Введение
Высшие учебные заведения занимаются подготовкой специалистов с высшим профессиональным образованием, которые способны обеспечить воспроизводство интеллектуального потенциала страны, внедрение инноваций во всех секторах экономики, что требует не только развития научных исследований, но и использования их результатов непосредственно в учебном процессе [1]. Для модернизации и развития системы образования университеты осуществляют экспериментальную и инновационную деятельность. Экспериментальная деятельность заключается в разработке, апробации и внедрении новых образовательных технологий, образовательных ресурсов, а инновационная – в совершенствовании научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения системы образования (в форме реализации инновационных проектов и программ)[2]. Разработка инноваций и их внедрение на сегодняшний день является основой конкурентоспособности и развития вуза [3].
Материалы и методы
В последние годы исследованию инновационного потенциала и изучению закономерностей его формирования в литературе уделяется достаточно большое внимание. Связь инновационной деятельности с процессом управления образованием освещается в трудах Степановой И.П. [4], Исмагиловой Г.В., Щемеровой О.Г., Кельчевской Н.Р. [5], Михалко Е.Р. [6]. Изучению влияния инноваций на конкурентоспособность посвящены труды Калашниковой Е.А. [3], Баширова Э.К. [7], Громовой Н.В. [8], Самойлова В.А [9], Чарыковой М.А. [10], Матюшкиной М.Д. [11], Якунина В.И. [12], а также Воронова Д.С. и Криворотова В.В. [13]. Пименов С.В., Панова С.А., Осипов М.А. [14] Ильина Н.Ф. [15], Сычев А.А., Сергеева К.Н., Савостицкий А.С. [16] акцентируют свое внимание на развитии инновационного потенциала образовательного учреждения и управление интеллектуальными ресурсами.
Целью проведенного исследования явилось изучение теоретических основ инновационного потенциала как основного фактора повышения конкурентоспособности вуза. Методологическую базу составили методы сравнения, изучения источников, анализа и синтеза.
Результаты и обсуждения
В настоящее время инновационный характер деятельностивысшего учебного заведения, ориентация на постоянное внедрение самых актуальных и востребованных рынком тенденций является основным фактором конкурентоспособности. Технологические инновации в обучении содействуют повышению эффективности не только педагогической деятельности, но и качества образования, приводя к прямому снижению себестоимости оказываемых вузом услуг.
Среди факторов, побуждающих вуз к инновационной деятельности, выделяют внешние и внутренние. К внешним относятся изменение конкуренции на рынке образовательных услуг, изменение запросов потребителей, влияние заинтересованных лиц и организаций (собственники, учредители, партнеры, спонсоры, ассоциации работодателей, министерства и т.д.). Внутренние факторы включают изменение запросов профессорско-преподавательского состава и других сотрудников вуза, стремление к достижению максимальной эффективности деятельности организации и к оптимальному качеству деятельности (соответствие миссии), реализация потребности организации в собственной индивидуальности [7].
Положение вуза на рынке образовательных услуг определяется ценой образовательных услуг, имиджем вуза и инновационным потенциалом. Последний фактор непосредственно влияет на конкурентоспособность вуза. Под инновационным потенциалом понимается системная совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных инновационных ресурсов сектора высшей школы, необходимых в процессе осуществления инновационной деятельности с учетом их ограниченного характера и возможного (положительного или отрицательного) влияния на конечный результат деятельности, а также фактор реализации конкурентных преимуществ высшей школы, ее инвестиционно-инновационной привлекательности [18].
Инновационный потенциал организации представляет собой сложную нелинейную функцию потенциалов отдельных видов ресурсов и определяется в первую очередь наиболее сильной составляющей ресурсной базы инновационного процесса [6]. Следовательно, инновационный потенциал объединяет финансовый, интеллектуальный, научно-исследовательский, производственный, организационно-управленческий, информационный, маркетинговый потенциалы организации.
К инновационным ресурсам вуза относятся кадровый состав (профессорско-преподавательский состав, магистранты и аспиранты, принимающие участие в инновационной деятельности); соответствиеорганизационных структур и систем управления задачам развития инновационного процесса; реализация различных инновационных программ; научно-технический задел в виде незавершенных инновационных проектов; основные фонды, участвующие в инновационном процессе; финансовое обеспечение инновационной деятельности [18]. Универсальный характер инновационной деятельности в современном высшем учебном заведении затрагивает все направления его деятельности, в том числе и предпринимательскую.
Исследователи выделяют принципы формирования и эффективного использования инновационного потенциала вуза. К первой группе относятся системность, интеграция с учреждениями образования, науки, бизнес-сообществом, а также органами власти, нацеленная на решение стратегических задач развития инновационной среды и экономики, непрерывное развитие инновационного потенциала вуза и интернационализация образования. Во вторую группу входит компетентностный подход, направленность на разработку инноваций и подготовку специалистов высокой квалификации, использование инновационных образовательных технологий, функционирование специализированных структур, осуществляющих использование инновационного потенциала (в том числе развитие взаимодействияпри организации инновационной образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской деятельности). В процессе инновационной научно-исследовательской деятельности высшее учебное заведение должно ориентироваться на непрерывное совершенствование процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, увеличение количества разработок новых технологийи их передачу в производственный сектор экономики и в социальную сферу.
Для повышения эффективности инновационной деятельности высшее учебное заведение должно формировать инновационную инфраструктуру, которая обеспечивает проведение фундаментальных и прикладных исследований, их коммерциализацию, а также подготовку специалистов высокой квалификации. Необходимым условием подготовки специалистов высокой квалификации является разработка инновационных образовательных программ, учитывающих инновационныеобразовательные и новейшие информационно-компьютерные технологии; включение международной составляющей во все направления деятельности исследовательского вуза; применение организационных инноваций в системе управления вузом и его инновационной деятельностью [19].
Инновационный потенциал помогает рассчитать эффективность инновационной деятельности высшей школы и спрогнозировать ее дальнейшее развитие, поэтому особую важность приобретает оценка инновационного потенциала вуза [18]. Оценочные показатели могут быть разделены на абсолютные количественные показатели, которые измеряются в натуральных или денежных единицах, относительные количественные показатели, измеряемые в долях или процентах, и качественные показатели, требующие балльной экспертной оценки [20].
Е.А. Калашникова полагает, что инновационный потенциал высшего образовательного учреждения включает в себя три группы показателей, позволяющих оценить его влияние на уровень конкурентоспособности вуза. К ним относятся показатели кадрового потенциала, показатели образовательного потенциала и показатели научно-инновационного потенциала.
Кадровый потенциал вуза включает процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и учеными званиями (доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора наук, доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата наук), процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе, доля действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий России из штатных работников университета.
Показатели образовательного потенциала вуза представлены числом укрупненных групп специальностей по реализуемым основным образовательным программам, числом отраслей науки по специальностям научных работников аспирантуры, количеством аспирантов, процентом аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры, а также докторские диссертации, защищенные работниками и докторами университета.
Показатели научно-инновационного потенциала вуза определяются числом отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования, объемом научных исследований и разработок из всех источников, долей внебюджетного финансирования в доходах университета от образовательной и научной деятельности, долей работающих в вузе, занятых в НИОКР, числом поданных заявок на получение патентов, подтверждающих исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, коэффициентом изобретательности или инновационной активности.
Оценивая инновационный потенциал университетов, Турсунходжаев М. и Хашимова Н. к перечисленным выше показателям также относят инфраструктурный потенциал, определяемый количеством объектов инновационной инфраструктуры и качеством их работы, а также имиджевый потенциал, оцениваемый на основемнения университетского сообщества об образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза, мнения работодателей о выпускниках вуза и степени доверия бизнес-сообщества к результатам научных исследований и разработок образовательного учреждения [20].
Указанные группы показателей позволяют провести комплексную и объективную оценку инновационного потенциала как фактора конкурентоспособности вуза.
Выводы
Ориентация высшего учебного заведения на инновационную деятельность, определяемая внешними и внутренними факторами, способствует его модернизации и повышению качества образования. Объективная комплексная оценка инновационного потенциала университета позволяет оценить влияние инновационной политики на развитие высшего учебного заведения как участника рынка образовательных услуг и повышения конкурентоспособности образовательной организации. Оценка различных качественных и количественных показателей помогает руководству проанализировать эффективность деятельности учебного заведения, определить перспективы его дальнейшего развития.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления