Введение
Одним из важнейших индикаторов социально-экономического развития страны является уровень и качество медицинского обслуживания. Для РФ данная проблема является одной из наиболее актуальных. Большая географическая протяженность страны и дифференциация регионов по уровню развития усугубляет и без того сложную ситуацию [1-3]. В настоящее время качество оказываемой медицинской помощи не соответствует потребностям населения. Для обеспечения долгосрочного развития здравоохранения РФ в последние годы принят ряд важнейших нормативно-правовых актов, среди которых одним из важнейших является Концепция долгосрочного социально-экономического развития [4]. В числе приоритетных направлений развития здравоохранения – повышение качества и доступности медицинской помощи. По мнению ряда исследователей, сегодня качество медицинской помощи является важнейшей характеристикой деятельности учреждений здравоохранения и всей отрасли в целом [5-7]. В общем случае под качеством медицинской помощи понимают совокупность характеристик медицинской услуги, подтверждающих ее соответствие технологиям и стандартам лечения, а также имеющимся потребностям пациента и его ожиданиям [8-10]. Особая роль в обеспечении качества медицинской помощи отводится трудовым ресурсам. Данный факт связан с особенностями медицинской услуги, как составной части медицинской помощи. Это неразрывность процесса производства и потребления услуги во времени, а также зависимость ее качества от непосредственного ее исполнителя – медицинского работника [11-13]. Именно уровень профессионализма и квалификация медицинского персонала, наряду с материально-техническим обеспечением, являются определяющими факторами качества медицинских услуг [14-16]. В этой связи, оценка трудовых ресурсов как критерия качества оказания медицинской помощи является актуальным направлением исследования.
Материалы и методы
В ходе исследования были рассмотрены показатели обеспеченности здравоохранения РФ трудовыми ресурсами в 2000-2016 гг. на основе официальных статистических данных, формируемых Федеральной службой государственной статистики [17]. На первом этапе был проведен анализ численности занятых в государственной системе здравоохранения РФ и проведено сопоставление сложившихся тенденций со средним уровнем оплаты труда в отрасли здравоохранения. Достойная оплата труда - один из факторов обеспечения качества медицинских услуг, поскольку является весомой мотивацией для персонала [18].
На следующем этапе была рассмотрена динамика удельного веса занятых в отрасли здравоохранения людей, имеющих высшее образование, не имеющих профессионального образования, а также доли врачей с высшей квалификационной категорией. По результатам проведенного исследования выявлены сложившиеся тенденции обеспечения здравоохранения РФ качественными трудовыми ресурсами. Основным методом исследования является трендовый анализ на основе полиноминальной и линейной моделей аппроксимации, выполненный на основе методологии корреляционно-регрессионного анализа [19].
Основные результаты исследования
На первом этапе исследования рассмотрена динамика численности людей, занятых в государственных учреждениях здравоохранения РФ (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика численности людей, занятых в государственных учреждениях здравоохранения РФ в 2000-2016 гг.
В рассматриваемом периоде отмечается общая тенденция к росту численности людей, занятых в здравоохранении. Однако в период 2000-2010 гг. темпы прироста количества людей были небольшими, о чем свидетельствует плавное возрастание линии параболической аппроксимации. Начиная с 2011 года, отмечается резкое увеличение численности занятых людей в государственных учреждениях здравоохранения, а в период 2012-2015 гг. фактическая численность превышала ожидаемый уровень. В 2016 году темпы увеличения численности замедлились, а ее фактическая величина оказалась ниже ожидаемого тренда. Данные тенденции притока кадров в отрасль здравоохранения могут быть обусловлены повышением уровня оплаты труда. С целью оценки правдивости данного предположения далее была проведена оценка динамики средней по стране заработной платы в сопоставимых ценах в государственных учреждениях здравоохранения (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика средней заработной платы в государственных учреждениях здравоохранения РФ в 2000-2016 гг. в сопоставимых ценах
Восходящая линия модели параболической аппроксимации свидетельствует о росте уровня оплаты труда в отрасли. До 2009 года заработная плата росла стремительными темпами. В период 2010-2012 гг. отмечается снижение уровня оплаты труда, что может быть косвенным последствием наступившего в 2008 году экономического кризиса, затянувшиеся последствия которого в полной мере коснулись данной важной социально-экономической сферы лишь в 2010 году.
В период 2013 году отмечается рост средней заработной платы в государственных учреждениях здравоохранения, что, вероятнее всего, связано с началом реализации майских указов Президента РФ о повышении уровня оплаты труда медицинских работников, а именно заработной платы врачей – до 200% от среднерегионального уровня, а среднего и младшего медицинского персонала – до 100% [20]. Начиная с 2014 года, отмечается тенденция к снижению среднего уровня оплаты труда медицинских работников. Данный факт во многом обусловлен понижением части младшего медицинского персонала до категории прочего. Принятые Президентом РФ указы повлекли за собой значительный рост расходов на оплату труда, поэтому с целью экономии финансовых ресурсов руководители медицинских организаций были вынуждены проводить оптимизацию кадрового состава. Во многих медицинских организациях страны к 2016 году ни осталось ни одного работника, относящегося к категории младшего медицинского персонала, зато численность прочего персонала значительно возросла.
Уровень квалификации и профессионализм имеют определяющее значение для обеспечения высокого качества медицинской помощи. Поэтому на следующем этапе рассмотрена динамика уровня квалификации людей, занятых в здравоохранении (рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика доли занятых в здравоохранении, имеющих высшее образование в 2000-2016 гг.
Доля занятых в здравоохранении людей, имеющих высшее образование, в рассматриваемом периоде имеет устойчивый тренд к росту, о чем свидетельствует восходящая линия модели линейной аппроксимации с высоким уровнем достоверности. Так, за 16 лет доля занятых в здравоохранении сотрудников, имеющих высшее образование, возросла с 27% до 34,9%
Рисунок 4 – Динамика доли занятых в здравоохранении, не имеющих профессионального образования в 2000-2016 гг.
Доля людей, занятых в здравоохранении и не имеющих профессионального образования, в период 2000-2004 гг. составляла чуть более 6% и имела тенденцию к снижению (рисунок 4). В 2005 году произошло резкое двукратное увеличение доли не имеющих образования людей, работающих в здравоохранении до 12,8%. В последующие годы наблюдается постепенное снижение доли людей без профессионального образования до 9,8% к 2016 году. Однако данное значение значительно выше, чем на начало периода.
Доля врачей, имеющих высшую квалификационную категорию, в рассматриваемом периоде также имеет тенденцию к росту. Более стремительные темпы прироста отмечаются в 2000-2008 гг., в последующие годы доля врачей с высшей квалификационной категорией варьировала в пределах 28-30% (рисунок 5).
Рисунок 5 – Динамика доли врачей, имеющих высшую квалификационную категорию в 2000-2016 гг.
Таким образом, лишь 30% врачей в РФ имеют высшую квалификационную категорию. С позиции обеспечения высокого качества медицинской помощи данный показатель является достаточно низким. Рост доли людей, имеющих высшее образование и снижение в последние годы удельного веса людей, не имеющих профессионального образования, являются положительными тенденциями.
Заключение
В результате проведенного исследования установлено, что численность людей, занятых в государственном здравоохранении за 16 рассматриваемых лет возросла практически вдвое. При этом уровень оплаты труда в отрасли также имеет общую тенденцию к росту, достигнув наибольшего значения в 2013 году. Приток специалистов в отрасль в рассматриваемом периоде, на наш взгляд, может быть связан с ростом среднего уровня оплаты труда.
Однако в последние три года средняя заработная плата стала понижаться. Это является следствием принятых в 2012 году указов Президента РФ о значительном повышении оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала. Следствием данных преобразований стало понижение части младшего медицинского персонала в категорию прочего с целью экономии на заработной плате. Принятые указы своей целью имели обеспечение достойного уровня оплаты труда медицинского персонала, однако на практике – стали причиной сокращений и понижений. Все это, безусловно, негативно отражается на качестве предоставляемой медицинской помощи, поскольку приводит к снижению мотивации персонала к выполнению качественной работы в полном объеме. Недостаточный уровень оплаты труда также будет способствовать оттоку высококвалифицированных специалистов из государственного сектора здравоохранения в частный, который предлагает более благоприятные условия оплаты труда. При этом качество медицинской помощи, оказываемой в бюджетных организациях, будет снижаться, что в свою очередь приведет к ухудшению показателей здоровья населения и негативно отразится на социально-экономическом развитии страны в целом. Поэтому одной из первостепенных задач в области обеспечения качества медицинской помощи должна стать разработка мероприятий по привлечению и удержанию высококвалифицированных кадров в государственный сектор здравоохранения. Как показала практика, повышение мотивации персонала путем внедрения «эффективного контракта» не дает значительных результатов.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления