И, хотя самым популярным восточным стилем в восемнадцатом веке была «китайщина», рядом с ней вырос изящный стиль «тюркери», который был основан на подражании Османской Империи. Впрочем, восточные мотивы, как и китайские, поначалу содержали много стилистических неточностей. Это было не глубокое изучение быта и нравов, а лишь игра для дворян.
И только в девятнадцатом веке ориентализм приобрёл чёткую теоретическую базу. Этому способствовали события в мире. В Европе настоящее открытие Востока состоялось после Египетского похода Наполеона, в ходе которого знаменитый завоеватель сломил сопротивление мамлюкского режима. Так европейцы, спустя много веков после Древней Греции, увидели великие пирамиды и сфинксов.
Китайский мостик в Царском Селе
В России же мода на всё турецкое была связана с русско-турецкими войнами времён Екатерины Второй, когда на завоёванных территориях русские генералы увидели исламскую архитектуру и познакомились с жизнью крымских татар. В те времена отношение к неевропейским цивилизациям было двояким.
Примерно в то же время Вольтер выдвинул философскую теорию, согласно которой человек изначально был добрым, но позднее был испорчен цивилизацией. Как следствие – человек, не познавший европейскую культуру (пусть даже на самом деле и не менее цивилизованный в своей культуре), считался более естественным, живо чувствующим, близким к природе, и, как следствие, был подходящим романтическим образом.
Великий маринист Айвазовский, возможно, имел турецкие и армянские корни. Удивительно, но в те времена, когда русские сражались с Турцией, Айвазовский сумел заслужить особое расположение турецкого султана. Проплывая мимо Константинополя, Айвазовский был навсегда пленён образом этого города. На его картинах столица Турции выплывает из тумана, на горизонте в розово – оранжевой дымке видны изысканные контуры минаретов.
Есть среди полотен Айвазовского и «сухопутные» сцены, в которых турецкие мужчины в чалмах сидят в кофейне. Обожание и романтический флёр исчезли, когда художник узнал о начавшемся в Турции геноциде армян. После этого он отказался от султанского ордена и поссорился с турецкими властями.
Сцены из каирской жизни. Иван Айвазовский.
С эпохи Возрождения художники стали изображать библейских персонажей в обстановке реального мира, но, чаще всего, в современной для художников одежде. Никого не удивляло, что, например, мытари из библейского повествования о статире, на картине итальянского живописца одеты в трико. Но со временем появились и исторически точные портреты Христа и апостолов в оригинальном пейзаже Израиля.
Художник Василий Поленов, в отличие от Иванова, который писал свой Иордан с реки в местечке Палаццуоло в Италии, видел Иерусалим и другие места из библейского повествования. Во время своего путешествия он, будучи настоящим знатоком Библии, составил десятки подробных иллюстраций к Евангелиям. Это и пейзаж с настоящим Галилейским морем, и величественный Иерусалимский Храм. Но также художник не обошёл вниманием и другие пейзажи Востока.
Он написал, к примеру, пейзаж зловещего города Баальбека, некогда бывшего столицей культа Ваала, и греческие руины в этой части света. Также он рисовал египетские пейзажи. Библейские сцены были выписаны с настоящим сочувствием и верой, а не ради любования отвлечёнными деталями или привнесения в библейский сюжет собственного смысла, как это часто бывало у классиков.
Христос и грешница. Василий Дмитриевич Поленов
Конечно же, говоря об ориентализме в России, нельзя не упомянуть гениального Верещагина. Художник, побывав на полях сражений, на всю жизнь возненавидел войну. Его картины полны зверских ужасов, связанных с русско-турецкими войнами, но есть у него и множество более светлых картин, изображающих людей разных народов. Эти картины художник привёз из своих многочисленных путешествий.
Среди них есть, например, киргизский охотник с соколом. Особенно интересны его пейзажи Самарканда и картина «Двери Тимура». На ней два грозных стража стоят возле чудно прописанной древней узорчатой двери. И всюду на его самаркандских пейзажах – приятная тень от стен, поблёскивающая вода и яркое солнце, обесцвечивающее поверхности и слепящее.
Торжествуют. Василий Васильевич Верещагин.
Большую часть жизни художница Серебрякова рисовала автопортреты и крестьянские сцены, но и в её творчестве нашлось место экзотике. Самое интересные её произведения на эту тему – четыре фрески для Казанского вокзала в Москве, изображающие Индию, Сиам (Тайланд), Японию и Турцию в образе обнажённых красавиц в национальных украшениях. Позднее она также написала целый цикл картин на тему Марокко. Художница побывала в этой африканской стране и пыталась зарисовать местных женщин, но те позировали неохотно из – за религиозных запретов.
Художники модерна особенно увлекались южными мотивами. В России известно творчество Леона Бакста, в том числе его работы для «русских сезонов», в которых было место не только славянским, и восточным мотивам. Его костюмы для балерин необычны.
Вацлав Нижинский, эскиз костюма для «Ориенталий»
Они намеренно наполнены динамикой, каждый костюм подчёркивает танцевальный ритм. Причудливые костюмы Бакста – одни из тех произведений искусства, которые поразили французскую публику и повлияли на дальнейшую историю мирового искусства.
Ориентализм – стиль, в котором выражены мечты о далёких землях, сокровищах и непривычном, причудливом и красивом образе жизни. К сожалению, эти мечты не помешали ужасам колониализма, и в чём - то так и остались мечтами из сказок «Тысячи и одной ночи», странными и притягательными, но далёкими от реальности…
Источник: ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Эволюция остекления зданий: от простоты к удивительным инновациям
Остекление домов, коттеджей, квартир и других зданий имеет долгую историю, начиная с простых окон из дерева и заканчивая современными технологичными стеклопакетами и футуристическими решениями |
Привычка сутулиться гробит мужское здоровье
Привычка сутулиться вредна не только для здоровья спины, но и для половых органов |
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления