5 |
х |
0,4 |
Источник: данные предоставлены Министерством спорта РФ [9, 10]
Самарская область занимает в структуре ПФО не лидирующие позиции, уступая Республике Татарстан, которая получила прорыв в развитии за счет проведения Летней Универсиады 2013 г., повлекшей рост инвестиционной привлекательности региона, и Республике Башкортостан, где ведется добыча нефти. В объеме ВРП федерального округа Самарская область занимает порядка 12,5% (таблица 1). Среднедушевые доходы населения превышают средний уровень по округу, но разрыв в динамике сокращается. Численность населения в регионе составляет всего 10% от общего количества в ПФО и в динамике наблюдается убыль, при этом число занятых в экономике ниже 50%, согласно статистическим данным. Инвестиционные объемы, приходящиеся на Самарскую область, снижаются с 12,7% до 10,6% в структуре, но все же на фоне остальных регионов находятся на приличном уровне.
Общая картина социально-экономических показателей неблагоприятна, поскольку по большинству из них наблюдается отрицательная динамика, связанная, скорее всего, с кризисным состоянием экономики на фоне антироссийских санкций. Но так ли заметно отразились кризисные явления в экономике страны на развитии и финансировании ФКИС в Самарской области и регионах ПФО – Республиках Татарстан и Башкортостан и Нижегородской области, составляющих ему конкуренцию с точки зрения социально-экономического развития, следует выяснить, проанализировать, во-первых, динамику изменения численности людей, занимающихся спортом систематически.
Источник: данные предоставлены Министерством спорта РФ [11]
Рисунок 1 – Численность занимающихся физической культурой и спортом в регионах ПФО, 2013-2016 гг.
Во всех исследуемых регионах наблюдается положительная динамика изменения численности населения, систематически занимающегося спортом (рисунок 1). Распределение населения, занимающегося спортом, пропорционально количеству населения в регионах – наибольшее число приходится на Татарстан, наименьше – на Самарскую область.
Вторым показателем развития ФКИС в регионе является размер финансирования в расчете на одного жителя.
Источник: данные предоставлены Министерством спорта РФ [11]
Рисунок 2 – Динамика финансирования ФКИС в расчете на одного жителя в регионах ПФО в 2013-2016 гг., руб.
Первое, что следует отметить – резкий рост показателя в 2016 г. (рисунок 2), и Самарская область в 2013- 2014 гг. была лидером по величине финансирования, т.е. как и отмечено в государственной программе, финансовые вливания в развитие спорта, в частности футбола, начались сразу после принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В 2016 г. Татарстан сдвинул Самарскую область на второе место, Нижегородская область, где также совершается строительство стадиона для проведения этапов Чемпионата мира по футболу 2018 г., немного отстает от Самарской области. Заметна большая разница в финансировании ФКИС республики Башкортостан относительно соседей, находящемся на несоизмеримо низком уровне в 2015-2016 гг.
Отчасти распределение финансирования зависит от численности населения, а в большей степени от размеров поступлений.
Источник: данные предоставлены Министерством спорта РФ [11]
Рисунок 3 – Объемы финансирования ФКИС в регионах ПФО, 2013-2016 гг.
С точки зрения анализа бюджетов, выделяемых на развитие ФКИС анализируемых в регионах ПФО (рисунок 3), мы видим, что в 2013-2014 гг. бюджеты Самарской области и Республики Башкортостан находятся почти на одном уровне, но после падения цен на нефть – главного вида продукции, обеспечивающего регион налоговыми поступлениями, в Башкирии размеры финансирования ФКИС резко упали, и небольшой подъем экспортных цен на нефть в 2016 г. позволил немного увеличить финансирование ФКИС в республике. Финансирование ФКИС в Самарской области уступило первенство в 2015 г. Нижегородской области, а в 2016 г. Татарстану, где в 2013-2014 гг. были самые низкие объемы финансирования на фоне соседей.
Выводы
В ходе исследования было установлено, что социально-экономические показатели развития Самарской области, где будут проводиться соревнования в рамках Чемпионата мира по футболу в 2018 г., имеют отрицательную динамику развития, что может быть обусловлено отчасти ухудшением экономической ситуации в стране на фоне торгово-экономических санкций в отношении России. Регион является крупным промышленным центром, но уступает по вкладу в экономику федерального округа Республикам Татарстан и Башкортостан по понятным причинам – они являются более привлекательными для инвестиций. Несколько лет Самарская область находилась в лидерах по объемам финансирования ФКИС и в абсолютном размере и в расчете на одного жителя, уступив в 2016 г. лидерство республике Татарстан, что говорит о благоприятном влиянии предстоящего чемпионата на развитие ФКИС в регионе. А республика Башкортостан оказалась напрямую зависима от уровня цен на добытую нефть, что при падении этой цены резко снизило объемы поддержки, оказываемые отрасли ФКИС в регионе. Тем не менее, несмотря на то, что в социально-экономическом развитии Самарской области наблюдается отрицательная динамика, строительство стадиона на 45 тысяч мест «Самара-Арена» преобразило город, улучшив транспортную сеть и качество дорог, повлияв на развитие гостинично-ресторанного бизнеса и сферы медицинского обслуживания, и благоустройство территорий вблизи стадиона.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления