INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Открытая информационно-образовательная среда национального уровня – основа ифраструктурной инвариантности

Open information-educational environment at the national level is the basis ifrastructure invariance



УДК 378.4

31.01.12 15:13
2882

Выходные сведения: Старых В.А. Открытая информационно-образовательная среда национального уровня – основа ифраструктурной инвариантности // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №1 (10). URL: http://www.innov.ru/science/tech/otkrytaya-informatsionno-obrazovate/

Авторы:
В.А. Старых (ФГАУ ГНИИ ИТТ«Информика», РГУИТП)

Authors:
V. A. Starych (FGAU GNII ITT "Informika", RGUITP)

Ключевые слова: информационно-образовательные среды, информатизация сферы образования, комплексный подход, деятельность государства, нормативно-техническое обеспечение

Keyword: information-educational environment, Informatization of education, integrated approach, activity, normative-technical support

Аннотация: Развитие открытых информационно-образовательных сред (ИОС) – базовое направление информатизации сферы образования и науки на современном этапе.

Annotation: The development of open information-educational environments (IOS) – the basic direction of Informatisation in the sphere of education and science on the modern stage.

Открытая информационно-образовательная среда национального уровня – основа ифраструктурной инвариантности

Развитие открытых информационно-образовательных сред (ИОС) – базовое направление информатизации сферы образования и науки на современном этапе [1]. Оно соответствует комплексному подходу к информатизации, предусматривающему переход от использования разрозненных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) к реализации таких средств как элементов интегрированной ИОС, охватывающей множество взаимосвязанных научно-образовательных бизнес-процессов (БП), выполняемых в рамках организации (образовательного или научного учреждения), группы организаций, определенного сегмента сферы образования или науки, региональной или национальной системы образования.

В широком понимании ИОС – система инструментов и ресурсов, обеспечивающих условия для осуществления научно-образовательной деятельности на основе ИКТ [2]. ИОС включает общесистемные компоненты вычислительной и информационно-телекоммуникационной платформы, приложения и информационные ресурсы (ИР), нормативно-техническое обеспечение, а также поддерживающие организационные системы (в том числе кадровые ресурсы). Основная идея реализации принципа инфраструктурной инвариантности состоит в переформатировании инфраструктуры обеспечения управления в образовании  и науке, за счёт выделения трёх уровневой структуры управления в составе ядра ИОС национального уровня: 1)нормативно-технического, 2)процессного и 3)целевого (рис.1.).

В трёх уровнях определяются отношения основных участников взаимодействия – «государства» (через исполнительные органы), «потребителей» (образовательные учреждения, обучающие, обучаемые, родители» и «рынка» (поставщики- услуг/сервисов/ продукции/ресурсов/технологий). В такой структуре государство создаёт необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не подменяет бизнес собственной активностью [3].

На первом уровне (I) структуры преобладает деятельность государства, как ключевого регулирующего, стимулирующего и координирующего участника в части формирования системы единообразных открытых репозиториев нормативно-технического обеспечения - «регламенты и услуги», «нормативные лексикографические ресурсы», «метаданные», «нормативы», «информационные модели», «модели компетенций», «бизнес-процессы». Здесь размещаются специфицированные административные и технические регламенты, используемые для выполнения процессов следующего уровня. Эти регламенты могут относиться как к ИОС национального уровня в целом, так и к ИОС регионального или корпоративного уровня [4].

Эта деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с профессиональными сообществами: в сфере науки и образования, в сфере ИКТ. Область ответственности для данного уровня -  государство/федеральные органы управления образованием и наукой и профессиональные сообщества.

На втором уровне (II) выделены четыре базовых процесса: «создание», «регистрация», «хранение» и «использование». Базовые процессы определяют характер деятельности и взаимодействия участников информатизации относительно продукции, услуг и технологий.



Рис.1. Трёхуровневая структура управления в составе ядра ИОС  национального уровня

Эти процессы должны быть представлены в форме открытых спецификаций, в формировании которых участвуют все основные участники информатизации из группы: «государство», «потребители», «поставщики».

Фактически этот уровень представляют хранилища с контентом и функциональностью, имеющими прикладное (научно-образовательное) назначение, средства систематизации ИР и сервисов - каталоги, хранилища, электронные библиотеки и отраслевая система государственного учета, регистрации и мониторинга ИР и web-сервисов сферы образования и науки (ОСГУРМ).

Область ответственности - смешанная (частно-государственное партнерство). В части государства участвуют как система управления федерального уровня, так и регионального.

Уровень III – целевой, на котором представлены:

  • в рамках ядра ИОС национального уровня - открытые реестры  интероперабельных компонентов ИОС (каталогов, хранилищ, прикладных  профилей ИС, электронных библиотек);

  • как отражение целевой ориентации – виртуализированная рыночно-ориентированная площадка, для сбора и комплектования из представленных на рынке компонентов/инструментов для удовлетворения конкретных потребностей и компановки из них прикладной  среды поддержки научно-образовательных БП. В рамках этого уровня ИОС национального уровня размещается кластер федеральной системы информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР).

Алгоритм работы в данном уровне  следующий: используя реестры (как метакаталоги) из  уровня I и  каталоги процессов создания, регистрации и хранения продуктов из уровня II, организуется обращение в виртуальные «бизнес-площадки» на уровне III,  где приобретаются на коммерческой основе(или используются на бесплатной основе, созданные за средства федерального бюджета) ИР, сервисы и услуги, и конструируется (собирается) из  них то, что нужно для научно-образовательных задач пользователя [5, 7].

Область ответственности в данном уровне - смешанная (федеральные органы как держатели реестров и научно-образовательные организации любой формы  собственности и уровня подчинения). На третьем уровне основную роль играют «потребители» и «поставщики» в части создания и поддержки системы открытых репозиториев сервисов и федеральных реестров, покрывающих функциональное пространство образования и науки. Поставщики, имея в распоряжении формально определённые государством спецификации, размещённые в открытых репозитариях первого уровня,   реализуют на их основе и представляют для научно-образовательной сферы продукцию, сервисы, услуги. На этом же уровне функционирует система общественно-государственной (добровольной) сертификации ИКТ продукции и услуг, сертификации персонала, выполняющая роль профессиональной фильтрации показателей качества представленных  продукции, сервисов, услуг [6, 12].

Важнейшим принципом, заложенным в архитектуру ИОС национального уровня, является отделение приложений, в реализации сервисов, реализуемых на третьем уровне от обрабатываемых ими данных, за счёт слоя метаданных, формируемых в системе открытых  репозиториев нормативно-правового и нормативно - технического обеспечения первого уровня. Формирование, хранение, поддержка и правила использования этих метаданных организуются в ИОС национального уровня подсистемой взаимоувязанных федеральных баз данных и открытых реестров. Спецификации форматов хранения данных строго формализованы на первом уровне структуры ИОС национального уровня и регламентируются требованиями современных гармонизированных международных стандартов, спецификаций и единых регламентов. Любой разработчик образовательного сервиса или продукции из гипотетической группы «поставщиков», для обеспечения собственной конкурентоспособности, должен руководствоваться именно данными специфицированными требованиями, оформленными формально и опубликованными в виде открытых документов [8, 9, 11].

Как видно из структуры (Рис. 1.), собственно логика организации единого пространства ИОС национального уровня смещает фокус новой отраслевой стратегии на системную организацию и обеспечение информационных услуг для конечных пользователей, в противовес существующей практике, ориентированной на разработку разрозненных, независимых и невзаимодействующих технологических решений и поставку ИКТ- средств.

Реализация изложенных подходов развития инфраструктуры взаимодействия участников открытой ИОС национального уровня, предполагает сосредоточение усилий органов государственного управления на совершенствовании системы стимулирования внедрения перспективных информационных технологий развития образования и управления образовательными организациями, совместно с профессиональными сообществами на совершенствовании нормативно-технического обеспечения развития информационного пространства образования и науки [9, 10]. Предполагается, что с учетом сформулированных положений, открытая национальная информационная среда образования и науки начнёт переход к новой парадигме своего развития.

 



Библиографический список


1. Пономарёв А.К., Пронин А.В., Старых В.А., Тихонов А.Н. Информатизация сферы науки и образования России: стратегия развития // Информатизация образования и науки. – 2012. – №2 (14). – С. 3–26.

2. Башмаков А.И., Старых В.А. Принципы и технологические основы создания открытых информационно-образовательных сред. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 719 с.

3. Власов В.В. Новые подходы к информатизации сферы образования в свете общих закономерностей развития социальных систем // Информатизация образования и науки. 2009. № 2. С. 109-121.

4. Исаев Д.В. Информатизация стратегического управления в сфере образования // Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 2. С. 147-152.

5. Шматков М.Н. Методологические аспекты управления информатизацией образовательных систем // Философия образования. 2010. № 1. С. 64-70.

6. Зайцев А.Н. Закон о создании хозяйственных обществ бюджетными научными и образовательными учреждениями // Иннов: электронный научный журнал, 2011. №4 (9). URL: http://www.innov.ru/science/economy/zakon-o-sozdanii-khozyaystvennykh/

7. Кузнецов А.В.образование в «электронном городе» // Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2010. Т. 56. С. 47-62.

8. Крестьянинова Е.Н. Информатизация как основа и условие повышения качества современного образования // В мире научных открытий. 2010. № 4-12. С. 51-53.

9. Сафронова И.В. Инновации в образовательной деятельности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2010. № 6. С. 185-190.

10. Калинина А.Э., Макеева Т.Е. Модернизация процесса обучения в классическом университете на основе информационных технологий // Экономика. Налоги. Право. 2010. № 6. С. 89-96. 

11. Каменская О.В., Сухова Н.М. Инновационный подход к образованию. Что нам принесёт реформа? // Иннов: электронный научный журнал, 2010. №2 (3). URL: http://www.innov.ru/science/economy/innovatsionnyy-podkhod-k-obrazovani/

12. Зайцев А.Н., Сухова Н.М. Концепция инновационно-экономического подхода в подготовке кадров в НГТУ // «Иннов: электронный научный журнал», 2010. №4 (5). URL: http://www.innov.ru/science/economy/kontseptsiya-innovatsionno-ekonomicheskogo/


References


1. Ponomarjov A.K., Pronin A.V., Staryh V.A., Tihonov A.N. Informatizacija sfery nauki i obrazovanija Rossii: strategija razvitija Informatizacija obrazovanija i nauki. – 2012. – No 2 (14). – P. 3–26.

2. Bashmakov A.I., Staryh V.A. Principy i tehnologicheskie osnovy sozdanija otkrytyh informacionno-obrazovatel'nyh sred. – M.: BINOM. Laboratorija znanij, 2010. – 719 P.

3. Vlasov V.V. Novye podhody k informatizacii sfery obrazovanija v svete obshhih zakonomernostej razvitija social'nyh sistem Informatizacija obrazovanija i nauki. 2009. No 2. P. 109-121.

4. Isaev D.V. Informatizacija strategicheskogo upravlenija v sfere obrazovanija Terra EconomicuP. 2009. T. 7. No 2. P. 147-152.

5. Shmatkov M.N. Metodologicheskie aspekty upravlenija informatizaciej obrazovatel'nyh sistem Filosofija obrazovanija. 2010. No 1. P. 64-70.

6. Zajcev A.N. Zakon o sozdanii hozjajstvennyh obshhestv bjudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdenijami Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2011. No 4 (9). URL: http: www.innov.ru.science.economy.zakon-o-sozdanii-khozyaystvennykh.

7. Kuznecov A.V.obrazovanie v «jelektronnom gorode» Trudy Instituta sistemnogo analiza Rossijskoj akademii nauk. 2010. T. 56. P. 47-62.

8. Krest'janinova E.N. Informatizacija kak osnova i uslovie povyshenija kachestva sovremennogo obrazovanija V mire nauchnyh otkrytij. 2010. No 4-12. P. 51-53.

9. Safronova I.V. Innovacii v obrazovatel'noj dejatel'nosti Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Jekonomika. 2010. No 6. P. 185-190.

10. Kalinina A.Je., Makeeva T.E. Modernizacija processa obuchenija v klassicheskom universitete na osnove informacionnyh tehnologij  Jekonomika. Nalogi. Pravo. 2010. No  6. P. 89-96. 

11. Kamenskaja O.V., Suhova N.M. Innovacionnyj podhod k obrazovaniju. Chto nam prinesjot reforma? Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2010. No 2 (3). URL: http: www.innov.ru.science.economy.innovatsionnyy-podkhod-k-obrazovani.

12. Zajcev A.N., Suhova N.M. Koncepcija innovacionno-jekonomicheskogo podhoda v podgotovke kadrov v NGTU «Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal», 2010. No 4 (5). URL: http: www.innov.ru.science.economy.kontseptsiya-innovatsionno-ekonomicheskogo.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления