RU
EN   Информационное агентство INNOV.RU | Воскресенье, 11 декабря 2016 г. 07:18
Иннов: электронный научный журнал

Выбор стратегии антикризисного менеджмента

Selection of crisis management strategies


10.02.16 14:27
488

Выходные сведения: Кузнецов Н. В. Выбор стратегии антикризисного менеджмента // Иннов: электронный научный журнал, 2016. №1 (26). URL: http://www.innov.ru/science/economy/vybor-strategii-antikrizisnogo-mene/

Авторы:
Кузнецов Н. В., кандидат технических наук, генеральный директор ЗАО «Бизнес-Эффект»
nkuznetsov@fa.ru

Authors:
Kuznetsov N.V., Ph.D., General Director, Ltd. "Business-Effect" nkuznetsov@fa.ru

Ключевые слова: антикризисный менеджмент, рецессия, экономический кризис, экономика предприятия, российская экономика

Keyword: crisis management, recession, economic crisis, the economy of the enterprise, the Russian economy

Аннотация: Российская экономика находится в состоянии рецессии. Кризис ощутимо ударил по сегменту бизнеса, и первыми это на себе прочувствовали представители малого и среднего класса. Во время курсовых колебаний нагрузка на предприятия дополнительно увеличивается. В статье рассмотрены основные аспекты возможных путей дальнейшего развития для отечественных предприятий.

Annotation: The Russian economy is in recession. The crisis of tangible hit the segment of the business, and the first to have experienced it on themselves the representatives of small and middle-class. During the exchange rate fluctuations burden on businesses is further increased. The article discusses the main aspects of the possible ways of further development of domestic enterprises.

Выбор стратегии антикризисного менеджмента

В условиях экономического кризиса предприятия находится под воздействием многочисленных негативных условий. Можно выделить несколько факторов: снижение спроса, рост задолженности и как следствие — снижение рентабельности. Все эти факторы взаимосвязаны, поскольку снижение покупательской способности и спроса на продукцию при регулярном росте цен ведёт к росту издержек и задолженности перед федеральным бюджетом [1]. Когда предприятие не может выполнять своих функций, возникает необходимость в переходе на новую антикризисную модель управления, в основе которой лежит постоянный оперативный мониторинг финансового состояния организации.

Влияние внешних факторов

В обычных условиях влияние внешнеэкономических факторов на предприятие существенно, но редко носит определяющий характер. В кризисных условиях ситуация изменяется. Всю совокупность факторов можно разделись на внешние и внутренние [2]. К внешним факторам можно отнести социально-экономическое положение страны и рынка, политическую среду и уровень коррупции. Внутренние факторы включают в себя производственные риски, менеджмент, производственную структуру, общую конкурентоспособность и другие обстоятельства, определяющие развитие предприятия.

Готовность предприятия к кризису можно рассматривать как показатель внутренней организации — чем лучше налажено внутреннее взаимодействие, тем меньше влияние неблагоприятных факторов на компанию [3].

В кризисных условиях обостряется воздействие социально-экономических и рыночных факторов — растёт инфляция, изменяется конъюнктура рынка, покупательская способность населения резко падает. В таких условиях особенно сильно страдает малый и средний бизнес и растёт вероятность монополизации многих отраслей. Меры антикризисного управления направлены на сохранение рентабельности бизнеса и потому включают в себя преимущественно оперативные мероприятия, рассчитанные на краткосрочную перспективу.

Варианты развития

Весь спектр предлагаемых моделей антикризисного управления можно разделить на две группы, которые определяют основное направление развития предприятий:

1) стратегия предполагает освоение новых видов производства, реорганизацию бизнеса и поиск новых рынков;

2) вторая – подразумевает диверсификацию или сокращение производства вплоть до ликвидации предприятия;

Курс на реорганизацию и освоение новых видов бизнеса возможен при наличии у предприятия дополнительных резервов. В существующей ситуации, большинство предприятий отдают предпочтение второму направлению, поскольку очень велико давление факторов, под действием которых внутренний ресурс организаций существенно уменьшается. Выбор стратегии зависит не только от финансового состояния организации, но и влияния происходящих событий. Динамика рынка приводит к быстрому старению основных производств, поэтому на плаву удерживается тот, кто оперативно подстраивается под существующие реалии.

Основная проблематика предлагаемых моделей антикризисного управления заключается в том, что все предлагаемые мероприятия выполняются ориентируясь на возможные угрозы и опасности, которые сулит кризис [4]. Таким образом, предприятия концентрируются на решении текущих проблем, но теряют дальнейшие ориентиры, что повышает их зависимость от внешних условий.

При выборе антикризисной стратегии стоит учитывать непосредственно отраслевые особенности кризиса, поскольку он может проявляться в отдельных аспектах и разной продолжительностью.

Можно выделить три вида кризиса:

  1. Циклический кризис. Он носит глобальный характер и затрагивает все отрасли, влияя непосредственно на экономику страны в целом.

  1. Частичный кризис – может возникать на любой фазе циклического кризиса и затрагивает только отдельные отрасли.

  1. Промежуточный кризис. Является реакцией на неправильное распределение ресурсов и возникает на волне экономического подъёма.

Если отойти от классической трактовки антикризисного управления и использовать долгосрочное планирование, то станут очевидными дальнейшие приоритеты существования компании, совпадающие с её миссией. Г.А Чебашкина [5] предлагает рассматривать кризисные периоды не как следствие внешних политических проявлений, а закономерные последствия рассогласования производства и потребления.

Под разным углом зрения

У каждого кризиса имеется свой жизненный цикл, который стимулирует дальнейшее развитие рынка. Если более внимательно рассмотреть текущий кризис, можно заметить, что намечается длительная тенденция к спаду производства и говорить о скором улучшении экономических показателей не приходится. Поэтому ориентироваться только на текущий цикл в существующих условиях нецелесообразно [10].

Специфика текущего кризиса показывает, что приходится иметь дело не только с ограниченным потенциалом организаций, но и постоянном обострением внешних факторов, поэтому антикризисные стратегии необходимо воспринимать как комплекс мероприятий, направленных на нейтрализацию внутренних факторов.

Ввиду этого целесообразно рассматривать кризис не как ухудшение ситуации, а закономерное изменение экономической срезы, которое отражается на ослаблении конкуренции.

Разумеется, потребуется немало оптимизма, поскольку экономическая стратегия будет базироваться на высоком уровне личной мотивации, но каждый кризис предоставляет свои возможности. Уход западных компаний с внутреннего рынка открывает дорогу для внутренних производителей.

В текущих обстоятельствах антикризисная система управления может базироваться на использовании гибких решений, которые будут отходить от существующих базовых моделей [14, 15].

Усиливается необходимость и в проведении структурных изменений, резко обостряется значение временных ограничений. Основной тенденцией рыночного развития можно назвать динамику, поэтому на предприятиях может существовать необходимость в децентрализации управленческого аппарата и интегрировании производственных процессов, которые повысят эффективность использования существующего потенциала компаний.

Выход из каждого экономического кризиса характеризуется резким производственным рывком, основанном на внедрении современных технологий. Поэтому основные приоритеты в рамках программ преодоления текущего кризиса должны быть направлены на оптимизацию производства и экономию ресурсов за счёт новых технологических решений и повышении компетенции сотрудников.



Библиографический список


1. Батьковский М.А. Булава И.К. Управление финансовым оздоровлением предприятия в условиях экономического кризиса // Менеджмент в России и за рубежом 2010, № 1.

2. Погосян Р.Р. Современные технологии управления // Современные технологии управления // 2014, 6 (42) С. 39-44.

3. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера // Изд-во ТРТУ, Таганрог, 2006. - 304 с.

4. Недашковская Л.В. Современные методы поведенческого подхода к управлению финансами // Современные наукоемкие технологии 2014 7-3 С. 94-96.

5. Чебашкина Г.А Кризисы в тенденциях развития экономики // Вестник Московского Университета им С.Ю Витте. Серия1: Экономика и управление. 2014 2 (8) С.112-121

6. Cухова Л.Ф. Любенкова Е.П. Методологические подходы к антикризисному управлению финансами кооперативных организаций // Вестник Белгородского Университета кооперации, экономики и права». 2009, № 4-2. С. 38-46.

7. Сорочайкин А.Н. «Управление муниципальным социально-экономическим развитием» // Самара, 3-е издание, переработанное и дополненное. 2014. С. 26-27

8. Типы экономических кризисов. Особенности современного экономического кризиса.
URL: http://studopedia.org/1-629.html

9. Машинина А.А. Антикризисное управление: современный подход // Наука и экономика 2010 4 С. 52-54 URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=16381529

10. Незаметдинов Н.Р. Проблемы выбора эффективных инвестиционных решений в условиях неопределённости // Иннов: электронный научный журнал, 2014. № 2 (19). URL: http://www.innov.ru/science/economy/problemy-vybora-effektivnykh-investitsionnykh-resheniy-v-usloviya/

11. Дюжилова О.М. Антикризисное управление на основе системных преобразований // Вестник Тверского Государственного Университета. Серия: Экономика и управление. 2012. С.174-180

12. Давыдова Н.С., Коникова А.В. Антикризисное управление: инфраструктурные барьеры // Вестник Удмуртского Университета. Серия экономика и право. 2010. № 2-3. С.9-12.

13. Кожевников Р.А., Терёшина Н.В. // Мир транспорта 2009. № 3(27) С. 86-89.

14. Вазьянский А.М., Обыденнова С.Ю. Локализация производства как способ инновационного развития предприятия // Иннов: электронный научный журнал, 2014. № 4 (21). URL: http://www.innov.ru/science/economy/localizacia_proizvodstva/

15. Незаметдинов Н.Р. Проблемы выбора эффективных инвестиционных решений в условиях неопределённости // Иннов: электронный научный журнал, 2014. № 2 (19). URL: http://www.innov.ru/science/economy/problemy-vybora-effektivnykh-investitsionnykh-resheniy-v-usloviya/






  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления