Введение
В последние годы можно заметить небольшое увеличение набора в учреждения среднего профессионального образования с 2010 по 2017 гг. Процент выпускников 9-го класса, продолживших образование в учреждениях среднего профессионального образования, вырос с 20 до 24%. На высоком уровне также сохраняется и доля выпускников 11-го класса, получивших среднее образование в школе и выбравших учреждения среднего профессионального образования в качестве продолжения своего обучения. Однако до сих пор на рынке труда наблюдается существенный дисбаланс представлений работодателей о специалистах среднего звена и ценностных ориентировках работников, получивших среднее профессиональное образование. При этом необходимо обратить внимание на важную роль социально-экономического фактора, который не способствует повышению престижа и достойному уровню заработной платы, и соответственно, доходности этого сегмента работников. Следует принимать во внимание, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда.
Материалы и методы
Проблема среднего профессионального педагогического образования изучена недостаточно глубоко. Её анализ имеет большое значение для оптимизации работы по подготовке кадров в различных трудовых сферах. Изучение развития профессионального образования как важной социально-познавательной проблемы, разрабатывалось в трудах известных зарубежных и отечественных ученых [1-6]. Проблемами модернизации среднего профессионального образования также занимались различные исследователи [7-10]. О проблеме трудоустройства выпускников со средним профессиональным образованием писали многие специалисты [11-19]. Исследователи отмечают, что особенно острой данная проблема является на региональном уровне, так как региональный уровень экономического развития и жизни населения разнится. Данный факт и является определяющим в трудоустройстве выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается.
Результаты и обсуждение
В последние годы системой среднего профессионального образования было интегрировано 2 типа программ подготовки кадров: программ подготовки квалифицированных рабочих и программ подготовки специалистов среднего звена. Система начального профессионального образования (НПО) была упразднена в связи с тем, что не пользовалась спросом со стороны работодателей, хотя крайне острая потребность в рабочих кадрах постоянно существует. Такое положение было обусловлено тем, что работодателей не устраивали ни квалификация подготовленных рабочих кадров (3-й разряд), ни уровень их дисциплины и культуры труда.
В результате были сформированы следующие основные модели подготовки новых рабочих кадров для системы производства: крупные успешные предприятия включали организации по подготовке рабочих в свой состав и в этих фирменных учебных центрах готовили и готовят для себя рабочие кадры (при этом они недовольны тем, что государство не может обеспечить необходимый уровень подготовки). Вместе с тем обучающиеся в указанных организациях НПО были, как правило, старше 20 лет; если же предприятие фактически начинало контролировать и финансировать государственную (муниципальную) организацию НПО, то устанавливало в ней жесткие требования к администрации, преподавателям и мастерам производственного обучения, а также исключали тех учащихся, которые не стремились хорошо учиться и в дальнейшем работать.
Работодатели, которые не могли позволить себе включить в свой состав или контролировать организации НПО, предпочитали брать на работу молодых людей, имеющих соответствующее профессиональное образование, но прошедших службу в рядах российских Вооруженных сил, а затем доучивать их непосредственно на рабочем месте. Государственные и муниципальные организации НПО, финансируемые из бюджета, как правило, имели устаревшую материально-техническую базу и педагогический персонал, который был плохо осведомлен о современных технологиях производства.
Несколько лучше обстояло дело в организациях, которые были преобразованы в ресурсные центры, поскольку их материально-техническая база была существенно обновлена, а преподаватели и мастера производственного обучения прошли переобучение и были ознакомлены с новыми производственными технологиями. В силу низкого престижа начального профессионального образования, которое обеспечивало подготовку учащихся по рабочим профессиям после 9-го класса школы (15–16 лет), система НПО была интегрирована с системой среднего профессионального образования. Однако в результате престиж подготовки рабочих кадров не вырос, а престиж самой системы СПО значительно снизился. Как свидетельствуют социологические опросы, проводимые ЦЭНО РАНХиГС с 2013 г., работодатели намного ниже оценивают базовую подготовку рабочих по сравнению с базовой подготовкой специалистов и управленческих кадров.
В 2015/16 учебном году выпускники 9-го класса школы делали следующий выбор: 55,0% шли в 10-й класс (в старшую школу); 33,2% поступали в организации СПО; 11,8% в силу разных причин бросали учебу. В том же учебном году 17,2% выпускников 11-го класса школ шли учиться в организации СПО, а 83,4% выпускников системы среднего профессионального образования стремились поступить в вузы, при этом более 35% из них даже не выходили на рынок труда. Среди выпускников организаций СПО на рынок труда, как правило, выходят получившие профессию официантов, парикмахеров, поваров, краснодеревщиков и т.п., которые ориентированы на работу в сфере услуг, а также медицинские сестры (набирают стаж перед поступлением в медицинские вузы), воспитатели и учителя, окончившие педучилища (также спустя 3–4 года поступают в педвузы).
В среднем профессиональном образовании за последние 2 года доля частных образовательных организаций составила 8,3% их общего числа, при этом в них обучалось 6,8% общей численности студентов этого уровня образования. Особенностью подготовки специалистов среднего звена (прикладная подготовка) в организациях СПО является то, что большинство студентов в них учится очно, в том числе и в частных организациях среднего профессионального образования (рис. 31).
В государственных и муниципальных организациях СПО доля очного обучения составляет более 80%, в частных – почти 75%. Эти доли значительно выше, чем в вузах, где в государственных и муниципальных высших учебных заведениях доля очного обучения в 2015/16 учебном году достигла 55,9%, а в частных составила всего 15,7%. С введением в 2009 г. в штатный режим ЕГЭ численность выпускников 9-го класса школы, поступающих в организации СПО, выросла достаточно заметно, поскольку путь в вуз через систему среднего профессионального образования стал вариантом «обхода» ЕГЭ. При этом нацеленность на поступление в вуз нисколько не ослабла. Как показывают опросы, проводимые в рамках мониторинга эффективности школ, подавляющее большинство родителей (законных представителей) хотят, чтобы их дети поступили в высшие учебные заведения.
Выводы
Говорить о системе российского образования как об образовании, не предоставляющем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений [20]. На данном этапе сформировавшаяся система российского среднего профессионального образования при рациональной государственной политике и экономической поддержке способна обеспечить подготовку грамотных специалистов, которые будут востребованы на рынке труда.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления