Имеется в виду не экономическая кабала. Часто это была полная несвобода, то есть рабство. Или же это было притеснение представителей низших сословий, чьё положение было ненамного лучше тех, кто имел хозяина.
В Древнем Риме из «свободных» сословий самым низшим был плебс. Хотя, плебеи и не были рабами, но этот класс страдал от разных притеснений патрициев. Чтобы добиться своих прав, они придумали такую меру протеста, как уход из города в полном, практически, составе. Без них экономика Рима становилась парализованной, а из-за ухода военных, которые также относились к плебеям, город еще оставался и без охраны. Такой массовый уход называли сецессией, и в римской истории она происходила 5 раз. Итогом еще при первой сецессии стал выбор народного трибуна, который мог отстаивать интересы плебса в римском сенате.
Наряду с тяжелым положением рабов, которые работали в шахтах, или на полях, были у свободных людей Рима и «домашние» рабы, работающие в особняках знати. Такое положение этих рабов позволяло им иметь по отношению к себе более милосердное отношение, иногда им позволялось иметь имущество и личные деньги. Накопив деньжат, они могли сами себя выкупить и даже, став свободным, стать доверенным человеком своего бывшего хозяина в решении каких-то дел. И свобода, и вольная работа!
Ну, а если раб имел шанс получить не свободу, а сложить голову на ристалище, то приходилось идти на крайние меры, как поступил Спартак с сотоварищами – добыть себе освобождение, используя оружие. Этот способ кардинальный, как сейчас бы сказали, но если других способов не было… Такой способ освобождения всегда был «популярен» во все века и многих странах, а восстание, которое возглавил Спартак осталось самым масштабным и значимым в истории.
Войны приводили к захвату территорий, крепостей и заложников, среди которых были и рабы побежденных. Иногда эти рабы переходили в собственность новых захватчиков, но чаще приходило долгожданное освобождение. Спасало многое: и что захватчики из союзного племени, или что они той же веры, или просто нужны были бойцы для новых походов. Если у завоевателей были сородичи в какой-то неволе у неприятеля, то они гуманнее относились к «приобретенным» рабам и чаще им давали свободу и права, схожие с правами победителей.
В средневековой Европе действовал закон, согласно которому беглый батрак, затерявшийся в городе, через год жизни в нем, обретал свободу. Немецкий перевод так и звучал: «Воздух города освобождает». Это, пожалуй, был самый финансово и юридически простой способ освобождения от рабства за все времена.
Два способа снять стресс после тяжелой недели
Если у вас выдалась тяжелая рабочая неделя, то выходные – как раз время на восстановление сил |
Как демоны и инопланетяне напали на французский город
В 1951 году в крошечном городке Пон-Сен-Эспри во Франции и в соседних деревнях произошло нашествие демонов |
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления