INNOV.RU | Информационный портал 

   
каждый месяц нас читают более 300 тысяч человек .
КУРСЫ КРИПТОВАЛЮТ

 

Модернизация котельных: всегда всё по-новому!


Проблемой жилищно-коммунального хозяйства в России никого не удивишь. ОАО «Теплоэнерго», которому все граждане страны отчисляют деньги за тепло, бедствует. Дело в том, что все доходы компании уходят на ремонт оборудования, которое помнит Иосифа Виссарионовича. С каждым годом дела ухудшаются, страна мёрзнет, а тарифы за услуги растут. Ситуация парадоксальна. Взять кредит «Теплоэнерго» не может – нет собственности. Власти страны решили пойти европейским путём. Были объявлены тендеры для компаний, которые заменят в котельных старое оборудование на новое, а «Теплоэнерго» будет платить этим компаниям лишь сэкономленные деньги (сумма указана чуть ниже). Выгода на лицо.

И Нижний Новгород стал первым городом в России, где был претворён в жизнь самый масштабный проект в сфере ЖКХ. 13 февраля 2013 началась «Реализация энергосервисного контракта (ЭСК) на модернизацию 16 котельных», завершившиеся недавно. ОАО «Газпромбанк» (ГПБ) профинансировал ЭСК. Инвестиции составили 1 млрд 102 млн рублей. Ежегодная экономия «Теплоэнерго» на модернизированном оборудовании – 300 млн рублей. Горизонт планирования для банка –  7–12 лет. INNOV не мог не поговорить с управляющим филиалом ГПБ в Нижнем Новгороде Евгением Коганом о проделанной работе.



11.03.2014 14:09
фото: kp.ru
5084

Модернизация котельных: всегда всё по-новому!
Евгений, возможны ли у вас ещё какие-то инфраструктурные проекты в перспективе 2–3 лет, в которых будет участвовать «Газпромбанк»?
– Для нас любая такая сделка очень сложна технически и поэтому её заключение, её реализация большая удача. Конкретные компании я вам называть не буду, потому что по ряду компаний это конкурсная процедура и не факт, что мы выиграем в конкурсе. Но проекты следующие: вода и водоотведение, модернизация теплоэнергоцентрали.

Вы сейчас говорите про область?
– И про Нижегородскую область, и про ПФО. Ведь мы работаем не только в Нижнем Новгороде. Нижний – это замечательная площадка для начала отдельных проектов, потому что здесь работают очень квалифицированные люди. Я могу сказать без преферансов в сторону городской администрации, что каким-то образом в этом городе удалось собрать в коммунальном хозяйстве, в самой сложной из отраслей, которые мы финансируем, хороших специалистов. Нам комфортно вести общение, мы разговариваем на одном языке. Думаю, поэтому Нижний Новгород стал тем первым городом, в котором был реализован такой крупнейший проект в России в сфере ЖКХ в рекордные сроки – один межотопительный сезон, с 13 февраля 2013 года.

Не зря говорили, отрасли ЖКХ сейчас аналогов нет и, наверное, в ближайшее время не появится. Имею ввиду энергосервисные контракты. Это очень сложная система, требующая одновременного понимания множества процессов. Т.е. люди, которые участвуют в генерации этой идеи и её претворении в жизнь, должны обладать и инженерными знаниями, и экономическими и владением инвестиционными продуктами. Иными словами, должны быть эдакими полиглотами. И в Нижнем Новгороде «Газпромбанку» удалось найти таких партнёров, с которыми мы можем общаться на языке, предполагающем быстрое принятие решений.

Были сложности, которые мы проходили вместе с ними по мере организации этого проекта. Главной задачей было успеть заказать оборудование, изготовляемое за рубежом небыстрыми темпами из-за его сложности, необходимость проведения проектных работ и установка нового оборудования без прерывания отопительного сезона. 

Нашему банку уже сейчас, после проделанной работы, приходится отказывать ряду компаний, которые хотят видеть нас своими партнёрами. Но у них нет глубокого понимания для чего это нужно, как это делается. В связи с этим нам приходится учить людей. В реализованном же проекте по модернизации 16 котельных учили нас.

Правильно я понимаю, что ЭСК это всегда четыре стороны: банки – инвестиции, инжиниринг – тот, кто создаст проект, компания, которая установить оборудование и клиент – тот, кому установят оборудование?
– Возможны варианты. В некоторые энергосервисные компании можно заложить деньги, но им всё равно нужен будет финансовый партнёр. Может быть две стороны: клиент и компания, устанавливающая оборудование. Последняя интегратор и технического решения, и финансового. Все риски компания берёт на себя. А клиент говорит только, что ему нужно новое оборудование для котельной.

Мы можем говорить, что сотрудничество «Газпромбанка» и дочерних компаний банка – это, в принципе, уникальный проект? Потому что компаниям, которые созданы банком, нужны сильные банки-партнёры и поэтому это трудно реализуемые проекты?
– Абсолютно верно. По крайней мере сейчас мы не видим подобной заметной синергии нигде на рынке.

Т.е. конкурентов на территории нашей страны нет?
– Побоюсь уверенно ответить на этот вопрос. Иностранные компании активно ищут выход на рынок, некоторые нашли его. Но энергосервисные контракты – это вопросы продолжительные, консультация по ним может затянуться на годы, потому что необходимо понимание двух сторон: компании—инициатора (что нужно конкретно) и энергосервисной компании (сможет ли она всё это реализовать). У нас это получилось.

Вы сказали, что в Нижнем Новгороде получилось из-за профессионализма собравшихся людей. А насколько подобный проект реален в масштабах страны?
– В нашем бизнесе оптимизм мешает. Поэтому всегда кто-то идёт первым. Это самое тяжёлое. Потому что всем надо объяснять, всё это в теории. Бывает, что в профессиональном плане не с кем дело иметь, или вовсе игра не стоит свеч. Мы уже заключили контракты с Калугой, Брянском. Это уже в масштабах страны. 

Люди в стране готовы разговаривать о подобных проектах? Нет административных барьеров?
– Административных, политических барьеров нет вообще. 

А что мешает полномасштабно развернуть подобные проекты? С кем сложно договориться?
– Всегда сложность с компаниями, которые с одной стороны хотят получить продукт, а с другой стороны не готовы его принять. Должно выполняться несколько условий, среди которых финансовое условие – за счёт своих денег компания должна выплачивать затраты, должна быть безубыточной. Наши потенциальные клиенты всегда сами же себе и мешают: у них есть много опасений «а как это будет?» Мы приходим, предлагаем свои деньги, свои знания, рискуем всем.

Что касается энергоэффекта, то, если мы говорим о проекте, жизненный цикл которого больше 25 лет, то мы опасаемся давать свои деньги. В таких случаях мы привлекаем консорциум других банков. Для любого проекта нашего заёмщика, говорящего о своём проекте на 15 лет, например, мы просчитываем риск и говорим, куда готовы вложить деньги, а куда нет.


Любая энергосервисная компания может предложить проект?
– Теоретически да. Но! Наша энергосервисная компания создавалась и комплектовалась специалистами специально под задачи в Нижнем Новгороде. В ней большой штат инженеров и в Нижнем этот штат постоянный, потому что реализуемые контракты требуют постоянного присутствия специалистов на местах. Это не приезжие специалисты из Москвы. Нижний Новгород стал для «Газпромбанка» одним из первых, где полностью раскрыт потенциал ЭСК.

С каким продуктом банка вы можете сравнить подобный проект?
– Вообще ни на что не похож. Уникальность ЭСК в том, что сейчас мы говорим о готовности рискнуть ВСЕМ (!).

Перспективность этой сделки?
– дальше будет просто по одной простой причине: на этом опыте мы очень много получили информации, почерпнули много знаний в ходе планирования, подписания документов, анализа юридической стороны вопроса. Получили и шишки, конечно. Но сейчас «Газпромбанк» впереди своих конкурентов, потому что полученные знания уникальны.

Евгений, на сколько процентов с точки зрения удовлетворённости прошла эта сделка?
– 100 % безусловно.

Каков план таких сделок в ближайшие 5 лет в Нижегородской области?
– Наш банк планирует приблизительно 4–5 сделок за 5 лет. Т.е. 2–3 в год. А почему 4–5 называю всего, потому что не нужно забывать, что сделки совершаются поэтапно.


архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления