Введение
Российская Федерация состоит из восьми федеральных округов, которые значительно отличаются друг от друга по площади территории, климатическим особенностям, плотности населения, социально-экономическому развитию, а также уровню развития массового спорта. В последние годы происходит активное реформирование физической культуры и спорта в стране, что взаимосвязано со стремлением Правительства страны улучшить социально-экономическое состояние регионов и качество жизни граждан, в том числе за счет развития массового спорта, что благоприятно должно отражаться на показателях здоровья людей, сформировать положительное отношение к здоровом образу жизни среди населения, что особенно важно при воспитании молодежи, выступая профилактической мерой по борьбе с вредными привычками (наркомания, алкоголизм, киберзависимость и гаджетозависимость), и заболеваниями, присущими современному человечеству - ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата, присущие людям, ведущим малоподвижный образ жизни (работа в офисе, передвижение на автомобиле), депрессии и т.д.
Добиться обширного распространения массового спорта и увеличения доли населения, систематически занимающегося спортом, в Российской Федерации удалось за счет осуществления Федеральных целевых программ развития спорта [1, 2], Указа Президента «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [3], Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года [4], а также проведения в России крупных международных спортивных соревнований [5-9], за счет ожидания и подготовки к которым удалось повысить популярность занятий спортом, здорового образа жизни, нарастить количество современных спортивных объектов, поддержать развитие детско-юношеского спорта.
Одним из видов спортивных объектов, распространенных по всей территории страны и являющихся доступными для занятий спортом для всех возрастов и слоев населения, являются физкультурно-оздоровительные комплексы, строительство и финансирование оснащения которых необходимым оборудованием было осуществлено в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.». Распределение финансирования на оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов спортивно-технологическим оборудованием по федеральным округам страны происходило со значительным перевесом в сторону Приволжского (ПФО) и Центрального (ЦФО) федеральных округов, на суммарную долю которых пришлось 55% от общих объемов финансирования [10]. По всей видимости, ПФО и ЦФО были сочтены наиболее перспективными и привлекательными для вложения инвестиций в оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов спортивно-технологическим оборудованием, поэтому целесообразно проанализировать структуру распределения целевых средств в разрезе регионов, входящих в состав ЦФО и ПФО, чтобы установить, какие из регионов получили наибольшие объемы целевых средств и обладают более качественным оснащением физкультурно-оздоровительных комплексов.
Материал и методы
Анализ проводился на основе данных Отчета о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [10] с применением методов статистико-экономического анализа (аналитический метод, метод сбора данных, сравнительный анализ, графический метод и др.) [11].
Результаты и обсуждение
Вопросы финансирования, особенно в отраслях, где необходима высокая доля государственной поддержки, не теряют своей актуальности, в частности это касается отрасли физической культуры и спорта [12], где существует дисбаланс в распределении финансовых средств, влекущий различную степень развития спортивной инфраструктуры в федеральных округах и регионах страны [13, 14].
Развитие массового спорта в ЦФО, как и в других регионах страны, во многом зависит от финансирования, которое поступает на развитие спорта и возможности создавать и содержать спортивные объекты [15-18], при этом стоит отметить, что ЦФО не обделен финансовыми средствами, поскольку в его составе находится Москва – столица государства – а также он является наиболее густонаселенным субъектом РФ, что предполагает необходимость обеспечения досуга граждан, в том числе и высокой степени оснащенности спортивными сооружениями. В ПФО ситуация несколько иная – он является крупным в территориальном плане, но не обладает свойством высокой населенности, а также высокой развитостью промышленного производства и рывок в развитии спорта он получил за счет проведения Летней универсиады в Казани в 2013 г., что требовало создания большого количества спортивных объектов на территории республики Татарстан, повлекшего развитие остальных сфер социально-экономической структуры региона [19-21].
В составе ЦФО находится 17 областей и город федерального значения Москва. Средняя стоимость оснащения одного ФОКа в ЦФО составила 33,7 млн. руб., минимальная величина этого же показателя зафиксирована в Курской области – 13,2 млн. руб., максимальная в Тульской – 79,1 млн. руб. Общая сумма финансирования составила 4383 млн. руб.
*Источник: Составлено автором на основе данных Отчета о реализации ФЦП [10]
Рисунок 1 – Структура распределения финансирования на оснащение ФОКов в разрезе регионов ЦФО
Структура финансирования оснащения ФОКов в ЦФО спортивно-технологическим оборудованием показывает, что финансовые потоки по регионам были распределены относительно ровно, кроме преобладания доли Московской области, сюда же можно стоит отнести и Москву, поскольку они функционируют как единое целое ввиду глубокого взаимопроникновения обоих субъектов в экономики друг друга. Так, на долю Москвы и Московской области пришлось более 20% целевых средств (рисунок 1). Белгородская, Тверская и Воронежская области получили порядка каждая 8-9% от общего объема финансирования. Рязанская, Ярославская, Калужская, Смоленская и Ивановская области по 5-6%, Орловская, Тамбовская, Тульская, Владимирская по 4%, Костромская, Липецкая и Брянская по 3%. Курская область оказалась в самом ущербном положении, получив всего 13,2 млн. руб., в то время как Брянская область, получившая меньше всего средств относительно других регионов ЦФО, получила 127,3 млн. руб. Такое распределение средств говорит о преимущественном положении Белгородской и Воронежской областей - динамично развивающихся регионов Центрального Черноземья, а также влиянием территориального положения – близости к Московской области – на объемы полученных средств. Сама Москва и Московская область по праву получили наибольшие финансовые средства, поскольку на их территории сосредоточена огромная масса населения, а также расположены крупные центры по подготовке профессиональных спортсменов и олимпийского резерва.
В состав ПФО входит 14 областей и республик, средняя стоимость оснащения одного ФОКа составила 26,9 млн. руб., что ниже, чем в ЦФО. Минимальная стоимость оснащения отмечена в Пензенской области – 16 млн. руб., максимальная в Республике Татарстан – 50,9 млн. руб., и количество оснащенных ФОКов превышает количество ЦФО на 32 единицы, а общая сумма финансирования составила 6298 млн. руб., что выше объемов ЦФО на 43,6%.
*Источник: Составлено автором на основе данных Отчета о реализации ФЦП [10]
Рисунок 2 – Структура распределения финансирования на оснащение ФОКов в разрезе регионов ПФО
На долю Республики Татарстан пришлась ¼ доля от общего финансирования оснащения ФОКов спортивно-технологическим оборудованием, причем в абсолютном выражении эта цифра превышает величину почти вдвое сумму, направленную в Москву и Московскую область. Чувашская республика, Саратовская и Оренбургская области получили по 9-11%, Нижегородская область и Республики Башкортостан и Мордовия получили по 6-8%, Самарская и Ульяновская области и Пермский Край по 4-5%, Пензенская и Кировская области и Удмуртская Республика и Республика Марий Эл по 2-3%. В ПФО перепад в распределении финансовых потоков произошел между первым и вторым местами – с 1563 млн. руб. в Татарстане к 706 в Саратовской области, что обуславливает преимущественное положение Республики Татарстан среди остальных регионов ПФО, что связано с проведением Летней Универсиады в Казани в 2013 г. Наименьшее финансировании было получено Кировской областью 106 млн. руб., что превышает объемы Курской области в 8 раз.
Выводы
По результатам проведенного анализа структуры финансирования оснащения ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в лидирующих по полученным объемам целевых средств ПФО и ЦФО в разрезе регионов, было установлено, что особенности распределения в каждом из федеральных округов связаны с определенными причинами. Так, в ЦФО наибольшие объемы были предоставлены Москве и Московской области, поскольку эти регионы наиболее густо населены, а также на их территории располагается большое количество спортивных объектов, спортивных школ по подготовке профессиональных спортсменов и олимпийского резерва. В Белгородской и Воронежской областях – наиболее развитых регионах Центрального Черноземья, а также регионах, находящихся в приграничной близости с Московской областью, объемы полученных средств превышают размеры финансирования остальных регионов. В ПФО львиную долю финансирования получила Республика Татарстан, что обусловлено проведением Летней Универсиады в Казани в 2013 г., давшей огромный толчок в развитии региона на десятки лет вперед. В ПФО было направлено на 43% больше, чем в ЦФО, а также величина средств, полученных Татарстаном в 1,6 раза превышает объемы Москвы и Московской области. Наиболее слабое положение занимает Курская область, получившая меньше всего целевых средств.
Таким образом, стоит отметить, что для развития массового спорта в регионах, занимающих преимущественное положение, сделано достаточно со стороны оснащения ФОКов спортивно-технологическим оборудованием, а для поддержания слабых регионов, таких как Курская область, Липецкая, Брянская, Пензенская и Кировская области необходимо разрабатывать дополнительные меры поддержки и привлечения инвестиций в развитие объектов массового спорта.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления