Введение
В сентябре – октябре 2013 года Председатель КНР Си Цзиньпин определил стратегические направления глобальных инноваций «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь ХХI столетия». Обе стратегии интегрированы в проекте «One belt, one road» и продвигаются Китаем в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами. Проект ориентирован на создание межконтинентальной транспортной системы и призывает к выработке новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулированию экономического процветания вовлечённых стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными цивилизациями.
Один из ключевых вопросов эффективной реализации и долгосрочного развития проекта - вопрос таможенного регулирования. Поскольку успех проекта предполагает новые маршруты, качественно иные приемы и способы перемещения товаров, вопросы таможенного сотрудничества, таможенного администрирования, таможенной инфраструктуры для их решения играют принципиальную, и даже определяющую роль.
Исходные положения
Торговые отношения Китая и России характеризуются быстрыми темпами развития. Рассматривая динамику экспорта товаров России в Китай и импорта товаров России из Китая на период с 2005 г. по 2015 г., можно отметить, что в целом наблюдается рост как импорта, так и экспорта (рис. 1). Однако на графике присутствует кризисная позиция (период с 2008 г. по 2010 годы), связанная с финансово-экономическим кризисом в России, а также кризисная точка - 2014 год. Это связано со спадом российской экономики по причине снижения цены на нефть и введения санкций Запада. В 2016 году темпы спада российской экономики значительно уменьшились и экономика полностью адаптировалась к новым условиям [1, 2, 3, 4].
Рис.1. Динамика экспорта товаров России в Китай и импорта товаров России из Китая на период с 2005 г. по 2015 г.
Стратегическое сотрудничество способствует экономическому росту национальных экономик двух стран, укреплению их стабильности и безопасности, а также выполнению других задач в рамках партнерских соглашений. Такого рода сотрудничество предполагает изменение структуры торгово-экономических, а, как следствие, и таможенных взаимоотношений Китая с государствами-членами ЕАЭС.
Три десятилетия структурных изменений и быстрого роста в сравнении со многими странами мира сделали Китай локомотивом мировой экономики и одной из двух ведущих экономик мира. Страна также стала крупнейшим мировым производителем и экспортером большинства видов промышленной продукции. Нельзя не отметить и тот факт, что Китай является одним из ключевых торгово-экономических партнеров как Казахстана, так и других членов ЕАЭС.
Довольно важным аспектом работы является то, какие интересы преследует Россия как участница ЕАЭС:
1.Статус крупной транзитной зоны.
2.Рост окупаемости вложений в транспортную инфраструктуру.
3.Более активное развитие регионов азиатской части страны.
4.Поставки российской продукции в Азию [5, 6, 7].
Важнейшим шагом в оптимизации совместной деятельности двух стран стало ведение переговоров в области налаживания контактов Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. В рамках переговоров был подписано «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества» [8]. Договор был заключен в соответствии со Стратегией Экономического пояса Шелкового пути и Морского пути – абсолютно новой парадигмой экономического и геостратегической развития стран Востока и Запада, инициатором которой выступил Китай. Парадигма «Один пояс и один путь» определяет стратегию внешнеэкономической политики Китая.
Цели Стратегии экономического пояса Шелкового пути [9]:
1. Обеспечение стабильного расширения торгово-экономического сотрудничества
2. Последовательное наращивание масштабов инвестиционного сотрудничества
3. Продолжение работы, направленной на активизацию использования национальных валют при расчетах в двусторонней торговле
4. Укрепление российско-китайского всеобъемлющего энергетического партнерства
5. Взаимодействие в реализации Программы российско-китайского сотрудничества в области космоса на 2013–2017 годы
6. Создание эффективных механизмов инновационного взаимодействия и др.
Задачи Стратегии Экономического пояса Шелкового пути:
1. Обмен мнениями между участниками проекта относительно путей экономического развития для того, чтобы выявить потенциальные конфликтные точки, устранить их и приступить к объединению стратегий развития с учётом экономической, политической, правовой практик стран-участниц Экономического пояса Шелкового пути.
2. Формирование транзитно-транспортной системы, которая объединит страны Центральной Азии и Китай, а также свяжет регион с Африкой и Европой.
3. Постепенное снижение и затем полная ликвидация торговых и инвестиционных барьеров между участниками Экономического пояса Шелкового пути (это необходимо для раскрытия, в рамках концепции, торгового и инвестиционного потенциалов стран-участниц, так, чтобы скорость движения капитала внутри экономической системы была максимально возможной).
4. Усиление многостороннего сотрудничества в финансовой сфере, обеспечение бесперебойного денежного обращения, гармонизация валютных систем стран-участниц (предполагается создать сеть региональных финансовых организаций развития и оптимизировать движение финансовых потоков).
5. Активизация международных отношений.
Материалы и методы
В ходе работы был использован графоаналитический метод, который позволил выделить область преимуществ альтернативных путей перемещения грузов. Исследование было произведено на основании Стратегии Экономического пояса Шелкового пути как основного источника информации в сфере развития российско-китайских отношений. Информация касаемо временных затрат о перемещении товаров, а также о количестве соответственно пересекаемых таможенных постов взята из официальных информационных агентств, на которой основана большая часть работы.
Результаты и обсуждения
Рассматривая проблему сотрудничества можно целенаправленно говорить о двух аспектах развития взаимоотношений Китая и России: торгово-экономическом и таможенном, наиболее важном в рамках исследования. В данном случае проблема таможенного развития является следствием торгово-экономической проблемы. Более детально постановку проблемы можно рассмотреть на схеме (см. рисунок 2).
Рис.2. Таможенный аспект как часть торгово-экономического аспекта деятельности
В результате решения этих задач в регионе должна улучшиться бизнес-среда, сформироваться практика свободного перемещения и распределения капиталов, удалённые внутриконтинентальные регионы получат новые возможности для развития, регион станет более открыт внешнему миру и станет полноценной частью глобальной экономики.
Остро встает вопрос о том, каким образом будет функционировать таможенная структура ЕАЭС во взаимоотношениях с Китаем. В рамках данного проекта главная задача – это упрощение таможенных и иных процедур для облегчения предпринимательской деятельности и расширения масштабов сотрудничества [10, 11].
Заинтересованные страны вдоль Шёлкового пути, в том числе Россия, должны усилить таможенное сотрудничество в сфере обмена информацией, взаимного признания результатов таможенного контроля и взаимопомощи правоохранительных органов, а также двустороннего и многостороннего сотрудничества по вопросам инспекции и карантина, сертификации и аккредитации, статистики, таким образом способствуя вступлению в силу и реализации «Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли». Улучшить таможенную инфраструктуру на пунктах пропуска границы, ускорить введение на КПП режима «одного окна», уменьшить издержки, увеличить пропускную способность. Повысить безопасность цепи поставок и облегчить их процесс, стимулировать координацию процедур трансграничного надзора и онлайн проверку карантинных сертификатов, осуществить взаимное признание посредников, прошедших сертификацию (дистрибьюторов); снизить нетарифные барьеры, повысить прозрачность торговых мер технического характера, а также уровень либерализации торговли и упрощения процедур [12, стр. 255].
Одной из проблем эффективного экономического сотрудничества между Россией и Китаем являются дорогостоящие транспортные перевозки, что невыгодно для обеих стран. Образование ЕАЭС является перспективой для наиболее дешевых транспортных перевозок, а также более удобной процедуры транзита. В данной ситуации возникает проблема неокончательной сформированности законодательной базы ЕАЭС и отсутствия четкого понимания деятельности в сфере таможенного дела. Тем не менее, развитие ЕАЭС продолжается, хоть и небыстрыми темпами, что способствует разработке новых проектов в рамках Экономического пояса Шелкового пути.
Считается, что активная мировая экономическая, торговая и политическая глобализация будет в дальнейшем преобразовывать интеграционные союзы, в том числе и ЕАЭС. Таким образом, возможно объединение союзов и их ускоренная эволюция. ЕАЭС и Экономический пояс Шелкового пути будут сближаться на базе межгосударственных интересов и последовательно преобразовываться в новый трансконтинентальный Евразийский таможенный союз [13, стр. 5].
В ходе российско-китайских переговоров были подписаны документы, определяющие дальнейшее развитие совместных действий. Многие проекты связаны с развитием высокоскоростного транспортного коридора между двумя странами, что позволило бы сократить издержки при перевозке товаров, а также ускорить время их перемещения.
В рамках сотрудничества также планируется создание зон свободной торговли между такими крупными региональными объединениями как ЕАЭС и «Единый пояс Шёлкового пути», затем – подписание ряда торгово-экономических соглашений между Россией и Китаем в частности. Государственные органы определяют направления развития российско-китайских отношений, поэтому политический аспект влияет на механизмы достижения поставленных целей Стратегии.
14 мая 2017 года в Пекине открылся форум «Один пояс и один путь». Российский Президент В.В.Путин напомнил, что в России развиваются территории опережающего развития, инфраструктура портов и аэропортов Дальнего Востока. По его словам, большие перспективы также у инициативы России по созданию проекта большого азиатского энергокольца. Также отмечалось, что Россия располагает избыточными генерирующими энергомощностями на Дальнем Востоке. На сегодняшний день происходит реальное инвестирование проекта «Ямал СПГ» за счет средств Фонда Шёлкового пути. Однако на самом деле планируется создание и других проектов. Касаемо создания совместных проектов России со странами Европы в рамках Стратегии, необходимо сказать, что происходит совместное рассмотрение проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры. В частности продолжается конструктивный диалог со Словакией и другими странами Европы [14, 15, 16, 17].
В целом стоит отметить, что Стратегия экономического развития «Один пояс – один путь» – это международная инициатива Китая, направленная на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных, а также экономических коридоров, связывающих более 60 стран. Такие выводы были сделаны на основе следующих данных:
1.63 % населения планеты проживает на территории, через которую пройдут пути.
2.Более 100 стран и международных организаций уже присоединились к этой инициативе.
3.Более 40 стран подписали соглашения о сотрудничестве с Китаем.
4.Более 50 млрд долл. США Китай инвестировал в экономики стран вдоль «Пояса и пути» с 2013 г. [18]
В ходе реализации поставленных целей и задач региональные объединения стоит продолжать и развивать конструктивную роль прилегающих территорий, региональных и субрегиональных международных форумов, выставок, а также Боаоского Азиатского Форума, Ярмарки «Китай – АСЕАН», ЭКСПО «Китай – Евразия», Евразийского экономического форума, Китайской международной инвестиционно-торговой ярмарки, Ярмарки «Китай – южно-азиатские страны», ЭКСПО «Китай – Арабские страны», Международной ярмарки Западного Китая, ЭКСПО «Китай – Россия», Форума сотрудничества «Цяньхай» и других платформ [19, 20, 21]. Всё это составляет основу для реализации проекта «Один пояс и один путь».
На сегодняшний день рассматривают три возможных маршрута Шелкового пути:
1.«Шелковый путь» через Грузию и Турцию.
2.«Шелковый путь» через Грузию и Украину.
3.«Новый Шелковый путь» через Россию.
Далее схематично представим данные пути перемещения в зависимости от количества пересекаемых таможенных постов и времени, затрачиваемого на доставку груза из Китая в Европу (см. рисунок 3).
Рис. 3. Графическое изображение альтернативных путей перемещения грузов в зависимости от времени и количества пересекаемых таможенных постов
Исходя из графика, можно явно заметить область преимуществ, образовавшуюся в результате схематичного изображения возможных альтернатив перемещения. Данная область описывает то количество времени, которое было бы затрачено в результате выбора перемещения через Грузию и Украину или Грузию и Турцию.
Таким образом, исходя из имеющихся данных, можно говорить о наибольших перспективах перемещения грузов через Россию, чем через иные пути перемещения, и, при достижении указанных в ходе работы целей и задач, сделать вывод об эффективности Стратегии в целом. При этом необходимо отметить, что построенные графики не учитывают различного рода задержки на границах, связанные с человеческим фактором, непредвиденные обстоятельства и морские перевозки, например по Транскаспийскому маршруту и т. д. На самом деле, Шёлковые пути через Грузию и Турцию, через Грузию и Украину занимают порядка 12-16 суток, а через Россию всего 4-5 суток при планируемой разгрузке Транссибирской магистрали.
Подводя итог, необходимо отметить, что в ходе работы были выявлены следующие проблемы (в рамках таможенного аспекта деятельности):
1. Дорогостоящие транспортные перевозки, строительство транспортных магистралей.
2. Установление торговых контактов между сотрудничающими странами.
3. Формирование единой таможенной системы в рамках Стратегии (в перспективе создание зон свободной торговли).
4. Неокончательная сформированность законодательной базы ЕАЭС и отсутствие четкого понимания деятельности в сфере таможенного дела.
Майский Международный форум «Один пояс, один путь» подтвердил по факту, что Россия является «вторичным» вариантом в реализации Экономического пояса Шелкового пути. Однако, по нашему мнению, этот вопрос требует дальнейшего изучения.
Несомненно, что перспективы сотрудничества России и Китая в рамках Стратегии Экономического пояса Шелкового пути очевидны. И именно таможенный регулятор может стать решающим фактором в изменении ситуации. Изучив данную проблему, мы сформировали соответствующие предложения реализации Стратегии с учетом решения таможенных вопросов. Первое предложение касается создания сети Свободных экономических зон. Схематично такую сеть можно представить следующим образом (см. рисунок 4):
Рис. 4.Сеть СЭЗ в рамках Стратегии Экономического пояса Шелкового пути, пролегающая через Россию
Подобная сеть СЭЗ предполагает помещение ввозимых товаров под процедуру свободной таможенной зоны. Такая процедура предоставит резидентам ряд таможенных льгот и налоговых преференций. Достижение поставленных целей при создании сети СЭЗ планируется осуществить в течение 20 лет. Также возможен вариант сдачи земли в аренду сроком на 50 лет с последующей её передачей по наследству.
Второе предложение – создание трафика СЭЗ. Трафик предполагает объединение СЭЗ в единое целое, создание «сквозной» сети СЭЗ. Таким образом, второе предложение является прямым следствием первого, его дальнейшей целью.
Выводы
Таким образом, рассмотрев проблемы развития российско-китайских отношений под углом таможенного аспекта, было выявлено, что перспективы сотрудничества России и Китая в рамках Стратегии Экономического пояса Шелкового пути очевидны. Для дальнейшего развития необходима активизация работы ЕАЭС по двусторонним торговым соглашениям со странами, которые представляют значительный интерес в качестве рынков сбыта для продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для инновационной экспортной продукции России и ЕАЭС. Для дальнейшего торгово-экономического сотрудничества стран и реализации проектов необходимо обеспечение льготных условий и предоставление взаимных преференций.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления