Рыбодобывающая хозяйственная деятельность Приморского края представляет собой многопрофильное производство, включающее в себя ряд промышленных и социальных инфраструктур. Главными составляющими данной отрасли являются добыча и переработка сырья. В Приморском крае сектор рыбодобычи традиционно является градообразующим сегментом экономики. По итогам двух десятилетий эксперты отмечают потерю прежних главных позиций производственного фонда флота. Как результат, можно отметить, что производственные мощности позволяют освоить только часть выделяемых квот на использование биоресурсов края, что выступает явным ограничителем развития деловой активности в сегменте. Сложившаяся ситуация ведет к снижению инвестируемости в данный комплекс, что может крайне негативно сказаться на экономике края в целом.
Так же это ведет к переоценке современного состояния рыбодобывающей отрасли края. Именно по этому актуальным становится вопрос о целесообразности инвестирования технического перевооружения рыбодобывающего флота.
Данную тематику в своих исследования анализировали Хан Е.В., Ворожбит О.Ю [1], а также Левкина Е.В [2]., однако изучение вопроса целесообразности инвестирования технического перевооружения рыбодобывающего флота Приморского края в данных исследования носило прикладной характер, то есть изучалось исключительно в контексте. Так, например, Хан Е.В. и Ворожбит О.Ю. [1] в своей работе «Разработка стратегии развития рыбохозяйственных предпринимательских структур» указывают один из путей развития рыбохозяйственных предпринимательских структур – полное техническое перевооружение флота, при этом в работе не фокусируется вопрос целесообразности и трудозатрат на данное предприятие. Так же изучаемый вопрос поднимался такими авторами как: Левкина Е.В., Ворожбит О.Ю., Василенко М.Е. [3] в работе «Роль инновационного развития в повышении эффективности рыбной отрасли Приморского края», однако так же, как и в работе Хан Е.В. и Ворожбит О.Ю не акцентированно на целесообразность технического перевооружения.
Данное исследование ставит целью изучение поставленного вопроса в более предметной форме, так как техническое вооружение флота является неотъемлемым показателем состояния отрасли в целом. Отметим, что инвестируемость технического перевооружения флота в Приморском крае более зависима от субсидий государства, чем прочие отрасли края.
В ходе работы были выделены следующие параметры целесообразности инвестирования:
1) Степень технической вооруженности рыбодобывающего флота Приморского края.
2) Степень целесообразности инвестирование, а именно, насколько отрасль может поддерживать экономику региона, объем добычи и степень обеспеченности природными ресурсами.
3) Эффективность инвестирования данной отрасли с позиции экономической выгоды.
22.01.2016 года Правительство России одобрило изменения, вносимые в программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2020 годы», одной из задач которой является «создание новых, техническое перевооружение и модернизация существующих основных производственных фондов, стимулирование предпринимательской активности и формирование положительного имиджа рыбохозяйственного комплекса Приморского края» [4]. Данная программа направлена на улучшение системы распределения квот на вылов водных биоресурсов, что позволит предприятиям данной отрасли строить долгосрочные планы по развитию технического перевооружения флота [8]. Согласно программе, до 20% квот предлагается предоставлять на инвестиционные цели для стимулирования строительства новых рыболовных судов на российских верфях. Специалисты электронных торгов RusNevod среди основных причин недоосвоения общего улова рыбы и морепродуктов выделяют сокращение промыслового флота, а также его значительный износ: «использование устаревших технологий добычи и переработки сырья».
Прежде чем говорить о моральном и физическом износе рыбодобывающего флота, необходимо указать его состав, в относительных и удельных единицах. Отметим, что в Дальневосточном бассейне действуют около 350 судоходных компаний разных ведомств и форм собственности. По данным Российского морского регистра судоходства, в собственности этих компаний находится 1645 единиц транспортного, нефтеналивного, рыбопромыслового флотов, а также судов для прибрежного и внутрипортового плавания. Таким образом, весь гражданский флот Дальневосточного бассейна специалисты разделяют по территориальному размещению контролирующей инспекции Морского Регистра Судоходства. [5]
Таблица 1 – Состав рыбодобывающего флота относительно инспекций и территориального признака.
Наименование инспекции |
Количество судов во флоте |
Судовладельцы |
Тихоокеанская инспекция |
471 судно |
г. Владивостока и ближайших районов Приморского края |
Приморская инспекция |
317 судов |
г. Находка и ближайших районов Приморского края |
Сахалинская инспекция |
371 судно |
о. Сахалин и Курильских островов |
Северо-восточная инспекция |
401 судно |
Камчатской, Чукотской и Магаданской областей |
Хабаровская инспекция |
85 судов |
Хабаровского края |
Итого |
1645 судов |
|
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что преобладающими по количеству судов во флоте, являются Тихоокеанская и Северо-восточная инспекции, а также, что общее количество судов флота всего Дальневосточного Федерального округа составляет 1645 судов. Стоит отметить, что рыбодобывающий, рыбоперерабатывающий и рефрижераторный флоты составляют 64,6% от всего объема флота. В паспорте программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2020 годы» прогнозируемый коэффициент обновления составляет приблизительно 10%, что несомненно является крайне положительным трендом [4].
Но при всей положительной тенденции состояние рыбодобывающего флота Дальневосточного Федерального округа, данную динамику перекрывает моральный и физический износ. Так, только в Хабаровской инспекции, на данный момент из 70 промысловых судов более 80% имеют предельные или сверхнормативные сроки эксплуатации, и только некоторые из рыбодобывающего предприятий могут воспользоваться субсидиями от программы «Стимулирование обновления и модернизации основных производственных фондов рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае». [2]
Для оценки приоритетности инвестирования в техническое перевооружение флота необходимо также рассмотреть эту позицию с точки зрения ресурсоотдачи с позиции предпринимателя. Для этого проанализируем уровень роста рыбопромысловых экспедиций относительно динамики роста бункерного рынка за 5 лет. [5]
Таблица 2 – Тенденция роста рыбопромысловых экспедиций относительно бункерного рынка (тыс. т.).
Порт/Период |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Находка / Восточный |
440000 |
400000 |
410000 |
460000 |
500000 |
530000 |
Владивосток |
240000 |
220000 |
230000 |
250000 |
265000 |
280000 |
Славянка / Зарубино/ Посьет |
60000 |
45000 |
55000 |
58000 |
60000 |
76000 |
Сахалин |
120000 |
100000 |
100000 |
140000 |
150000 |
155000 |
Ванино / Советская Гавань |
200000 |
190000 |
200000 |
210000 |
220000 |
230000 |
Рыбопромысловые экспедиции |
220000 |
200000 |
200000 |
200000 |
210000 |
245000 |
ИТОГО: |
1 260 000 |
1 155 000 |
1 195 000 |
1 318 000 |
1 405 000 |
1 516 000 |
По данным таблицы можно сделать вывод о увеличении бункерного рынка как такового на 20,3%, но при этом уменьшения удельного веса рыбопромысловых экспедиций в общем объёме этого рынка. Так в 2010 году рыбопромысловые экспедиции занимали порядка 18% рынка, но к 2015 году можно наблюдать снижения данного показателя до 16%. Однако, такую негативную динамику не стоит привязывать к отрицательному влиянию морального и физического износа флота, а скорее к девальвации рубля в течении изучаемого периода [7].
Далее проанализируем динамику прироста инвестиций в основной капитал рыбохозяйственного комплекса Приморского края, приведенный в паспорте программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 - 2020 годы» за 8 лет. Данный анализ необходим для понимания вопроса в какой форме осуществляется прирост: модернизация уже имеющегося оборудования или постройка нового.
Рисунок 1 – Анализ прироста инвестиции в основной капитал комплекса Приморского края за 8 лет.
Анализируя данные таблицы 2 и графика 1 можно сделать неутешительные выводы. При общем снижении доли рыбопромысловых экспедиций на бункерном рынке, можно наблюдать тенденцию к увеличению прироста инвестиций в основной капитал рыбохозяйственного комплекса. Другими словами, даже при наличии тренда к увеличению флота ДВФО, увеличения закупки топлива не происходит. Такое положение говорит скорее об эффективном перевооружении флота, чем о покупке или строительстве новых судов. Однако отметим, что в настоящее время существует политика покупки у иностранных судовладельцев дешевых судов, бывших в эксплуатации. Данные суда способны приносить хороший доход после капитального ремонта еще в течение 10 лет после приобретения. В России строительство собственных гражданских судов для возрождения промыслового флота фактически заблокировано существующей налоговой и кредитной политикой государства и поэтому практически не ведется [1].
Российские организации, по сравнению с практикой мирового судостроения в Европе и Азии, испытывают значительную налоговую и кредитную нагрузку (в размере до 18-23% от цены судна) при размещении внутренних заказов на строительство. Отечественные заказчики предпочитают в этих условиях строить транспортные и промысловые суда за рубежом, регистрируя их в офшорных зонах под чужие флаги.
Большие налоги и таможенные сборы на импортируемое судовое комплектующее оборудование привели к тому, что российские верфи с каждым годом вместо постройки полностью оборудованных судов все больше переходят на строительство голых корпусов. Состояние и тенденции развития судостроительной отрасли Приморского края соответствуют общероссийской тенденции.
Целесообразность инвестирования технического перевооружения флота необходима, так как наблюдается техническое и моральное старение оборудования [3]. Но окончательные выводы на данном этапе анализа сделать невозможно. Они могут быть получены только после сравнительного анализа произведенных работ по техническому перевооружению рыбодобывающего флота и приобретению новых судов.
Таблица 3 - Анализ произведенных работ по техническому перевооружению рыбопромыслового флота Приморского края за 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
Динамика,% |
Коэффициент обновления основных производственных фондов, % |
7,7 |
16,2 |
9,3 |
+1,60 |
Коэффициент инвестиций в основной капитал, % |
0,5 |
0,8 |
2,0 |
+1,50 |
Из таблицы видно резкое уменьшение коэффициента обновления основных средств, но при этом инвестирование в основной капитал значительно возросло в 2015 году. Однако, следует помнить, что данная ситуация является, преимущественно, следствием снижения деловой активности в связи с вхождением в 2015 году экономики РФ в кризисный цикл.
Основываясь на вышеперечисленных факторах можно сделать вывод о том, что с точки зрения предприятия техническое перевооружение не является задачей первостепенной важности, но полностью исключать этот вид экономических затрат из бюджета предприятия невозможно [2].
Рассмотрим целесообразность инвестирования технического перевооружения флота Приморского края с позиции экономической выгоды для инвесторов. При этом имеется ряд показателей, подтверждающий прибыльность стороннего инвестирования [5].
Таблица 4 – Анализ производства продукции сегмента рыбопромыслового флота Приморского края за 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
Динамика |
Рыба живая, свежая или охлажденная тонн |
76340 |
57556 |
35543 |
-40797 |
Ракообразные немороженые; устрицы; водные беспозвоночные прочие, живые, свежие или охлажденные тонн |
10452 |
9377 |
9136 |
-1316 |
Биоресурсы водные прочие тонн |
928 |
928 |
928 |
0 |
Объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных |
664,5 |
624,8 |
646,7 |
-17,80 |
Количество рейдов рыбопромысловых экспедиций в Приморском крае |
52 |
53 |
52 |
0 |
Анализируя таблицу можно прийти к выводам, что снижение объема производства рыбы; продуктов рыбных переработанных и консервированных вылова рыбной продукции в 2015 году, происходит за счет нехватки сырья, возникшей в результате снижения объемов вылова водных биоресурсов и количества рейдов рыбопромысловых экспедиций, а также из-за высокой стоимости сырья для переработки для береговых рыбоперерабатывающих предприятий.
Для более точного определения экономического состояния сегмента рыбопромысловых компаний Приморского края, необходимо проанализировать изменение стратегических зон хозяйствования данной отрасли [7].
Таблица 5 – Анализ экономического состояния сегмента рыбопромысловых компаний Приморского края за 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
Динамика экономического состояния |
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году |
97.9 |
86.0 |
99.7 |
+1,80 |
Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг), % |
14.1 |
23.1 |
41.9 |
+27,80 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. рублей |
3201.6 |
-575.8 |
10549.8 |
+7348,20 |
Исходя из анализа экономического состояния сегмента можно прийти к выводу, что на сегодняшний момент, наблюдается заметный экономический рост, в пределах конъюнктуры, что является довольно положительной тенденцией и свидетельствует о стабильности сегмента, и как следствие можно говорить о привлекательности стороннего инвестирования.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на данный момент в сегменте рыбопромыслового флота Приморского края наблюдается положительная тенденция состояния стратегических зон хозяйствования. Но даже при всей положительной динамике техническое перевооружение флота Приморского края для рыбопромысловых компания не является задачей первостепенной важности, что дает возможность стороннего инвестирования, заинтересованных компаний. Также стоит отметить, что даже в условиях цикла экономического спада 2015 года, показатели состояния отрасли остаются положительными, что также является показателем уровня стабильности рыбопромысловой отрасли. Поэтому целесообразность технического перевооружения флота в Приморском крае, имеет место быть.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления