INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Теоретические основы формирования личности конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе

Theoretical bases of competitive specialist`s personality formation on the basis of individualization of training in the university



УДК 331.5

06.04.18 10:09
2267

Выходные сведения: Дмитриева Д.Д. Теоретические основы формирования личности конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya/

Авторы:
Дмитриева Д.Д.
к. пед. н., старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России», Курск, Россия (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3), e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru

Authors:
Dmitrieva D. D.
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the «Russian Language and Speech Culture» Department of Kursk State Medical University
(305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru)

Ключевые слова: конкурентоспособность специалиста, конкуренция, рынок труда, трудоустройство, индивидуализация обучения, индивидуальная образовательная траектория, критерии и показатели конкурентоспособности, индивидуальная профессиональная траектория

Keyword: competitiveness of the specialist, competition, labor market, employment, individualization of training, individual educational trajectory, criteria and indicators of competitiveness, individual professional trajectory

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс формирования личности конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализированного обучения в высших учебных заведениях. Автором проводится анализ исследований, посвящённых особенностям формирования конкурентоспособности специалиста на рынке труда и индивидуализации обучения и профессиональной подготовки в вузах. В исследовании рассматриваются основные проблемы, существующие в современных рыночных условиях, а именно дефицит вакантных мест и недостаточное количество высококвалифицированных специалистов. По мнению автора, решение данных проблем заключается в модернизации системы высшего профессионального образования с целью формирования личности конкурентоспособного специалиста. В связи с этим изучаются возможности индивидуализации обучения в вузах для подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

В статье приведены основные определения понятий: «конкурентоспособность», «индивидуализация обучения» и «индивидуальная образовательная траектория», рассмотренные в исследованиях по экономике, педагогике высшей школы и методике высшего профессионального образования. Автором также сформулированы собственные определения данных понятий. В процессе исследования рассмотрены критерии и показатели конкурентоспособности специалиста, ориентирующие в выборе эффективных методов, средств и организационных приёмов для качественной профессиональной подготовки будущих выпускников вуза. По мнению автора, цель индивидуализированного обучения в системе высшего профессионального образования заключается в развитии у каждого студента индивидуальной образовательной траектории, являющейся основой для формирования индивидуальной профессиональной траектории будущего специалиста.

В результате исследования автор делает вывод, что индивидуализация обучения и профессиональной подготовки в вузе способствует формированию личности высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста, готового к постоянному самосовершенствованию.

Annotation: 

This article considers the process of competitive specialist`s personality formation on the basis of individualized training in the university. The author analyzes the researches devoted to the peculiarities of specialist`s competitiveness formation in the labor market and individualization of training in universities. This research examines the main problems existing in the current market conditions, namely the shortage of vacancies and the insufficient number of highly qualified specialists. In the author's opinion, the solution of these problems is to modernize the system of higher professional education aimed at forming competitive specialist`s personality. In this connection, the possibilities of individualization of training in universities for specialists` training in demand on the labor market are being studied.

The article presents the main definitions of the concepts: "competitiveness", "individualization of training" and "individual educational trajectory", considered in studies on economics, pedagogy of higher education and methods of higher professional education. The author also formulates his own definitions of these concepts. In the process of research, the criteria and indicators of specialist`s competitiveness are considered. They orient in the choice of effective methods, means and organizational methods for high-quality professional training of future graduates of the university. In the author's opinion the purpose of individualized training in the system of higher professional education is to develop each student's individual educational trajectory, which is the basis for future specialist`s individual professional trajectory formation.

As a result of the research, the author concludes that the individualization of training and vocational training in the university promotes the formation of highly qualified and competitive specialist`s personality which is ready for constant self-improvement.



Теоретические основы формирования личности конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе

Введение

В данной статье рассматриваются особенности формирования личности конкурентоспособного специалиста в процессе индивидуализированного обучения и профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.

В современных экономических условиях на рынке труда существуют две основные проблемы. С одной стороны выпускники вузов сталкиваются с трудностями при трудоустройстве, а именно с нехваткой вакантных мест и большой конкуренцией. С другой стороны на современном рынке труда имеется острая необходимость в высококвалифицированных специалистах.

На наш взгляд решение данных проблем заключается в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. В данном процессе ведущая роль принадлежит системе высшего профессионального образования. Необходимо модернизировать систему подготовки кадров, учитывая требования работодателей и индивидуальные особенности будущих специалистов. Выпускники высших учебных заведений должны понимать, что развитие инновационной экономики, предупреждение негативных тенденций на рынке труда, а также реализация принципов достойного труда неразрывно связаны с превращением личностного, творческого, образовательного и трудового потенциала человека в основной фактор экономического роста.

Отметим, что исследованием системы обеспечения конкурентоспособности различных объектов занимались многие учёные. Согласно Фатхутдинову Р.А. система обеспечения конкурентоспособности любого экономического объекта представляет собой комплекс мероприятий по достижению конкурентоспособности объекта управления. Это могут быть плановые, производственные, бытовые и другие мероприятия, которые должны носить системный характер [1].

Конкурентоспособному специалисту на рынке труда необходимо обладать способностями к личному самовыражению, уникальными особенностями, высоким уровнем личностного потенциала, который обусловлен профессиональной квалификационной подготовкой и личными качествами. Кроме этого он должен заниматься активной деятельностью и уметь выгодно представить себя в конкурентной борьбе за вакантное место.

Стоит отметить, что именно система высшего профессионального образования формирует у будущих выпускников базис профессиональных компетенций, навыков и знаний, а также определяет предпосылки к их дальнейшему расширению и применению. На наш взгляд индивидуализированное обучение в вузе позволит осуществлять подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.

Материалы и методы

При разработке темы использовались методы системного анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Кроме того для подробного изучения темы публикации была проведена систематизация научных исследований российских и зарубежных авторов, касающихся проблем конкурентоспособности специалиста на рынке труда, а также индивидуализации обучения и профессиональной подготовки.

При анализе научных исследований были выделены следующие направления: конкурентоспособность на рынке труда – Ивановская Л., Суслова Н., Сотникова С.И., Томилов В.В., Семеркова Л.Н. [2,3,4]; система обеспечения конкурентоспособности различных объектов – Фатхутдинов Р.А., Ляпкина Н. А. [1,5]; определение и содержание понятия «индивидуализация обучения» –Бударный А.А., Бабанский Ю.К., Дядиченко Е.А., Якиманская И.С., Гронлунд Н.Е.[6,7,8,9]; определение и содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория» – Хуторской А.В., Якиманская И.С. [9,10].

В экономической литературе представлен широкий спектр определений конкурентоспособности различных объектов: работника, персонала, рабочей силы, трудовых ресурсов и человеческого капитала. В рамках данного исследования наибольший интерес для нас представляет определение понятия «конкурентоспособность работника», рассмотренного рядом авторов (Колосова Р.П., Меликьян Г.Г., Шатохин А. Г., Хлопова Т.В., Галузо Е.А., Озерникова Т. Г., Вирина И.В., Тарасова Л.А., Степусь А.Ф. и др.) [11-18]. Работы данных авторов составляют теоретическую основу нашего исследования.

Результаты и обсуждение

Проблема формирования личности конкурентоспособного специалиста на рынке труда на основе индивидуализированного обучения в вузе является многоаспектной и сложной. Она требует всестороннего анализа исследований, посвящённых особенностям протекания данного процесса.

Как конкурентоспособность, так и индивидуализация обучения во множестве источников трактуются неоднозначно. Проанализировав экономическую литературу, а также исследования по педагогике высшей школы и методике высшего профессионального образования, рассмотрим некоторые из определений данных понятий.

С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» предлагает следующее определение понятия «конкурентоспособность»: «способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам» [19].

Фатхутдинов Р.А. трактует конкурентоспособность как «способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [1].

Известно, что существует большое количество различных объектов конкурентоспособности на рынке труда, включающее конкурентоспособность трудовых ресурсов, рабочей силы, персонала, работника и т.д. Для нас особый интерес представляют определения, касающиеся конкурентоспособности работника. Рассмотрим некоторые из них. Ряд исследователей (Сотникова С.И., Меликьян Г.Г., Колосова Р.П. и Шатохин А.Г.) определяет конкурентоспособность работника как меру соответствия его способностей требованиям рынка и работодателей, то есть как возможность участия в социально-экономическом развитии страны [3,11,12].

По мнению других авторов, а именно Вириной И.В., Тарасовой Л.А, Сотниковой С.И. конкурентоспособность работника – это наличие у него определённых свойств и качеств, благодаря которым становятся возможными высокие индивидуальные достижения в трудовой деятельности [16,17,3].

Согласно Хлоповой Т.В. и Галузо Е.А. рассматриваемое понятие представляет собой уровень профессионализма и подготовленности сотрудников предприятия и их соответствие определённой должности или конкретному рабочему месту [13,14].

Под конкурентоспособностью работника Степусь А.Ф. понимает развитость, а также меру накопления человеческих трудовых ресурсов [18].

Ляпкина Н.А., Озерникова Т.Т., Шатохин А.Г. трактуют конкурентоспособность работника как способность выдерживать конкуренцию на рынке труда [5,15,12].

Кара А.Н. в своём исследовании определяет конкурентоспособность работника как степень развития его профессиональной компетентности как качественной характеристики индивидуальной рабочей силы, которая обеспечивает спрос со стороны работодателей [20].

По нашему мнению понятие «конкурентоспособность специалиста» представляет собой владение совокупностью индивидуальных характеристик, которые обеспечивают преимущества перед другими индивидами на рынке труда и влияют на успешность в определённой сфере деятельности.

Обратимся к рассмотрению понятия «индивидуализация обучения». В «Словаре иностранных слов» под редакцией А.Г. Спиркина индивидуализация определяется как «выделение личности или особи по ее индивидуальным свойствам; принятие во внимание особенностей каждого индивидуума» [21].

В «Российской педагогической энциклопедии» понятие «индивидуализация обучения» рассматривается как организация учебного процесса, при которой индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей обусловливают выбор методов, приемов, темпа обучения и т.д. [22].

А.А. Бударный и Ю.К. Бабанский трактуют индивидуализацию как особый способ организации обучения, который предполагает учёт особенностей учащихся: типологических и индивидуально-психологических, а также особую систему взаимодействия учителя и ученика [6,7].

Е.А. Дядиченко рассматривает индивидуализацию как «систему управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого» [8].

Согласно Якиманской И.С. индивидуализация представляет собой учёт индивидуальности каждого учащегося, то есть особенностей его психофизиологической организации в её неповторимости, своеобразии и уникальности [9].

В данном исследовании термин «индивидуализация обучения» определяется нами как учёт всех свойств студента как индивидуальности. Таким образом, при индивидуализированном обучении следует учитывать, прежде всего, личностные свойства учащихся, а также способности и умения осуществлять речевую и учебную деятельность. Основой индивидуализации является многогранная индивидуальность студента. Отметим, что индивидуализированное обучение в высших учебных заведениях предоставляет большие возможности для формирования личности конкурентоспособного специалиста. Определим особенности данного процесса.

В первую очередь рассмотрим основные критерии и показатели конкурентоспособности специалиста как его качественные и количественные характеристики. Отметим, что по этому поводу у учёных нет единого мнения. В рамках темы нашего исследования критерий представляет собой признак, по которому можно установить и оценить отличительные особенности специалиста на рынке труда. В качестве признаков исследователи выделяют следующие индивидуальные характеристики конкурентоспособного специалиста: физические данные, умственные и творческие способности, знания, умения и навыки, профессиональный опыт, психологические и моральные качества, личные мотивации, а также коммуникативные способности.

Под показателем понимают характеристику определённого явления, которая оценивается соответствующим образом. Сотникова С.И. делит все показатели конкурентоспособности специалиста на базовые и частные. Благодаря базовым показателям можно определить потенциальную и фактическую эффективность труда в зависимости от личностных особенностей, уровня знаний, а также умений и навыков специалиста. По качественным показателям можно определить спрос работодателей на рабочую силу и   требования к качеству труда, таким образом, они отражают востребованность специалиста на рынке труда в зависимости от его профессиональных способностей [3].

Киржбаум О.В. считает, что уровень конкурентоспособности выпускника высшего учебного заведения характеризуется определёнными группами показателей. Остановимся на их подробном рассмотрении:

·        профессиональная квалификация, отражающая уровень и сложность образовательной программы, успешность её усвоения и качество подготовки;

·        мотивационный, позволяющий определить цели, ценностные ориентации, уровень притязаний выпускника в профессиональной деятельности, а также его самооценку собственных способностей, возможностей и личностных качеств;

·        маркетинговый потенциал, отражающий способности выпускника к взаимодействию с работодателем, его готовность к переподготовке и профессиональному самосовершенствованию, уверенность в поведении при трудоустройстве [23].

В системе высшего образования критерии и показатели конкурентоспособности специалиста ориентируют в выборе наиболее эффективных методов, средств и организационных приёмов для качественной профессиональной подготовки будущих выпускников вуза.

Авторы монографии «Конкурентоспособность как фактор успешности молодого специалиста на рынке труда» Беленов О.Н., Колесникова О.А., Звездинская А.В., Маслова Е.В. рассматривая конкурентоспособность молодых специалистов, предлагают разделить её на первичную и вторичную. По их мнению, первичная конкурентоспособность – это владение комплексом теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных в высших учебных заведениях. Вторичная конкурентоспособность формируется благодаря постоянному профессиональному совершенствованию молодого специалиста, его ориентации на повышение квалификации и карьерный рост [24].

На наш взгляд индивидуализированное обучение и профессиональная подготовка в вузе способствует не только формированию первичной конкурентоспособности будущих выпускников, но и закладывает фундамент для развития их вторичной конкурентоспособности.

Основной целью индивидуализации обучения в системе высшего профессионального образования является развитие индивидуальной образовательной траектории каждого студента, будущего конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

Процесс индивидуализированного обучения способствует личностному развитию будущего специалиста и формированию его индивидуальной образовательной траектории. Учёт индивидуальных особенностей студентов при обучении в вузе помогает создать истинную мотивацию к получению знаний, необходимых для освоения профессии.

Известно, что «личность» имеет сложную многокомпонентную структуру. Она включает в себя следующие составляющие: определенные способности, интеллектуальные, моральные, эмоциональные и волевые качества, темперамент, индивидуальные потребности, идеалы, интересы, а также опыт, навыки и умения [25]. Данные компоненты личности находят отражение в профессиональной деятельности специалиста. В связи с тем, что личность всегда индивидуальна, стиль профессиональной деятельности, а также траектория профессионального развития каждого специалиста тоже индивидуальны.

Проблеме выявления индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) студента посвящено большое количество исследований по психологии и педагогике (Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, А.Б. Воронцов, Г.Н. Прозументова, А.В. Хуторской, А.Н. Тубельской, Е.А. Александрова, И.С. Якиманская, Н.Н. Суртаева) [10,9]. В них авторами представлены различные определения данного понятия с позиций проблемно-рефлексивного, деятельностного и аксиологического подходов. Например, А.В. Хуторской под индивидуальной образовательной траекторией подразумевает персональный путь реализации личностного потенциала каждого студента в образовании. В свою очередь личностный потенциал студента здесь рассматривается как совокупность его организационных, познавательных, творческих и иных способностей. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей студентов происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [10].

Под индивидуальной образовательной траекторией студента в процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста мы будем понимать персональный путь обучения и развития студента с реализацией его личностного потенциала, то есть личностных свойств, способностей, умений осуществлять речевую, учебную и профессиональную деятельность. Формирование индивидуальной образовательной траектории студентов осуществляется также с учётом различий и особенностей их культур, традиций, обычаев, национальных особенностей, а также личностных и национальных ценностей.

Выводы

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория, сформированная в процессе индивидуализированного обучения студентов в вузе, служит основой для формирования индивидуальной профессиональной траектории будущего выпускника.

Известно, что в формировании конкурентоспособности специалиста большая роль отводится не только его личностным качествам, знаниям, умениям и навыкам, которыми он владеет, но и стремлению к их постоянному совершенствованию. На наш взгляд именно индивидуальная профессиональная траектория специалиста, как результат индивидуализированного обучения в вузе способствует созданию у выпускников внутренней мотивации к постоянному самосовершенствованию, то есть формирует у них стремление к саморазвитию и творческой самореализации в профессиональной деятельности.

В результате нашего исследования можно сделать вывод, что индивидуализация обучения в высших учебных заведениях способствует формированию личности высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста, обладающего всеми необходимыми знаниями умениями и навыками для успешного трудоустройства.



Библиографический список


1. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. 9-е изд./ Р. А. Фатхутдинов. – М.: Дело, 2008.
2. Ивановская Л., Суслова Н. Конкурентоспособность управленческого персонала // Маркетинг. – 2004. – №6.
3. Сотникова С.И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – №2.
4. Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы: лекции. – СПб.: СПбУЭФ, 1997. – 84с.
5. Ляпкина Н. А. Обеспечение конкурентоспособности персонала в условиях его старения: на примере машиностроительных предприятий г. Рубцовска: дисс…. к. экон. н. – Бийск, 2007. – 160 с.
6. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. – 1965. – № 7. – С. 70–83.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.
8. Дядиченко Е.А. Уровневая дифференциация в личностно-ориентированном образовании (на материале обучения физике в вечерней школе): дисс. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д., 2004. – 188 с.
9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
10. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Владос, 2000. – 311 с.
11. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения / под ред. Р.П. Колосовой, Г.Г. Меликьяна. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЭИС, 2008. – 623 с.
12. Шатохин А. Г. Конкурентоспособность работников на рынке труда: дисс. к. экон. н. – Ярославль, 2000. –149 с.
13. Хлопова Т.В. Развитие трудового потенциала и повышение конкурентоспособности персонала предприятий: дисс…. д. экон. н. – Иркутск, 2004. – 367 с.
14. Галузо Е.А. Развитие конкурентоспособности персонала строительных организаций: дисс…. к. экон. н. – М., 2008. – 234 с.
15. Озерникова Т. Г. Мотивация и конкурентоспособность работников: проблемы взаимосвязи // Известия ИГЭА. – 2005. – № 1 (42). – С.71–75.
16. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: автореф. дисс. к. экон. н. – М., 2007. – 46 с.
17. Тарасова Л.А. Конкурентоспособность работников энергетической системы: факторы формирования, критерии оценки: дисс…. к. экон. н. – Саратов, 2007. – 181 с.
18. Степусь А.Ф. Формирование конкурентоспособности работника: автореф. дисс…. к. экон. н. – Ижевск, 2007. – 30 с.
19. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 16-е, испр. – М.: Русский язык, 1984. – 797 с.
20. Кара А.Н. Оценка конкурентоспособности специалистов на региональном рынке труда: теория, методология, практика: автореф. дисс…. докт. экон. наук. – Москва, 2012. – 45 с.
21. Словарь иностранных слов / Под ред. А.Г. Спиркина. Изд. 13., стереотип. – М. : Рус. яз., 1986. – 608 с.
22. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова: в 2 т. – М.: Большая росс. энциклопедия, 1993. – Т.1. – 607 с.
23. Киржбаум О.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: автореф. дисс.... к. экон. н. – Омск, 2007. – 23 с.
24. Конкурентоспособность как фактор успешности молодого специалиста на рынке труда: монография / под общ. ред. Е.В. Масловой. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. – 74 с.
25. Ковалёв А.Г. Психология личности. – Л.: ЛГУ, 1963. – 197 с.


References


1. Fathutdinov R.A. Strategicheskij menedzhment: uchebnik. 9e izd. R. A. Fathutdinov. M.: Delo, 2008.
2. Ivanovskaya L., Suslova N. Konkurentosposobnost' upravlencheskogo personala. Marketing. 2004. No 6.
3. Sotnikova S.I. Konkurentosposobnost' rynka truda: genezis social'no-ehkonomicheskogo soderzhaniya. Marketing v Rossii i za rubezhom. 2006. No 2.
4. Tomilov V.V., Semerkova L.N. Marketing rabochej sily: lekcii. SPb.: SPbUEF, 1997. 84p.
5. Lyapkina N. A. Obespechenie konkurentosposobnosti personala v usloviyah ego stareniya: na primere mashinostroitel'nyh predpriyatij g. Rubcovska: diss…. k. ehkon. n. Bijsk, 2007. 160 p.
6. Budarnyj A.A. Individual'nyj podhod v obuchenii. Sovetskaya pedagogika. 1965. No 7. Pp. 70–83.
7. Babanskij YU.K. Optimizaciya processa obucheniya: Obshchedidakticheskij aspekt. M.: Pedagogika, 1977. 254 p.
8. Dyadichenko E.A. Urovnevaya differenciaciya v lichnostno-orientirovannom obrazovanii (na materiale obucheniya fizike v vechernej shkole): diss. … kand. ped. nauk. Rostov nD., 2004. 188 p.
9. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie. M.: Sentyabr', 1996. 96 p.
10. Hutorskoj A.V. Razvitie odaryonnosti shkol'nikov: Metodika produktivnogo obucheniya: posobie dlya uchitelya. M.: Vlados, 2000. 311 p.
11. Zanyatost', rynok truda i social'no-trudovye otnosheniya pod red. R.P. Kolosovoj, G.G. Melik'yana. M.: EHkonomicheskij fakul'tet MGU, TEHIS, 2008. 623 p.
12. Shatohin A. G. Konkurentosposobnost' rabotnikov na rynke truda: diss. k. ehkon. n. Yaroslavl', 2000. 149 p.
13. Hlopova T.V. Razvitie trudovogo potenciala i povyshenie konkurentosposobnosti personala predpriyatij: diss…. d. ehkon. n. Irkutsk, 2004. 367 p.
14. Galuzo E.A. Razvitie konkurentosposobnosti personala stroitel'nyh organizacij: diss…. k. ehkon. n. M., 2008. 234 p.
15. Ozernikova T. G. Motivaciya i konkurentosposobnost' rabotnikov: problemy vzaimosvyazi. Izvestiya IGEA. 2005. No 1 (42). Pp. 71–75.
16. Virina I.V. Formirovanie i razvitie konkurentosposobnosti molodyh specialistov na rynke truda: avtoref. diss. k. ehkon. n. M., 2007. 46 p.
17. Tarasova L.A. Konkurentosposobnost' rabotnikov ehnergeticheskoj sistemy: faktory formirovaniya, kriterii ocenki: diss…. k. ehkon. n. Saratov, 2007. 181 p.
18. Stepus' A.F. Formirovanie konkurentosposobnosti rabotnika: avtoref. diss…. k. ehkon. n. Izhevsk, 2007. 30 p.
19. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. Izd. 16-e, ispr. M.: Russkij yazyk, 1984. 797 p.
20. Kara A.N. Ocenka konkurentosposobnosti specialistov na regional'nom rynke truda: teoriya, metodologiya, praktika: avtoref. diss…. dokt. ehkon. nauk. Moskva, 2012. 45 p.
21. Slovar' inostrannyh slov. Pod red. A.G. Spirkina. Izd. 13., stereotip. M.: Rus. yaz., 1986. 608 p.
22. Rossijskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya. pod red. V.V. Davydova: v 2 t. M.: Bol'shaya ross. ehnciklopediya, 1993. T.1. 607 p.
23. Kirzhbaum O.V. Povyshenie konkurentosposobnosti vypusknikov vuzov na rynke truda: organizacionnyj aspekt: avtoref. diss.... k. ehkon. n. Omsk, 2007. 23 p.
24. Konkurentosposobnost' kak faktor uspeshnosti molodogo specialista na rynke truda: monografiya. pod obshch. red. E.V. Maslovoj. Voronezh: Izdatel'skij dom VGU, 2017. 74 p.
25. Kovalyov A.G. Psihologiya lichnosti. L.: LGU, 1963. 197 p.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления