Сомали считалось и продолжает считаться одним из беднейших регионов мира. Там существуют несколько квази-государств, которые реально не управляются из столицы Могадишо. За последние тридцать лет в стране было несколько гражданских войн, постоянно случаются засухи, царят голод и эпидемии. Развитие пиратства несколько улучшило экономику региона, практически полностью находящегося на побережье – у людей появились деньги, которые, правда, большей частью ушли в индустрию развлечений и на развитие наркоторговли.
Самым активным временем, когда было наибольшее число захватов и больше всего было получено пиратами денег в качестве выкупа – это годы с 2008 по 2010. Тогда пираты за свои налёты получали немалые выкупы, если все складывалось удачно, в среднем с одного судна «навар» был около 5 млн. долларов. Рядовые пираты получали за один такой захват от 30 до 70-80 тысяч долларов, при этом их «боссы» на берегу прибирали к рукам львиную долю выкупа. Выкупы вынужденно оплачивали владельцы судов, ведь сами танкеры с товаром стоили в 10, а то 50 раз больше той суммы, о которой в итоге удавалось договариваться обеим сторонам.
«Московский университет» — танкер класса «Москва», принадлежащий компании Новороссийское морское пароходство.
Пиратское нападение на «Московский университет» с российским экипажем под либерийским флагом произошло в Аденском заливе 5 мая 2010. 6 мая судно было освобождено экипажем БПК «Маршал Шапошников» российского ВМФ.
Большой противолодочный корабль Маршал Шапошников. Автор: photo by Photographer’s Mate 2nd Class Edward N. Vasquez - Navy NewsStand - Eye on the Fleet, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4307587
Решение вопроса пиратства неоднократно поднималось в повестках ООН и НАТО. Было проведено несколько военных операций, включая ракетные удары по базам и патрулирование залива. Но самые крупные базы пиратов были под защитой сомалийских военных, и был риск развязать полноценную войну в этом регионе, в которой могли бы увязнуть и США, и Евросоюз. А все скоростные катера пиратов было невозможно отследить и перехватить. Поэтому нужно было придумывать что-то другое.
Параллельно военным операциям сами судовладельцы стали нанимать частные охранные структуры для защиты своих кораблей. На деньги ООН строились тюрьмы для пиратов, самим же разбойникам давали огромные сроки заключения или казнили. Руководителям квази-государств, имеющим долю от пиратства, развитые странные обещали спонсировать развитие экономики, если те сами начнут бороться с пиратскими поселениями и базами. Но самим борцам с пиратством часто мешали правозащитные организации, которые не давали разрушать поселки пиратов и не давали арестовывать и тем более судить пиратов, если они, например, успевали выбросить оружие до своего пленения.
Порт Могадишо. Автор: TSGT PERRY HEIMER - http://www.defenseimagery.mil/imagery.html#guid=96f2e271462bd32092ed407d461932647ba00963, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=778014
Окончательный вопрос в деле пиратства смог разрешиться благодаря договору шейха ОАЭ Аль-Нахайяна и директора частной военной компании (ЧВК) BlackWater, бывшего ЦРУ-шника Эрика Принса. У шейха и его семьи основным был нефтяной бизнес, включая морскую доставку углеводородов. Пираты сильно стали мешать бизнесу, и шейх выделил 50 млн. долларов для организации «зачистки» пиратов наемниками ЧВК. К этой военной операции армия наемников поставила «под штыки» около тысячи латиноамериканских и южно-африканских коммандос и ветеранов спецподразделений. Все наемники имели богатый опыт борьбы с террористами, боевиками и партизанами.
Вертолёт Blackwater OH-6 с сотрудниками на борту. Автор: jamesdale10 - Flickr, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3518632
В арсенале этих спецов была самое современное оружие, включая вертолеты и легкие самолеты, скоростные катера, не уступающие по скорости пиратским, и бронетехнику. Наемники ЧВК за два годы борьбы уничтожили большую часть инфраструктуры пиратов, поставили под контроль шейха пиратское государство Пунтленд и навели ужас на местное население. После таких суровых мер оставшиеся в живых пираты решили затихнуть и сменить род занятий.
Вертолёт Blackwater MD 530F. Автор: U.S. Air Force Photo by Master Sgt. Michael E. Best - This Image was released by the United States Air Force with the ID DF-SD-07-40967
Итогом эффективных действий против всего пиратского сообщества стало то, что за целых пять лет, с мая 2012 года по март 2017 года, не было захвачено ни одного танкера. Когда в мае 2017 году пиратам удалось захватить танкер под флагом ОАЭ, само правительство Пунтленда отправило бойцов для освобождения судна. Подробности выкупа не известны, но этот случай – практически единственный с момента победы армии наёмников над пиратами. За последние пару лет известны лишь отдельный случаи захватов пиратами судов, но этим занимаются уже по большей части нигерийские «джентльмены удачи», которые пока не такие организованные и дерзкие, какими когда-то были их сомалийские «братья».
Удобство и многообразие: заказ канцтоваров в интернет-магазине
Канцтовары – которые каждому из нас знакомы с детских лет - это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни |
Эволюция остекления зданий: от простоты к удивительным инновациям
Остекление домов, коттеджей, квартир и других зданий имеет долгую историю, начиная с простых окон из дерева и заканчивая современными технологичными стеклопакетами и футуристическими решениями |
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления