INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Целесообразность инвестирования технического перевооружения флота Приморского края

Advisability of investments into modernization of fleet in Primorsky krai



УДК 330.322.5

19.12.16 14:20
2229

Выходные сведения: Бардецкая Л.Г., Костенко К.С. Целесообразность инвестирования технического перевооружения флота Приморского края // Иннов: электронный научный журнал, 2016. №4 (29). URL: http://www.innov.ru/science/economy/tselesoobraznost-investirovaniya-te/

Авторы:
Бардецкая Л.Г., бакалавр 4 курса кафедры «Международного бизнеса и финансов»; ФГБОУ ВО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Российская Федерация (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41), e-mail: lud.carmess@gmail.com

Костенко К.С., бакалавр 4 курса кафедры «Международного бизнеса и финансов»; ФГБОУ ВО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Российская Федерация (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41), e-mail: kostenko190495@gmail.com

Authors:
Bardetskaya L. G., bachelor 4th year of the department «International Business and Finance» Vladivostok State University Economics and Service, Vladivostok, Russia (41 Gogolya str., 690014, Vladivostok, Russia), e-mail: lud.carmess@gmail.com

Kostenko K. S., bachelor 4th year of the department «International Business and Finance»
Vladivostok State University Economics and Service, Vladivostok, Russia (41 Gogolya str., 690014, Vladivostok, Russia), e-mail: kostenko190495@gmail.com

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционная активность, модернизация, рыбодобывающий флот, Приморский край, целесообразность инвестирования, основные средства, Государственные программы

Keyword: investments, investment activities, modernization, fishery fleet, Primorsky Krai, advisability of investing, fixed assets, Government Programs

Аннотация: Исторически из-за географического положения Приморского края сектор рыбодобычи традиционно выделяется как один из градообразующих сегментов экономики края. Однако, по итогам двух десятилетий экспертами было отмечено снижение инвестируемости в данный комплекс, и как следствие этого – падение инвестируемости технического перевооружения рыбопромыслового флота. Такая динамика носит отрицательный характер и негативно сказывается на развитии сектора рыбодобычи, а также на экономике Приморского края в целом.

В данной работе выделен ряд параметров, с помощью которых можно оценить целесообразность инвестирования технического перевооружения флота Приморского края. Данные параметры являются не математическими и представляют собой результаты статистического исследования и наблюдения. Анализ приведенных показателей производится в закрытой системе наблюдений. Авторами данной статьи, под закрытой системой понимается то, что значение показателей ограничивается территориально – рассматривается исключительно площадь Приморского края, а также, ограничивается экономическими процессами, происходящими исключительно на территории края.

При этом, отдельно выделено значение изменений, вносимых в программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2020 годы» Правительством Российской Федерации. Результаты данной работы позволяют оценить степень, доступность и обоснованность технического перевооружения рыбодобывающих компаний Приморского края. В свою очередь, результаты данной оценки позволяют определить тенденции состояния рыбопромыслового флота в Приморском крае на сегодняшний момент.

Annotation: As we know Primorsky Krai is geographically located good for the fishing campaigns. And this feature also making it the core segment of our regional economy. However, after 2 decades our experts noticed that investments in this sphere decreasing and as a consequence of this fall we can see that modernization of our fleet doesn't progress at all for a long time already.

This trend has a negative impact on the economy of Primorsky Krai. This information was taken not from a mathematical diagnostic, but results of a statistical research and observation. This research was made in a close system of measures. By saying this a mean parameters took only area of Primorsky Krai and only with economical processes in the Primorsky Krai. By also as we can see here take place an info which is in the «Development of a fishery complex in Primorsky Krai from 2013-2020».

This book was made by our government and it still into many changes. But anyway the results of this book predicting tendencies of the fishery fleet in Primorsky Krai in the close future. And also we can evaluate with this book modernization of our book. Can see which way we need to take to get to the modernization of the fishing companies.

Целесообразность инвестирования технического перевооружения флота Приморского края

Рыбодобывающая хозяйственная деятельность Приморского края представляет собой многопрофильное производство, включающее в себя ряд промышленных и социальных инфраструктур. Главными составляющими данной отрасли являются добыча и переработка сырья. В Приморском крае сектор рыбодобычи традиционно является градообразующим сегментом экономики. По итогам двух десятилетий эксперты отмечают потерю прежних главных позиций производственного фонда флота. Как результат, можно отметить, что производственные мощности позволяют освоить только часть выделяемых квот на использование биоресурсов края, что выступает явным ограничителем развития деловой активности в сегменте. Сложившаяся ситуация ведет к снижению инвестируемости в данный комплекс, что может крайне негативно сказаться на экономике края в целом.

Так же это ведет к переоценке современного состояния рыбодобывающей отрасли края. Именно по этому актуальным становится вопрос о целесообразности инвестирования технического перевооружения рыбодобывающего флота.

Данную тематику в своих исследования анализировали Хан Е.В., Ворожбит О.Ю [1], а также Левкина Е.В [2]., однако изучение вопроса целесообразности инвестирования технического перевооружения рыбодобывающего флота Приморского края в данных исследования носило прикладной характер, то есть изучалось исключительно в контексте. Так, например, Хан Е.В. и Ворожбит О.Ю. [1] в своей работе «Разработка стратегии развития рыбохозяйственных предпринимательских структур» указывают один из путей развития рыбохозяйственных предпринимательских структур – полное техническое перевооружение флота, при этом в работе не фокусируется вопрос целесообразности и трудозатрат на данное предприятие. Так же изучаемый вопрос поднимался такими авторами как: Левкина Е.В., Ворожбит О.Ю., Василенко М.Е. [3] в работе «Роль инновационного развития в повышении эффективности рыбной отрасли Приморского края», однако так же, как и в работе Хан Е.В. и Ворожбит О.Ю не акцентированно на целесообразность технического перевооружения.

Данное исследование ставит целью изучение поставленного вопроса в более предметной форме, так как техническое вооружение флота является неотъемлемым показателем состояния отрасли в целом. Отметим, что инвестируемость технического перевооружения флота в Приморском крае более зависима от субсидий государства, чем прочие отрасли края.

В ходе работы были выделены следующие параметры целесообразности инвестирования:

1) Степень технической вооруженности рыбодобывающего флота Приморского края.  

2) Степень целесообразности инвестирование, а именно, насколько отрасль может поддерживать экономику региона, объем добычи и степень обеспеченности природными ресурсами.

3) Эффективность инвестирования данной отрасли с позиции экономической выгоды.

22.01.2016 года Правительство России одобрило изменения, вносимые в программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2020 годы», одной из задач которой является «создание новых, техническое перевооружение и модернизация существующих основных производственных фондов, стимулирование предпринимательской активности и формирование положительного имиджа рыбохозяйственного комплекса Приморского края» [4]. Данная программа направлена на улучшение системы распределения квот на вылов водных биоресурсов, что позволит предприятиям данной отрасли строить долгосрочные планы по развитию технического перевооружения флота [8]. Согласно программе, до 20% квот предлагается предоставлять на инвестиционные цели для стимулирования строительства новых рыболовных судов на российских верфях. Специалисты электронных торгов RusNevod среди основных причин недоосвоения общего улова рыбы и морепродуктов выделяют сокращение промыслового флота, а также его значительный износ: «использование устаревших технологий добычи и переработки сырья».

Прежде чем говорить о моральном и физическом износе рыбодобывающего флота, необходимо указать его состав, в относительных и удельных единицах. Отметим, что в Дальневосточном бассейне действуют около 350 судоходных компаний разных ведомств и форм собственности. По данным Российского морского регистра судоходства, в собственности этих компаний находится 1645 единиц транспортного, нефтеналивного, рыбопромыслового флотов, а также судов для прибрежного и внутрипортового плавания. Таким образом, весь гражданский флот Дальневосточного бассейна специалисты разделяют по территориальному размещению контролирующей инспекции Морского Регистра Судоходства. [5]

Таблица 1 – Состав рыбодобывающего флота относительно инспекций и территориального признака.

Наименование инспекции

Количество судов во флоте

Судовладельцы

Тихоокеанская инспекция

471 судно

г. Владивостока и ближайших районов Приморского края

Приморская инспекция

317 судов

г. Находка и ближайших районов Приморского края

Сахалинская инспекция

371 судно

о. Сахалин и Курильских островов

Северо-восточная инспекция

401 судно

Камчатской, Чукотской и Магаданской областей

Хабаровская инспекция

85 судов

Хабаровского края

Итого

1645 судов

 

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что преобладающими по количеству судов во флоте, являются Тихоокеанская и Северо-восточная инспекции, а также, что общее количество судов флота всего Дальневосточного Федерального округа составляет 1645 судов. Стоит отметить, что рыбодобывающий, рыбоперерабатывающий и рефрижераторный флоты составляют 64,6% от всего объема флота.  В паспорте программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2020 годы» прогнозируемый коэффициент обновления составляет приблизительно 10%, что несомненно является крайне положительным трендом [4].

Но при всей положительной тенденции состояние рыбодобывающего флота Дальневосточного Федерального округа, данную динамику перекрывает моральный и физический износ. Так, только в Хабаровской инспекции, на данный момент из 70 промысловых судов более 80% имеют предельные или сверхнормативные сроки эксплуатации, и только некоторые из рыбодобывающего предприятий могут воспользоваться субсидиями от программы «Стимулирование обновления и модернизации основных производственных фондов рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае». [2]

Для оценки приоритетности инвестирования в техническое перевооружение флота необходимо также рассмотреть эту позицию с точки зрения ресурсоотдачи с позиции предпринимателя. Для этого проанализируем уровень роста рыбопромысловых экспедиций относительно динамики роста бункерного рынка за 5 лет. [5]

Таблица 2 – Тенденция роста рыбопромысловых экспедиций относительно бункерного рынка (тыс. т.).

Порт/Период

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Находка / Восточный

440000

400000

410000

460000

500000

530000

Владивосток

240000

220000

230000

250000

265000

280000

Славянка / Зарубино/ Посьет

60000

45000

55000

58000

60000

76000

Сахалин

120000

100000

100000

140000

150000

155000

Ванино / Советская Гавань

200000

190000

200000

210000

220000

230000

Рыбопромысловые экспедиции

220000

200000

200000

200000

210000

245000

ИТОГО:

1 260 000

1 155 000

1 195 000

1 318 000

1 405 000

1 516 000

 По данным таблицы можно сделать вывод о увеличении бункерного рынка как такового на 20,3%, но при этом уменьшения удельного веса рыбопромысловых экспедиций в общем объёме этого рынка. Так в 2010 году рыбопромысловые экспедиции занимали порядка 18% рынка, но к 2015 году можно наблюдать снижения данного показателя до 16%. Однако, такую негативную динамику не стоит привязывать к отрицательному влиянию морального и физического износа флота, а скорее к девальвации рубля в течении изучаемого периода [7].

Далее проанализируем динамику прироста инвестиций в основной капитал рыбохозяйственного комплекса Приморского края, приведенный в паспорте программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 - 2020 годы» за 8 лет.  Данный анализ необходим для понимания вопроса в какой форме осуществляется прирост: модернизация уже имеющегося оборудования или постройка нового.


Рисунок 1 – Анализ прироста инвестиции в основной капитал комплекса Приморского края за 8 лет.

Анализируя данные таблицы 2 и графика 1 можно сделать неутешительные выводы. При общем снижении доли рыбопромысловых экспедиций на бункерном рынке, можно наблюдать тенденцию к увеличению прироста инвестиций в основной капитал рыбохозяйственного комплекса. Другими словами, даже при наличии тренда к увеличению флота ДВФО, увеличения закупки топлива не происходит. Такое положение говорит скорее об эффективном перевооружении флота, чем о покупке или строительстве новых судов. Однако отметим, что в настоящее время существует политика покупки у иностранных судовладельцев дешевых судов, бывших в эксплуатации. Данные суда способны приносить хороший доход после капитального ремонта еще в течение 10 лет после приобретения. В России строительство собственных гражданских судов для возрождения промыслового флота фактически заблокировано существующей налоговой и кредитной политикой государства и поэтому практически не ведется [1].

Российские организации, по сравнению с практикой мирового судостроения в Европе и Азии, испытывают значительную налоговую и кредитную нагрузку (в размере до 18-23% от цены судна) при размещении внутренних заказов на строительство. Отечественные заказчики предпочитают в этих условиях строить транспортные и промысловые суда за рубежом, регистрируя их в офшорных зонах под чужие флаги.

Большие налоги и таможенные сборы на импортируемое судовое комплектующее оборудование привели к тому, что российские верфи с каждым годом вместо постройки полностью оборудованных судов все больше переходят на строительство голых корпусов. Состояние и тенденции развития судостроительной отрасли Приморского края соответствуют общероссийской тенденции.

Целесообразность инвестирования технического перевооружения флота необходима, так как   наблюдается техническое и моральное старение оборудования [3]. Но окончательные выводы на данном этапе анализа сделать невозможно. Они могут быть получены только после сравнительного анализа произведенных работ по техническому перевооружению рыбодобывающего флота и приобретению новых судов.

Таблица 3 -  Анализ произведенных работ по техническому перевооружению рыбопромыслового флота Приморского края за 2013-2015 гг.

Показатель

2013

2014

2015

Динамика,%

Коэффициент обновления основных

производственных фондов, %

7,7

16,2

9,3

+1,60

Коэффициент инвестиций в основной капитал, %

0,5

0,8

2,0

+1,50

Из таблицы видно резкое уменьшение коэффициента обновления основных средств, но при этом инвестирование в основной капитал значительно возросло в 2015 году. Однако, следует помнить, что данная ситуация является, преимущественно, следствием снижения деловой активности в связи с вхождением в 2015 году экономики РФ в кризисный цикл.

Основываясь на вышеперечисленных факторах можно сделать вывод о том, что с точки зрения предприятия техническое перевооружение не является задачей первостепенной важности, но полностью исключать этот вид экономических затрат из бюджета предприятия невозможно [2].

Рассмотрим целесообразность инвестирования технического перевооружения флота Приморского края с позиции экономической выгоды для инвесторов. При этом имеется ряд показателей, подтверждающий прибыльность стороннего инвестирования [5].

Таблица 4 – Анализ производства продукции сегмента рыбопромыслового флота Приморского края за 2013-2015 гг.

Показатель

2013

2014

2015

Динамика

Рыба живая, свежая или охлажденная тонн

76340

57556

35543

-40797

Ракообразные немороженые; устрицы; водные беспозвоночные прочие, живые, свежие или охлажденные тонн

10452

9377

9136

-1316

Биоресурсы водные прочие тонн

928

928

928

0

Объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных

664,5

624,8

646,7

-17,80

Количество рейдов рыбопромысловых экспедиций в Приморском крае

52

53

52

0

Анализируя таблицу можно прийти к выводам, что снижение объема производства рыбы; продуктов рыбных переработанных и консервированных вылова рыбной продукции в 2015 году, происходит за счет нехватки сырья, возникшей в результате снижения объемов вылова водных биоресурсов и количества рейдов рыбопромысловых экспедиций, а также из-за высокой стоимости сырья для переработки для береговых рыбоперерабатывающих предприятий.

Для более точного определения экономического состояния сегмента рыбопромысловых компаний Приморского края, необходимо проанализировать изменение стратегических зон хозяйствования данной отрасли [7].

Таблица 5 – Анализ экономического состояния сегмента рыбопромысловых компаний Приморского края за 2013-2015 гг.

Показатель

2013

2014

2015

Динамика экономического состояния

Индекс промышленного производства,

в % к предыдущему году

97.9

86.0

99.7

+1,80

Уровень рентабельности проданных

товаров, продукции (работ, услуг), %

14.1

23.1

41.9

+27,80

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток),  млн. рублей

3201.6

-575.8

10549.8

+7348,20

Исходя из анализа экономического состояния сегмента можно прийти к выводу, что на сегодняшний момент, наблюдается заметный экономический рост, в пределах конъюнктуры, что является довольно положительной тенденцией и свидетельствует о стабильности сегмента, и как следствие можно говорить о привлекательности стороннего инвестирования.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на данный момент в сегменте рыбопромыслового флота Приморского края наблюдается положительная тенденция состояния стратегических зон хозяйствования. Но даже при всей положительной динамике техническое перевооружение флота Приморского края для рыбопромысловых компания не является задачей первостепенной важности, что дает возможность стороннего инвестирования, заинтересованных компаний. Также стоит отметить, что даже в условиях цикла экономического спада 2015 года, показатели состояния отрасли остаются положительными, что также является показателем уровня стабильности рыбопромысловой отрасли. Поэтому целесообразность технического перевооружения флота в Приморском крае, имеет место быть.



Библиографический список


1. Хан Е.В., Ворожбит О.Ю. Разработка стратегии развития рыбохозяйственных предпринимательских структур // European Social Journal 2013. №9-2(36) С. 466-575
2. Левкина Е.В., Василенко М.Е. Эффективность рыбной отрасли: теория, методология и практика // Интернет-журнал: «Науковедение» 2013. №6. С. 57
3. Левкина Е.В., Ворожбит О.Ю., Василенко М.Е. Роль инновационного развития в повышении эффективности рыбной отрасли Приморского края // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика 2014. №1 (138) С. 276-282.
4. Постановление Администрации Приморского края № 23-па от 22.01.2016 года «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года № 389-па «Об утверждении государственной программы Приморского края Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы»» // http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/fishery/programa-of-primorsky-krai/23-%D0%BF%D0%B0.pdf
5. Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству // http://fish.gov.ru/usloviya-ispolzovaniya-materialov-sajta от 19.10.2016
6. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы» за 2014 год // http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/fishery/programa-of-primorsky-krai/%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82.pdf
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Приморского края // http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/enterprises/ от 19.10.2016 год.
8. Кузнецов В.П., Цыпленкова К.С. Техническое усовершенствование как фактор экономической эффективности в сельском хозяйстве // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2015. №3 (7) URL: http://aeconomy.ru/science/economy/tekhnicheskoe-usovershenstvovanie-k/


References


1. Han E.V., Vorozhbit O.Y. Strategy development of fishery business structures // European Social Journal 2013. №9-2(36) P. 466-575
2. Levkina E.V., Vasilenko M.E. Effectiveness of the fishing industry: theory, methodology and practice // Scientific open access journal «Naukovedenie» 2013. №6. P. 57
3. Levkina E.V., Vorozhbit O.Y., Vasilenko M.E. The role of innovation in the effectiveness of fishing industry development of Primorskiy Region // The Bulletin of the Adyghe State University. Series 5: Economy 2014. №1 (138) P. 276-282.
4. The Primorsky Territory Administration resolution №23-pa from 22.01.2016 «About changes in The Primorsky Territory Administration resolution №389-pa from 7 December, 2012 « On approval of state program about development of fishery complex in Primorsky Krai for 2013-2017 »» // http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/fishery/programa-of-primorsky-krai/23-%D0%BF%D0%B0.pdf
5. Official website of Federal Fishery Agency// http://fish.gov.ru/usloviya-ispolzovaniya-materialov-sajta from 19.10.2016
6. Annual Report about the implementation and evaluation of state programs «Development of fishery complex in Primorsky Krai for 2013-2017» for 2014 // http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/fishery/programa-of-primorsky-krai/%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82.pdf
7. Official website of the Federal State Statistics Service of Primorsky Krai // http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/enterprises/ from 19.10.2016
8. Kuznecov V.P., Cyplenkova K.S. Tehnicheskoe usovershenstvovanie kak faktor jekonomicheskoj jeffektivnosti v sel'skom hozjajstve // Ajekonomika: jekonomika i sel'skoe hozjajstvo, 2015. №3 (7) URL: http://aeconomy.ru/science/economy/tekhnicheskoe-usovershenstvovanie-k/


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления