This article considers the process of competitive specialist`s personality formation on the basis of individualized training in the university. The author analyzes the researches devoted to the peculiarities of specialist`s competitiveness formation in the labor market and individualization of training in universities. This research examines the main problems existing in the current market conditions, namely the shortage of vacancies and the insufficient number of highly qualified specialists. In the author's opinion, the solution of these problems is to modernize the system of higher professional education aimed at forming competitive specialist`s personality. In this connection, the possibilities of individualization of training in universities for specialists` training in demand on the labor market are being studied.
The article presents the main definitions of the concepts: "competitiveness", "individualization of training" and "individual educational trajectory", considered in studies on economics, pedagogy of higher education and methods of higher professional education. The author also formulates his own definitions of these concepts. In the process of research, the criteria and indicators of specialist`s competitiveness are considered. They orient in the choice of effective methods, means and organizational methods for high-quality professional training of future graduates of the university. In the author's opinion the purpose of individualized training in the system of higher professional education is to develop each student's individual educational trajectory, which is the basis for future specialist`s individual professional trajectory formation.
As a result of the research, the author concludes that the individualization of training and vocational training in the university promotes the formation of highly qualified and competitive specialist`s personality which is ready for constant self-improvement.
Введение
В данной статье рассматриваются особенности формирования личности конкурентоспособного специалиста в процессе индивидуализированного обучения и профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.
В современных экономических условиях на рынке труда существуют две основные проблемы. С одной стороны выпускники вузов сталкиваются с трудностями при трудоустройстве, а именно с нехваткой вакантных мест и большой конкуренцией. С другой стороны на современном рынке труда имеется острая необходимость в высококвалифицированных специалистах.
На наш взгляд решение данных проблем заключается в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. В данном процессе ведущая роль принадлежит системе высшего профессионального образования. Необходимо модернизировать систему подготовки кадров, учитывая требования работодателей и индивидуальные особенности будущих специалистов. Выпускники высших учебных заведений должны понимать, что развитие инновационной экономики, предупреждение негативных тенденций на рынке труда, а также реализация принципов достойного труда неразрывно связаны с превращением личностного, творческого, образовательного и трудового потенциала человека в основной фактор экономического роста.
Отметим, что исследованием системы обеспечения конкурентоспособности различных объектов занимались многие учёные. Согласно Фатхутдинову Р.А. система обеспечения конкурентоспособности любого экономического объекта представляет собой комплекс мероприятий по достижению конкурентоспособности объекта управления. Это могут быть плановые, производственные, бытовые и другие мероприятия, которые должны носить системный характер [1].
Конкурентоспособному специалисту на рынке труда необходимо обладать способностями к личному самовыражению, уникальными особенностями, высоким уровнем личностного потенциала, который обусловлен профессиональной квалификационной подготовкой и личными качествами. Кроме этого он должен заниматься активной деятельностью и уметь выгодно представить себя в конкурентной борьбе за вакантное место.
Стоит отметить, что именно система высшего профессионального образования формирует у будущих выпускников базис профессиональных компетенций, навыков и знаний, а также определяет предпосылки к их дальнейшему расширению и применению. На наш взгляд индивидуализированное обучение в вузе позволит осуществлять подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.
Материалы и методы
При разработке темы использовались методы системного анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Кроме того для подробного изучения темы публикации была проведена систематизация научных исследований российских и зарубежных авторов, касающихся проблем конкурентоспособности специалиста на рынке труда, а также индивидуализации обучения и профессиональной подготовки.
При анализе научных исследований были выделены следующие направления: конкурентоспособность на рынке труда – Ивановская Л., Суслова Н., Сотникова С.И., Томилов В.В., Семеркова Л.Н. [2,3,4]; система обеспечения конкурентоспособности различных объектов – Фатхутдинов Р.А., Ляпкина Н. А. [1,5]; определение и содержание понятия «индивидуализация обучения» –Бударный А.А., Бабанский Ю.К., Дядиченко Е.А., Якиманская И.С., Гронлунд Н.Е.[6,7,8,9]; определение и содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория» – Хуторской А.В., Якиманская И.С. [9,10].
В экономической литературе представлен широкий спектр определений конкурентоспособности различных объектов: работника, персонала, рабочей силы, трудовых ресурсов и человеческого капитала. В рамках данного исследования наибольший интерес для нас представляет определение понятия «конкурентоспособность работника», рассмотренного рядом авторов (Колосова Р.П., Меликьян Г.Г., Шатохин А. Г., Хлопова Т.В., Галузо Е.А., Озерникова Т. Г., Вирина И.В., Тарасова Л.А., Степусь А.Ф. и др.) [11-18]. Работы данных авторов составляют теоретическую основу нашего исследования.
Результаты и обсуждение
Проблема формирования личности конкурентоспособного специалиста на рынке труда на основе индивидуализированного обучения в вузе является многоаспектной и сложной. Она требует всестороннего анализа исследований, посвящённых особенностям протекания данного процесса.
Как конкурентоспособность, так и индивидуализация обучения во множестве источников трактуются неоднозначно. Проанализировав экономическую литературу, а также исследования по педагогике высшей школы и методике высшего профессионального образования, рассмотрим некоторые из определений данных понятий.
С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» предлагает следующее определение понятия «конкурентоспособность»: «способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам» [19].
Фатхутдинов Р.А. трактует конкурентоспособность как «способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [1].
Известно, что существует большое количество различных объектов конкурентоспособности на рынке труда, включающее конкурентоспособность трудовых ресурсов, рабочей силы, персонала, работника и т.д. Для нас особый интерес представляют определения, касающиеся конкурентоспособности работника. Рассмотрим некоторые из них. Ряд исследователей (Сотникова С.И., Меликьян Г.Г., Колосова Р.П. и Шатохин А.Г.) определяет конкурентоспособность работника как меру соответствия его способностей требованиям рынка и работодателей, то есть как возможность участия в социально-экономическом развитии страны [3,11,12].
По мнению других авторов, а именно Вириной И.В., Тарасовой Л.А, Сотниковой С.И. конкурентоспособность работника – это наличие у него определённых свойств и качеств, благодаря которым становятся возможными высокие индивидуальные достижения в трудовой деятельности [16,17,3].
Согласно Хлоповой Т.В. и Галузо Е.А. рассматриваемое понятие представляет собой уровень профессионализма и подготовленности сотрудников предприятия и их соответствие определённой должности или конкретному рабочему месту [13,14].
Под конкурентоспособностью работника Степусь А.Ф. понимает развитость, а также меру накопления человеческих трудовых ресурсов [18].
Ляпкина Н.А., Озерникова Т.Т., Шатохин А.Г. трактуют конкурентоспособность работника как способность выдерживать конкуренцию на рынке труда [5,15,12].
Кара А.Н. в своём исследовании определяет конкурентоспособность работника как степень развития его профессиональной компетентности как качественной характеристики индивидуальной рабочей силы, которая обеспечивает спрос со стороны работодателей [20].
По нашему мнению понятие «конкурентоспособность специалиста» представляет собой владение совокупностью индивидуальных характеристик, которые обеспечивают преимущества перед другими индивидами на рынке труда и влияют на успешность в определённой сфере деятельности.
Обратимся к рассмотрению понятия «индивидуализация обучения». В «Словаре иностранных слов» под редакцией А.Г. Спиркина индивидуализация определяется как «выделение личности или особи по ее индивидуальным свойствам; принятие во внимание особенностей каждого индивидуума» [21].
В «Российской педагогической энциклопедии» понятие «индивидуализация обучения» рассматривается как организация учебного процесса, при которой индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей обусловливают выбор методов, приемов, темпа обучения и т.д. [22].
А.А. Бударный и Ю.К. Бабанский трактуют индивидуализацию как особый способ организации обучения, который предполагает учёт особенностей учащихся: типологических и индивидуально-психологических, а также особую систему взаимодействия учителя и ученика [6,7].
Е.А. Дядиченко рассматривает индивидуализацию как «систему управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого» [8].
Согласно Якиманской И.С. индивидуализация представляет собой учёт индивидуальности каждого учащегося, то есть особенностей его психофизиологической организации в её неповторимости, своеобразии и уникальности [9].
В данном исследовании термин «индивидуализация обучения» определяется нами как учёт всех свойств студента как индивидуальности. Таким образом, при индивидуализированном обучении следует учитывать, прежде всего, личностные свойства учащихся, а также способности и умения осуществлять речевую и учебную деятельность. Основой индивидуализации является многогранная индивидуальность студента. Отметим, что индивидуализированное обучение в высших учебных заведениях предоставляет большие возможности для формирования личности конкурентоспособного специалиста. Определим особенности данного процесса.
В первую очередь рассмотрим основные критерии и показатели конкурентоспособности специалиста как его качественные и количественные характеристики. Отметим, что по этому поводу у учёных нет единого мнения. В рамках темы нашего исследования критерий представляет собой признак, по которому можно установить и оценить отличительные особенности специалиста на рынке труда. В качестве признаков исследователи выделяют следующие индивидуальные характеристики конкурентоспособного специалиста: физические данные, умственные и творческие способности, знания, умения и навыки, профессиональный опыт, психологические и моральные качества, личные мотивации, а также коммуникативные способности.
Под показателем понимают характеристику определённого явления, которая оценивается соответствующим образом. Сотникова С.И. делит все показатели конкурентоспособности специалиста на базовые и частные. Благодаря базовым показателям можно определить потенциальную и фактическую эффективность труда в зависимости от личностных особенностей, уровня знаний, а также умений и навыков специалиста. По качественным показателям можно определить спрос работодателей на рабочую силу и требования к качеству труда, таким образом, они отражают востребованность специалиста на рынке труда в зависимости от его профессиональных способностей [3].
Киржбаум О.В. считает, что уровень конкурентоспособности выпускника высшего учебного заведения характеризуется определёнными группами показателей. Остановимся на их подробном рассмотрении:
· профессиональная квалификация, отражающая уровень и сложность образовательной программы, успешность её усвоения и качество подготовки;
· мотивационный, позволяющий определить цели, ценностные ориентации, уровень притязаний выпускника в профессиональной деятельности, а также его самооценку собственных способностей, возможностей и личностных качеств;
· маркетинговый потенциал, отражающий способности выпускника к взаимодействию с работодателем, его готовность к переподготовке и профессиональному самосовершенствованию, уверенность в поведении при трудоустройстве [23].
В системе высшего образования критерии и показатели конкурентоспособности специалиста ориентируют в выборе наиболее эффективных методов, средств и организационных приёмов для качественной профессиональной подготовки будущих выпускников вуза.
Авторы монографии «Конкурентоспособность как фактор успешности молодого специалиста на рынке труда» Беленов О.Н., Колесникова О.А., Звездинская А.В., Маслова Е.В. рассматривая конкурентоспособность молодых специалистов, предлагают разделить её на первичную и вторичную. По их мнению, первичная конкурентоспособность – это владение комплексом теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных в высших учебных заведениях. Вторичная конкурентоспособность формируется благодаря постоянному профессиональному совершенствованию молодого специалиста, его ориентации на повышение квалификации и карьерный рост [24].
На наш взгляд индивидуализированное обучение и профессиональная подготовка в вузе способствует не только формированию первичной конкурентоспособности будущих выпускников, но и закладывает фундамент для развития их вторичной конкурентоспособности.
Основной целью индивидуализации обучения в системе высшего профессионального образования является развитие индивидуальной образовательной траектории каждого студента, будущего конкурентоспособного специалиста на рынке труда.
Процесс индивидуализированного обучения способствует личностному развитию будущего специалиста и формированию его индивидуальной образовательной траектории. Учёт индивидуальных особенностей студентов при обучении в вузе помогает создать истинную мотивацию к получению знаний, необходимых для освоения профессии.
Известно, что «личность» имеет сложную многокомпонентную структуру. Она включает в себя следующие составляющие: определенные способности, интеллектуальные, моральные, эмоциональные и волевые качества, темперамент, индивидуальные потребности, идеалы, интересы, а также опыт, навыки и умения [25]. Данные компоненты личности находят отражение в профессиональной деятельности специалиста. В связи с тем, что личность всегда индивидуальна, стиль профессиональной деятельности, а также траектория профессионального развития каждого специалиста тоже индивидуальны.
Проблеме выявления индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) студента посвящено большое количество исследований по психологии и педагогике (Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, А.Б. Воронцов, Г.Н. Прозументова, А.В. Хуторской, А.Н. Тубельской, Е.А. Александрова, И.С. Якиманская, Н.Н. Суртаева) [10,9]. В них авторами представлены различные определения данного понятия с позиций проблемно-рефлексивного, деятельностного и аксиологического подходов. Например, А.В. Хуторской под индивидуальной образовательной траекторией подразумевает персональный путь реализации личностного потенциала каждого студента в образовании. В свою очередь личностный потенциал студента здесь рассматривается как совокупность его организационных, познавательных, творческих и иных способностей. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей студентов происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [10].
Под индивидуальной образовательной траекторией студента в процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста мы будем понимать персональный путь обучения и развития студента с реализацией его личностного потенциала, то есть личностных свойств, способностей, умений осуществлять речевую, учебную и профессиональную деятельность. Формирование индивидуальной образовательной траектории студентов осуществляется также с учётом различий и особенностей их культур, традиций, обычаев, национальных особенностей, а также личностных и национальных ценностей.
Выводы
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория, сформированная в процессе индивидуализированного обучения студентов в вузе, служит основой для формирования индивидуальной профессиональной траектории будущего выпускника.
Известно, что в формировании конкурентоспособности специалиста большая роль отводится не только его личностным качествам, знаниям, умениям и навыкам, которыми он владеет, но и стремлению к их постоянному совершенствованию. На наш взгляд именно индивидуальная профессиональная траектория специалиста, как результат индивидуализированного обучения в вузе способствует созданию у выпускников внутренней мотивации к постоянному самосовершенствованию, то есть формирует у них стремление к саморазвитию и творческой самореализации в профессиональной деятельности.
В результате нашего исследования можно сделать вывод, что индивидуализация обучения в высших учебных заведениях способствует формированию личности высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста, обладающего всеми необходимыми знаниями умениями и навыками для успешного трудоустройства.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления