RU
EN   Информационное агентство INNOV.RU | Воскресенье, 04 декабря 2016 г. 13:23
Иннов: электронный научный журнал

Закон о создании хозяйственных обществ бюджетными научными и образовательными учреждениями

The law creating the economic society budget scientific and educational institutions


30.11.11 20:19
484

Выходные сведения: Зайцев А.Н. Закон о создании хозяйственных обществ бюджетными научными и образовательными учреждениями // Иннов: электронный научный журнал, 2011. №4 (9). URL: http://www.innov.ru/science/economy/zakon-o-sozdanii-khozyaystvennykh/

Авторы:
Александр Николаевич Зайцев (доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

Authors:
Alexander Nikolaevich Zaitsev (Associate Professor NSTU named after R.E. Alekseeva)

Ключевые слова: закон, хозяйственные общества, бюджетные учреждения, экономическая деятельностью бюджетных учреждений

Keyword: law, business companies, budgetary institutions, the economic activity of public institutions

Аннотация: Федеральным законом от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» восстановлено право государственных научных и образовательных учреждений участвовать в создании малых инновационных предприятий.

Annotation: Federal Law of August 2, 2009 № 217-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the establishment of budget scientific and educational institutions, business entities with a view to practical application (implementation) of the results of intellectual activity" restored the right of public research and educational institutions to participate in the creation of small innovative enterprises.

Закон о создании хозяйственных обществ бюджетными научными и образовательными учреждениями
Федеральным законом от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» восстановлено право государственных научных и образовательных учреждений участвовать в создании малых инновационных предприятий [1].

Суть закона состоит в том, что бюджетные научные учреждения и государственные высшие учебные заведения получили право без согласия собственника их имущества быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным или образовательным учреждениям [2].

Бюджетные научные учреждения и государственные высшие учебные заведения в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые сохраняются за данными научными учреждениями.

Бюджетные научные учреждения и государственные высшие учебные заведения вправе распоряжаться долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ, владельцами которых они являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Они осуществляют управление долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются бюджетные научные учреждения и государственные высшие учебные заведения, часть прибыли хозяйственных обществ, полученная ими (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности [3, 4].

В качестве недостатков данного закона можно отметить следующие ограничения:

1. Доля данного бюджетного научного учреждения или высшего учебного заведения в уставном капитале акционерного общества должна составлять более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более чем одну треть. Это фактически выводит данные общества за границы закона № 209-ФЗ, хотя в Законе № 217-ФЗ и сделаны соответствующие оговорки.
2. Фактически бюджетные научные учреждения и вузы не могут предо-ставлять созданным с их участием обществам помещение, оборудование, фи-нансовую помощь и др., за исключением имущества, приобретенного на доходы от собственной коммерческой деятельности. Это ограничение снято в 2011 году в дополнении к Закону № 217-ФЗ.
Основной целью Федерального Закона является обеспечение реального внедрения в производство создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования, а также правовое обеспечение установленных Гражданским кодексом Российской Федерации возможностей для учреждений науки и образования быть участником и учредителем хозяйственных обществ, занимающихся практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям.

В соответствии с Законом бюджетные научные учреждения, научные учреждения государственных академий наук, бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования, образовательные учреждения высшего профессионального образования государственных академий наук (далее – научные и образовательные учреждения) наделяются правом создавать хозяйственные общества (малые инновационные предприятия) без согласия собственника имущества, но с уведомлением в течение 7 дней федерального органа исполнительной власти. При этом в уставной капитал таких предприятий могут быть внесены денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении научных и образовательных учреждений.

Однако распоряжение долями (акциями) в уставных капиталах таких хозяйственных обществ может осуществляться только с предварительного согласия соответствующих собственников. Хозяйственные общества могут быть созданы в форме общества с ограниченной ответственностью либо акционерного общества.

Научные и образовательные учреждения могут создавать хозяйственные общества единолично либо с привлечением других лиц в качестве учредителей. Доля (акции) других лиц, участвующих в уставном капитале хозяйственного общества, должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину [5].

Согласно Закону хозяйственное общество не утрачивает статуса малого предприятия независимо от доли участия в его уставном капитале научных и образовательных учреждений. При этом его деятельность должна заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) – научным и образовательным учреждениям.

Научные и образовательные учреждения могут вносить в уставные капиталы хозяйственных обществ права на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионным договорам [6].

Также научными и образовательными учреждениями в уставный капитал хозяйственных обществ могут быть внесены денежные средства, оборудование и иное имущество, находящееся в оперативном управлении учреждений, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Закон регламентирует, что доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, а равно часть прибыли хозяй-ственных обществ, полученные научными и образовательными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам [7].

Библиографический список


1. Зайцев Д.А. Малые инновационные предприятия при вузах / Д.А. Зайцев, Н.Г. Котомина // Взаимодействие ВУЗов и НИИ с предпирятиями в рамках разработки и реализации программ инновационного развития предприятий. Материалы всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, – Нижний Новгород, 2010. С. 99-100.

2. Зайцев Д.А. Информационная система поддержки инновационных проектов на всех этапах жизненного цикла / Д.А. Зайцев, М.Е. Незнахин // Материалы конкурса молодежных инновационных команд «РОСТ 2011», – Нижний Новгород, 2011. С. 204-205.

3. Пыркова И.А. Инновационным предприятиям - зеленый свет // Инновационный Вестник Регион. 2009. № 1. С. 2-3.

4. Савостова Т.Л. Эффективное управление инновационным предприятием - основа модернизации экономики // Право и управление. XXI век. 2010. № 4. С. 64-66.

5. Павлов А.В. Коммерциализация интеллектуальной собственности малым инновационным предприятием вуза Вестник Российского нового университета. 2010. № 4. С. 54-56.

6. Сухарев С.О. Управление инновационным предприятием в условиях кризиса //Бухгалтерский учет. 2009. № 10. С. 67-69.

7. Шаматов И.К., Афанасьев А.А. Теоретические аспекты управления инновационными процессами на предприятии // Экономика и управление. 2009. № 8. С. 52-54.





  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления