В 1834 г. горное ведомство России пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе, Франца Антона фон Герстнера, чеха по национальности. В том же году он был командирован на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения.
По возвращении в Петербург он предоставил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России, в том числе и железной магистрали между столицами. После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства таких дорог специальным комитетом, Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской железной дороги по маршруту Петербург-Царское Село-Павловск.
11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги, положившей начало строительству в России сети железных дорог.
«Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семёновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и "стальной конь, везущий сразу много много карет" впервые отправится в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург - Царское Село», - писала газета «Ведомости» тех времён.