На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Традиционно к информационным технологиям относят такие явления действительности, как Интернет, телевидение, сотовая связь и др.
Перечисленным средствам информационных технологий особенно подвержены молодые люди. Следует выделить возрастание популярности Интернета среди студенческой молодежи [1]. Это связано со стремлением студентов упростить процесс своего обучения, что далеко не всегда приводит к качественным учебным результатам. В то же время, не имеет смысла игнорировать Интернет-ресурсы в образовательном пространстве. Очевидно, что информационные технологии, в том числе Интернет, интегрированы в профессиональную деятельность современных специалистов. Следовательно, одной из задач высшего образования должно стать обучение студентов корректному использованию ресурсов Интернета с целью оптимизации их учебного процесса [2, 3].
Интернет является наиболее перегруженной информационной средой, что обусловливает появление некоторых проблем при его использовании. Следует учитывать, что многие люди пока психологически не готовы пользоваться возможностями Интернета, так как данная технология является одной из самых молодых в современной информационной среде [4]. С другой стороны, в массовом сознании еще не сформированы способы психологической защиты при работе с этой средой. Неокрепшая психика молодых людей может не выдержать информационной и психологической нагрузки, что может привести к переутомлению или попаданию в зависимость от виртуальной реальности [5, 6].
С целью формирования культуры пользования современными Интернет-технологиями на факультете вечернего обучения Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова был создан специальный сайт. В рамках данного сайта у студентов появилась возможность оставлять отзывы о качестве преподавания дисциплин, о работе сотрудников факультета, об организации учебного процесса; вносить свои предложения по улучшению качества учебного процесса, написав письмо декану. На данном сайте студентам доступна вся учебно-методическая литература, имеющаяся на факультете, что значительно облегчает их обучение, особенно на вечернем факультете. Кроме того, студенты имеют возможность пройти тренировочное тестирование в системе on-line и узнать уровень своих знаний перед экзаменом. На сайте также есть подробная информация о специальностях факультета, квалификационных характеристиках и перспективах последующего трудоустройства.
Для оценки психологической значимости данного нововведения было проведено исследование мотивации к обучению до его функционирования и после. Оказалось, что мотивация претерпела некоторые изменения. В соответствии с методикой Т. И. Ильиной, значительно возросла профессиональная мотивация. Данная положительная динамика, скорее всего, связана с повышением информативности в образовании, с ощущением обратной связи, с осознанием студентами себя в качестве субъекта образовательного процесса, с появлением чувства значимости в организации учебного процесса. Более того, студенты получают официальную информацию о своей специальности, что также повышает осознанность их образования, ощущение перспективы, и, как следствие учебную мотивацию.
Результаты исследования в данном направлении являются примером того, как динамика рынка интернет-проектов [7, 10] и развитие информационных технологий позволяют успешно решать задачи современной системы образования: доступность учебного материала, возможность проверки знаний, организация обратной связи со студентами и т.д. [8, 9] Кроме того, исследование на базе данного опыта показало, что не только мотивация обеспечивает качественное усвоения учебного материала, но и повышение качества учебного процесса обеспечивает становление и развитие положительной мотивации.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления