RU
EN   Информационное агентство INNOV.RU | Четверг, 08 декабря 2016 г. 11:04
Иннов: электронный научный журнал

Психология воздействия информационных технологий на мотивацию современных студентов

Psychology of the impact of information technology on the motivation of today's students


30.09.13 13:09
538

Выходные сведения: Воронкова Н.Ю. Психология воздействия информационных технологий на мотивацию современных студентов // Иннов: электронный научный журнал, 2013. №3 (16). URL: http://www.innov.ru/science/tech/psikhologiya-vozdeystviya-informats/

Авторы:
Надежда Юрьевна Воронкова (кандидат психологических наук, НГПУ)

Authors:
Nadezhda Y. Voronkova (Ph.D., NSPU)

Ключевые слова: психология воздействия, информационные технологии, мотивация, интернет, обучение

Keyword: Psychology exposure, information technology, motivation, online training

Аннотация: Результаты исследования в данном направлении являются примером того, как информационные технологии позволяют успешно решать задачи современной системы образования: доступность учебного материала, возможность проверки знаний, организация обратной связи со студентами.

Annotation: The findings in this area are an example of how information technology can successfully meet the challenges of the modern education system: the availability of educational material, the possibility of testing the knowledge, organization of feedback from students.

Психология воздействия информационных технологий на мотивацию современных студентов

На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Традиционно к информационным технологиям относят такие явления действительности, как Интернет, телевидение, сотовая связь и др.

Перечисленным средствам информационных технологий особенно подвержены молодые люди. Следует выделить возрастание популярности Интернета среди студенческой молодежи [1]. Это связано со стремлением студентов упростить процесс своего обучения, что далеко не всегда приводит к качественным учебным результатам. В то же время, не имеет смысла игнорировать Интернет-ресурсы в образовательном пространстве. Очевидно, что информационные технологии, в том числе Интернет, интегрированы в профессиональную деятельность современных специалистов. Следовательно, одной из задач высшего образования должно стать обучение студентов корректному использованию ресурсов Интернета с целью оптимизации их учебного процесса [2, 3].

Интернет является наиболее перегруженной информационной средой, что обусловливает появление некоторых проблем при его использовании. Следует учитывать, что многие люди пока психологически не готовы пользоваться возможностями Интернета, так как данная технология является одной из самых молодых в современной информационной среде [4]. С другой стороны, в массовом сознании еще не сформированы способы психологической защиты при работе с этой средой. Неокрепшая психика молодых людей может не выдержать информационной и психологической нагрузки, что может привести к переутомлению или попаданию в зависимость от виртуальной реальности [5, 6].

С целью формирования культуры пользования современными Интернет-технологиями на факультете вечернего обучения Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова был создан специальный сайт. В рамках данного сайта у студентов появилась возможность оставлять отзывы о качестве преподавания дисциплин, о работе сотрудников факультета, об организации учебного процесса; вносить свои предложения по улучшению качества учебного процесса, написав письмо декану. На данном сайте студентам доступна вся учебно-методическая литература, имеющаяся на факультете, что значительно облегчает их обучение, особенно на вечернем факультете. Кроме того, студенты имеют возможность пройти тренировочное тестирование в системе on-line и узнать уровень своих знаний перед экзаменом. На сайте также есть подробная информация о специальностях факультета, квалификационных характеристиках и перспективах последующего трудоустройства.

Для оценки психологической значимости данного нововведения было проведено исследование мотивации к обучению до его функционирования и после. Оказалось, что мотивация претерпела некоторые изменения. В соответствии с методикой Т. И. Ильиной, значительно возросла профессиональная мотивация. Данная положительная динамика, скорее всего, связана с повышением информативности в образовании, с ощущением обратной связи, с осознанием студентами себя в качестве субъекта образовательного процесса, с появлением чувства значимости в организации учебного процесса. Более того, студенты получают официальную информацию о своей специальности, что также повышает осознанность их образования, ощущение перспективы, и, как следствие учебную мотивацию.

Результаты исследования в данном направлении являются примером того, как динамика рынка интернет-проектов [7, 10] и развитие информационных технологий позволяют успешно решать задачи современной системы образования: доступность учебного материала, возможность проверки знаний, организация обратной связи со студентами и т.д. [8, 9] Кроме того, исследование на базе данного опыта показало, что не только мотивация обеспечивает качественное усвоения учебного материала, но и повышение качества учебного процесса обеспечивает становление и развитие положительной мотивации.

 



Библиографический список


1. Ярыгина Т.А. Влияние обучения информационным технологиям на процесс формирования компетенций студентов творческих специальностей // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 9-2. С. 208-211.

2. Толоконников С.В. Развитие личности студента в процессе обучения информационным технологиям // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 141-143.

3. Толоконников С.В. Педагогическая модель развития личности студентов в процессе обучения информационным технологиям // Журнал научно-педагогической информации. 2011. № 11. С. 63-70.

4. Батаков Б.Л. Компьютерная информационная среда обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17. № 2. С. 4-7.

5. Решетников В.А. Cовременная информационная среда, информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С. 34-38.

6. Зайцев А.Н., Зайцев Д.А., Борисов С.А. Рынок интернет-проектов для бизнеса: состояние, динамика и перспективы // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2013. № 2 (99). С. 282-288.

7. Симченко Н.Н. Информационно-технологическая среда вуза в контексте формирования информационной культуры студента // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 1.1. С. 60-63.

8. Старых В.А. Открытая информационно-образовательная среда национального уровня – основа ифраструктурной инвариантности // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №1 (10). URL: http://www.innov.ru/science/tech/otkrytaya-informatsionno-obrazovate/

9. Гавришина О.Н., Филатова Е.В. Профессионально ориентированная информационная среда обучения // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 148-151.

10. Башкаев Д.В., Каграманова Р.Э. Инновационные технологии интернет // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №2 (11). URL: http://www.innov.ru/science/tech/innovatsionnye-tekhnologii-internet/



  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления