Развитие открытых информационно-образовательных сред (ИОС) – базовое направление информатизации сферы образования и науки на современном этапе [1]. Оно соответствует комплексному подходу к информатизации, предусматривающему переход от использования разрозненных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) к реализации таких средств как элементов интегрированной ИОС, охватывающей множество взаимосвязанных научно-образовательных бизнес-процессов (БП), выполняемых в рамках организации (образовательного или научного учреждения), группы организаций, определенного сегмента сферы образования или науки, региональной или национальной системы образования.
В широком понимании ИОС – система инструментов и ресурсов, обеспечивающих условия для осуществления научно-образовательной деятельности на основе ИКТ [2]. ИОС включает общесистемные компоненты вычислительной и информационно-телекоммуникационной платформы, приложения и информационные ресурсы (ИР), нормативно-техническое обеспечение, а также поддерживающие организационные системы (в том числе кадровые ресурсы). Основная идея реализации принципа инфраструктурной инвариантности состоит в переформатировании инфраструктуры обеспечения управления в образовании и науке, за счёт выделения трёх уровневой структуры управления в составе ядра ИОС национального уровня: 1)нормативно-технического, 2)процессного и 3)целевого (рис.1.).
В трёх уровнях определяются отношения основных участников взаимодействия – «государства» (через исполнительные органы), «потребителей» (образовательные учреждения, обучающие, обучаемые, родители» и «рынка» (поставщики- услуг/сервисов/ продукции/ресурсов/технологий). В такой структуре государство создаёт необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не подменяет бизнес собственной активностью [3].
На первом уровне (I) структуры преобладает деятельность государства, как ключевого регулирующего, стимулирующего и координирующего участника в части формирования системы единообразных открытых репозиториев нормативно-технического обеспечения - «регламенты и услуги», «нормативные лексикографические ресурсы», «метаданные», «нормативы», «информационные модели», «модели компетенций», «бизнес-процессы». Здесь размещаются специфицированные административные и технические регламенты, используемые для выполнения процессов следующего уровня. Эти регламенты могут относиться как к ИОС национального уровня в целом, так и к ИОС регионального или корпоративного уровня [4].
Эта деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с профессиональными сообществами: в сфере науки и образования, в сфере ИКТ. Область ответственности для данного уровня - государство/федеральные органы управления образованием и наукой и профессиональные сообщества.
На втором уровне (II) выделены четыре базовых процесса: «создание», «регистрация», «хранение» и «использование». Базовые процессы определяют характер деятельности и взаимодействия участников информатизации относительно продукции, услуг и технологий.
Рис.1. Трёхуровневая структура управления в составе ядра ИОС национального уровня
Эти процессы должны быть представлены в форме открытых спецификаций, в формировании которых участвуют все основные участники информатизации из группы: «государство», «потребители», «поставщики».
Фактически этот уровень представляют хранилища с контентом и функциональностью, имеющими прикладное (научно-образовательное) назначение, средства систематизации ИР и сервисов - каталоги, хранилища, электронные библиотеки и отраслевая система государственного учета, регистрации и мониторинга ИР и web-сервисов сферы образования и науки (ОСГУРМ).
Область ответственности - смешанная (частно-государственное партнерство). В части государства участвуют как система управления федерального уровня, так и регионального.
Уровень III – целевой, на котором представлены:
в рамках ядра ИОС национального уровня - открытые реестры интероперабельных компонентов ИОС (каталогов, хранилищ, прикладных профилей ИС, электронных библиотек);
как отражение целевой ориентации – виртуализированная рыночно-ориентированная площадка, для сбора и комплектования из представленных на рынке компонентов/инструментов для удовлетворения конкретных потребностей и компановки из них прикладной среды поддержки научно-образовательных БП. В рамках этого уровня ИОС национального уровня размещается кластер федеральной системы информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР).
Алгоритм работы в данном уровне следующий: используя реестры (как метакаталоги) из уровня I и каталоги процессов создания, регистрации и хранения продуктов из уровня II, организуется обращение в виртуальные «бизнес-площадки» на уровне III, где приобретаются на коммерческой основе(или используются на бесплатной основе, созданные за средства федерального бюджета) ИР, сервисы и услуги, и конструируется (собирается) из них то, что нужно для научно-образовательных задач пользователя [5, 7].
Область ответственности в данном уровне - смешанная (федеральные органы как держатели реестров и научно-образовательные организации любой формы собственности и уровня подчинения). На третьем уровне основную роль играют «потребители» и «поставщики» в части создания и поддержки системы открытых репозиториев сервисов и федеральных реестров, покрывающих функциональное пространство образования и науки. Поставщики, имея в распоряжении формально определённые государством спецификации, размещённые в открытых репозитариях первого уровня, реализуют на их основе и представляют для научно-образовательной сферы продукцию, сервисы, услуги. На этом же уровне функционирует система общественно-государственной (добровольной) сертификации ИКТ продукции и услуг, сертификации персонала, выполняющая роль профессиональной фильтрации показателей качества представленных продукции, сервисов, услуг [6, 12].
Важнейшим принципом, заложенным в архитектуру ИОС национального уровня, является отделение приложений, в реализации сервисов, реализуемых на третьем уровне от обрабатываемых ими данных, за счёт слоя метаданных, формируемых в системе открытых репозиториев нормативно-правового и нормативно - технического обеспечения первого уровня. Формирование, хранение, поддержка и правила использования этих метаданных организуются в ИОС национального уровня подсистемой взаимоувязанных федеральных баз данных и открытых реестров. Спецификации форматов хранения данных строго формализованы на первом уровне структуры ИОС национального уровня и регламентируются требованиями современных гармонизированных международных стандартов, спецификаций и единых регламентов. Любой разработчик образовательного сервиса или продукции из гипотетической группы «поставщиков», для обеспечения собственной конкурентоспособности, должен руководствоваться именно данными специфицированными требованиями, оформленными формально и опубликованными в виде открытых документов [8, 9, 11].
Как видно из структуры (Рис. 1.), собственно логика организации единого пространства ИОС национального уровня смещает фокус новой отраслевой стратегии на системную организацию и обеспечение информационных услуг для конечных пользователей, в противовес существующей практике, ориентированной на разработку разрозненных, независимых и невзаимодействующих технологических решений и поставку ИКТ- средств.
Реализация изложенных подходов развития инфраструктуры взаимодействия участников открытой ИОС национального уровня, предполагает сосредоточение усилий органов государственного управления на совершенствовании системы стимулирования внедрения перспективных информационных технологий развития образования и управления образовательными организациями, совместно с профессиональными сообществами на совершенствовании нормативно-технического обеспечения развития информационного пространства образования и науки [9, 10]. Предполагается, что с учетом сформулированных положений, открытая национальная информационная среда образования и науки начнёт переход к новой парадигме своего развития.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления