INNOV.RU | технологии Blockchain в экономике; ICO
Иннов: электронный научный журнал
 

Актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности России в условиях геополитической нестабильности

Topical issues of Russia's foreign economic activity in the context of geopolitical instability



УДК 339.9

25.06.18 9:00
1908

Выходные сведения: Поречнева С.Е., Морозова А.Д., Теплов А.Ю. Актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности России в условиях геополитической нестабильности // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/aktualnye-voprosy-vneshneekonomiche/

Авторы:
Поречнева С.Е.1, Морозова А.Д.2, Теплов А.Ю.3

1 бакалавр, Национальный Исследовательский Ядерный Университет "МИФИ", Москва, Российская федерация (10100 Россия, г. Москва, Каширское ш., 31), e-mail: sporechneva@list.ru
2 бакалавр, Национальный Исследовательский Ядерный Университет "МИФИ", Москва, Российская федерация (10100 Россия, г. Москва, Каширское ш., 31), e-mail: m_anastasia_0801@mail.ru
3 бакалавр, Национальный Исследовательский Ядерный Университет "МИФИ", Москва, Российская федерация (10100 Россия, г. Москва, Каширское ш., 31), e-mail: Teploff1211@gmail.com

Authors:
Porechneva S.E.1, Morozova A.D.2, Teplov A.U.3

1 bachelor, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Moscow, Russian Federation (10100 Russia, Moscow, Kashirskoye highway, 3), e-mail: sporechneva@list.ru
2 bachelor, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Moscow, Russian Federation (10100 Russia, Moscow, Kashirskoye highway, 3), e-mail: m_anastasia_0801@mail.ru
3 bachelor, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Moscow, Russian Federation (10100 Russia, Moscow, Kashirskoye highway, 3), e-mail: Teploff1211@gmail.com

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, национальная экономика, эмбарго, санкции, инвестиции

Keyword: foreign economic activity, national economy, embargo, sanctions, investments

Аннотация: Формирование конкурентоспособной национальной экономики в современном глобализирующемся мире должно базироваться на принципах поддержки внеэкономической активности, к основным их которых относятся выявление и создание для национальной экономики благоприятных условий на мировом уровне и гармоничная поддержка в экономической и политической сфере без изоляции и чрезмерной закрытости страны, что обусловливает актуальность темы исследования. В статье отмечена компенсация и прирост внешнеторгового оборота России по сравнению с затянувшимся спадом 2013–2016 гг.; констатировано сохранение экспортно-сырьевой ориентации национальной экономики (38% в стоимостном объеме экспорта по результатам 2017 г. приходится на сырую нефть). При изучении вопроса внешнеэкономической устойчивости с позиции наполнения федерального бюджета зафиксировано снижение доли перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых Федеральной таможенной службой, с 50% до 30%. Решение данного вопроса требует как нормализации геополитического климата, так и взаимоувязанной оптимизации системы налоговых и таможенных платежей и снижения ситуаций, освобождающих от их уплаты. Поскольку внешнеэкономическая деятельность государства является сложным и многоаспектным явлением, интегрирующим не только внешнеторговую, но и инвестиционную активность, произведена оценка международной инвестиционной позиции России. Объем иностранных активов Российской Федерации по итогам 2017 года продемонстрировал прирост в 8%, однако изменения активов определялись в значительной степени переоценкой на фоне относительного ослабления курса доллара США к прочим валютам. Подчеркнута специфика санкционного противодействия в контексте снижения активности внешнеэкономических операций, а также его влияние на вопросы поддержания продовольственной безопасности России. Указано, что хотя продовольственное эмбарго и стало эффективной мерой поддержки агропромышленного комплекса России, однако существующие способы организации нелегального реэкспорта требуют системного повышения эффективности контроля по соблюдению контрсанкционного барьера, в том числе путем внедрения инновационных цифровых технологий.

Annotation: The formation of a competitive national economy in today's globalizing world should be based on the principles of supporting non-economic activity, the main of which are the identification and creation of favorable conditions for the national economy at the world level and harmonious support in the economic and political sphere without isolation and excessive closeness of the country, which makes the urgency research topics. The article notes compensation and growth of Russia's foreign trade turnover in comparison with the prolonged recession in 2013-2016; the preservation of the export and raw materials orientation of the national economy was stated (38% of the value of exports in the value of exports in 2017 accounted for crude oil). The article shows a decrease in the share of transfers of customs and other payments administered by the Federal Customs Service from 50% to 30%. The solution of this issue requires both the normalization of the geopolitical climate, and the interrelated optimization of the system of tax and customs payments and the reduction of situations that exempt them from payment. Since the foreign economic activity of the state is a complex and multifaceted phenomenon integrating not only foreign trade but also investment activity, the article assesses Russia's international investment position. The volume of foreign assets of the Russian Federation in 2017 showed an increase of 8%, but the changes in assets were largely determined by a revaluation against the background of a relative weakening of the US dollar against other currencies. The paper emphasizes the specificity of sanctions counteraction in the context of a decrease in the activity of foreign economic operations, as well as its impact on the issues of maintaining Russia's food security. The article shows that the food embargo has become an effective measure to support the Russian agro-industrial complex, however, the existing methods of organizing illegal re-export require a systematic increase in the effectiveness of monitoring the compliance of the counter-sank barrier, including through the introduction of innovative digital technologies.

Актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности России в условиях геополитической нестабильности

Введение

Национальная экономика в контексте обеспечения внешнеэкономической безопасности должна стремиться к соблюдению баланса между открытостью страны к участию в мирохозяйственных связях и созданием условий для наименьшей восприимчивости страны к негативным макроэкономическим и геополитическим трансформациям. Актуальность исследования современного состояния и перспективных направлений повышения эффективности внешнеэкономической деятельности России обусловлена сохранением ресурсной ориентации экономики России, обостряющейся в условиях новой ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей и геополитической нестабильности. В таких условиях Россия не сможет обеспечить безопасность и устойчивость национальной экономической системы без самого пристального внимания к вопросам повышения эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности.

Материал и методы

Целью статьи является анализ современного состояния внешнеэкономической деятельности России в условиях запретов и ограничений. Теоретико-методологическую базу статьи составили научные труды Галиева М.Ш., Горбатов А.В., Шаурина О.С., Давыдов А.Ю., Дацко Д.П., Ермилова М.В., Имяреков С.М., Четайкина Ю.В., Лохтина Л.М., Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Зенцова К.С., Новикова Е.И., Лавров В.А., Лисина А.В., Ляменков А.К., Миронов Д.С., Хомяков М.В., Мокеева А.И. и других исследователей, а также данные информационного агентства «РБК» и статистические выкладки Федеральной таможенной службы России.

Результаты и обсуждения

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – весьма сложное и многоаспектное явление, включающее в себя различные формы и направления международного обмена коммерческих, некоммерческих, государственных организаций и компаний различных регионов, отраслей и секторов экономики. Регулирование ВЭД осуществляется в России в первую очередь государством, с участием общественных и бизнес-структур, а также с учетом передачи растущего объема полномочий на уровень Евразийского экономического союза; при этом влияние на качество внешнеэкономического взаимодействия оказывают как процессы, происходящие внутри страны, так и разнообразные экзогенные факторы, включающие меры одних стран по геополитическому подчинению других и снижению их глобальной конкурентоспособности.

 Хотя внешнеторговый оборот России за 2013–2016 годы сократился на 44% с 842 млрд долл. до 471 млрд долл., по итогам 2017 года внешнеторговый оборот составил 584 млрд. долларов США, продемонстрировав увеличение на 25%. Основными торговыми партнерами России в 2017 году были Китай – 15% товарооборота Российской Федерации, Германия – 9%, Нидерланды – 7%. Экспорт России в 2017 году составил 357 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 25% или на 71 млрд. долларов США. В 2017 году основную долю в стоимостном объеме экспорта России занимали топливно-энергетические товары – 59%, из них нефть сырая – 38%, что свидетельствует о сохранении экспортно-сырьевой ориентации национальной экономики [20].

         Подчеркнем, что внешнеэкономическую деятельность также целесообразно рассматривать в качестве источника доходов государственного бюджета. За период 2012-2017 гг. доля таможенных и иных платежей, администрируемых Федеральной таможенной службой, в сумме доходов федерального бюджета заметно снизилась с 50% до 30%, что обусловлено как негативным воздействием геополитических противоречий, так и внутренними решениями в сфере налогового и таможенного регулирования. Еще одним актуальным вопросом таможенно-тарифного регулирования с позиции формирования доходной части государственного бюджета является проблема предоставления неэффективных освобождений от уплаты налоговых и таможенных платежей. В результате предоставления различного рода льгот по уплате таможенных платежей, а также освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров в особые экономические зоны в бюджетную систему Российской Федерации в 2017 году не поступило доходов на общую сумму 419,9 млрд. рублей, что на 14,1% больше суммы доходов, недополученных в 2016 году. Основная доля освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров в особые экономические зоны в 2017 году приходится на освобождения, предоставленные в отношении товаров, ввезенных в Особую экономическую зону в Калининградской области – 121,5 млрд. рублей (96% от общей суммы освобождений, предоставленных при ввозе товаров в особые экономические зоны) [20].

Оценивая международную инвестиционную позицию (МИП) России (таблица 1) отметим, что по итогам 2017 года опережающий рост иностранных активов привел к увеличению чистой международной инвестиционной позиции Российской Федерации на 56 млрд долларов США, или на 21% относительно результата 2016 года, до 268 млрд долларов США. Увеличение чистой МИП РФ с 01.01.2013 по 01.01.2018 составило 125 млрд долларов США (прирост составил 88%).

Таблица 1 - Динамика основных агрегатов международной инвестиционной позиции РФ за период с 01.01.2013 по 01.01.2018, млн долларов США [21]

Показатель

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

01.01.2018

МИП

142332

131736

310105

331728

211433

267768

Активы

1380699

1474598

1275056

1170497

1232785

1341181

Обязательства

1238368

1342862

964951

838769

1021352

1073413

 

Объем иностранных активов Российской Федерации на 1 января 2018 года составил 1341 млрд долларов США, увеличившись по итогам 2017 года на 8%. Изменения активов определялись в значительной степени положительной переоценкой на фоне относительного ослабления курса доллара США к прочим валютам. Внешние обязательства РФ составили на 1 января 2018 года 1073 млрд долларов США, показав прирост 5%.

Подчеркнем, что тенденции современного экономического развития России связаны с рядом геополитических факторов, с активными попытками санкционных воздействий зарубежных стран, направленных на экономическое ослабление и последующее политическое подчинение России. Эскалация санкций в апреле 2018 года в в отношении России породила качественно новый уровень неопределенности: США внесли в новый санкционный список, предусматривающий заморозку активов, арест недвижимости и возможных банковских счетов 24 российских физических и 15 юридических лиц на территории США. Санкционные ограничения не столько создают проблемы для российской экономики, сколько способствуют максимально отчетливому проявлению уже существовавших слабостей и деформаций, увеличивают издержки импортно-экспортных операций и создают серьезные преграды для развития внешнеэкономической деятельности российского бизнеса.

Обостряется и проблема обеспечения продовольственной безопасности, поскольку современная модель российской экономики, базирующаяся преимущественно на крупномасштабном импорте продовольственных товаров не только не обеспечивает диверсификацию национального экспорта, но и крайне сильно подвержена изменениям, происходящим на международной арене. Реагируя на иностранные санкции и продовольственные угрозы, в августе 2014 года Президент России подписал указ о введении продуктового эмбарго в отношении стран, применивших экономические ограничения к России. Эмбарго, продленное до конца 2018 года [2] стало эффективной мерой поддержки агропромышленного комплекса России, однако существующие способы организации нелегального реэкспорта требуют системного повышения эффективности контроля по соблюдению эмбарго.

Так, в июле 2017 года российская сторона впервые раскрыла сеть из 29 поставщиков, незаконно реэкспортировавших санкционное продовольствие в Россию через Белоруссию на сумму не менее 126 млн. долларов США [22]. После раскрытия противоправной схемы были возбуждены дела об административных правонарушениях, а информация о компаниях-нарушителях была направлена Федеральной Таможенной Службой в Минсельхоз, Роспотребнадзор, Минэкономразвития, но также и в Центральный банк, применение договоренностей ФТС с которым должны если не ликвидировать поставки контрабандной продукции полностью, то значительно осложнить взаиморасчеты между нарушителями. При этом существуют и другие способы организации нелегальной поставки, например, экспортеры используют ложный транзит, в связи с чем проблема системного повышения эффективности контроля по соблюдению эмбарго остается актуальной [18].

Поскольку оценка политической динамики свидетельствует о том, что текущий санкционный режим против России будет измеряться десятилетиями и потребует от России стратегических подходов к внешнеэкономической адаптации, на наш взгляд, вариантами нивелирования запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности России являются:

·        создание оптимизированной эффективной системы государственного регулирования ВЭД, включающей не только непосредственно таможенное регулирование, но и налоговое, валютное, банковское, корпоративное и другие сферы регламентации внешней торговли;

·        активизация процессов экспортоориентированного импортозамещения, в том числе путем совершенствования системы управления ввозными и вывозными пошлинами для привлечения иностранных инвестиций в различные отрасли промышленности и структурной перестройки экономики;

·        продуманное и аккуратное использование «рамочного» Федерального закона "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств" [1] с целью защиты экономики и повышения внешнеэкономической конкурентоспособности России.

С позиции цифрового повышения эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (в том числе — с учетом тотальной цифровизации мирового экономического пространства и многовариантных попыток нарушения существующего эмбарго) перспективной является предложенная методика совершенствования системы управления рисками при выпуске товаров на основе технологии блокчейн. По аналогии с маркировкой изделий из натурального меха, которая обязательна на всей территории ЕАЭС, и маркировкой фармацевтических изделий, предлагается в целях совершенствования системы управления рисками при выпуске товаров создание базы данных (на основе технологии блокчейн) таможенных органов, которая бы имела связь с QR-кодами на предметах роскоши.

Выводы

В условиях усиливающихся глобализационных процессов и роста взаимозависимости национальных экономических систем, повышается значимость решения вопросов обеспечения внешнеэкономической безопасности России. Комплекс основных внешних угроз включает крайне высокую уязвимость и зависимость экономики России от внешнеэкономической конъюнктуры; санкционную политику Запада против России; отставание России в области начавшейся смены мирового технологического уклада. Изменения характера ВЭД в этой ситуации требуют высокого качества государственной таможенной и налоговой политики, системного развития импортозаместительных инициатив, оптимизации инновационного имиджа и инновационной среды для привлечения внешних инвестиций.



Библиографический список


1. Федеральный закон от 04.06.2018 №127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств"
2. Указ Президента России от 30.06.2017 года №293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»
3. Галиева М.Ш. Анализ регулирования внешнеэкономической политики в России // Вестник научных конференций. 2017. № 6-3 (22). С. 32-33.
4. Горбатов А.В., Шаурина О.С. Противостояние России и стран Запада в условиях применения экономических санкций // Фундаментальные исследования. 2016. № 9-3. С. 565-570.
5. Давыдов А.Ю. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях санкций запада // Россия и Америка в XXI веке. 2016. № 2. С. 11.
6. Дацко Д.П. К вопросу об определении понятия внешнеэкономической безопасности России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 3-4. С. 64-65.
7. Ермилова М.В. Экономическая безопасность России в сфере внешнеэкономической деятельности // Вестник науки и образования. 2017. Т. 1. № 6 (30). С. 29-31.
8. Имяреков С.М., Четайкина Ю.В., Лохтина Л.М. Реализация внешнеэкономической политики России в многополярном мире // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3 (29). С. 44-49.
9. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Зенцова К.С., Новикова Е.И. Внешнеэкономическая деятельность в системе экономической безопасности // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 2 (39). С. 31.
10. Лавров В.А. Некоторые вопросы совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности в России // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2017. № 2 (8). С. 77-86.
11. Лисина А.В. Состояние и перспектива внешнеэкономической деятельности России // Аллея науки. 2017. Т. 4. №9. С. 156-159.
12. Ляменков А.К. Уточнение теоретической модели эмбарго (санкций) в международных экономических отношениях // Символ науки. 2016. № 9-1 (21). С. 112-114.
13. Миронов Д.С., Хомяков М.В. Последствия введения эмбарго на рынок продовольствия и развитие агропромышленного комплекса России // Наука и бизнес: пути развития. 2017. № 6. С. 132-136.
14. Мокеева А.И. Продуктовое эмбарго как административная мера государственного регулирования внешней торговой деятельности в Российской Федерации // E-Scio. 2017. № 5 (8). С. 153-159.
15. Нигматулин Т.А., Краснова А.И., Лавринович А.А. Перспективы использования технологии блокчейн таможенными органами Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4 (60). С. 11-14.
16. Оболенский В.П. Внешнеэкономическая повестка: преодоление спада // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. Т. 2017. № 5. С. 19-26.
17. Раджабова З.К., Юсупова А.Т. Государственная политика импортозамещения как необходимое условие устойчивого развития // Фундаментальные исследования. 2017. № 7. С. 178-182.
18. Тактарова С.В., Демина Е.А., Вавилова А.А. Продовольственное эмбарго России // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 1 (2). С. 328-342.
19. Шуклина З.Н. Формирование мультикультурной системы отношений для повышения внешнеэкономической безопасности // Вектор экономики. 2018. № 5 (23). С. 32.
20. ФТС РФ. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845
21. ЦБ РФ. Платежный баланс, МИП и внешний долг РФ. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bp.pdf
22. РБК. Победа над устрицами. URL: https://www.rbc.ru/business/28/08/2017/596dc0779a7947392c2681f1


References


1. Federal'nyj zakon ot 04.06.2018 №127-FZ "O merah vozdejstviya (protivodejstviya) na nedruzhestvennye dejstviya Soedinennyh Shtatov Ameriki i inyh inostrannyh gosudarstv"
2. Ukaz Prezidenta Rossii ot 30.06.2017 №293 «O prodlenii dejstviya otdel'nyh special'nyh ehkonomicheskih mer v celyah obespecheniya bezopasnosti Rossijskoj Federacii»
3. Galieva M.SH. Analiz regulirovaniya vneshneehkonomicheskoj politiki v Rossii. Vestnik nauchnyh konferencij. 2017. № 6-3 (22). pp. 32-33.
4. Gorbatov A.V., SHaurina O.S. Protivostoyanie Rossii i stran Zapada v usloviyah primeneniya ehkonomicheskih sankcij. Fundamental'nye issledovaniya. 2016. № 9-3. pp. 565-570.
5. Davydov A.YU. Vneshneehkonomicheskaya strategiya Rossii v usloviyah sankcij zapada. Rossiya i Amerika v XXI veke. 2016. № 2. p. 11.
6. Dacko D.P. K voprosu ob opredelenii ponyatiya vneshneehkonomicheskoj bezopasnosti Rossii. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2017. № 3-4. pp. 64-65.
7. Ermilova M.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii v sfere vneshneehkonomicheskoj deyatel'nosti. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2017. T. 1. № 6 (30). pp. 29-31.
8. Imyarekov S.M., CHetajkina YU.V., Lohtina L.M. Realizaciya vneshneehkonomicheskoj politiki Rossii v mnogopolyarnom mire. Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii. 2017. № 3 (29). pp. 44-49.
9. Krohicheva G.E., Arhipov EH.L., Zencova K.S., Novikova E.I. Vneshneehkonomicheskaya deyatel'nost' v sisteme ehkonomicheskoj bezopasnosti. Internet-zhurnal Naukovedenie. 2017. T. 9. № 2 (39). pp. 31.
10. Lavrov V.A. Nekotorye voprosy sovershenstvovaniya regulirovaniya vneshneehkonomicheskoj deyatel'nosti v Rossii. Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie. 2017. № 2 (8). pp. 77-86.
11. Lisina A.V. Sostoyanie i perspektiva vneshneehkonomicheskoj deyatel'nosti Rossii. Alleya nauki. 2017. T. 4. №9. pp. 156-159.
12. Lyamenkov A.K. Utochnenie teoreticheskoj modeli ehmbargo (sankcij) v mezhdunarodnyh ehkonomicheskih otnosheniyah. Simvol nauki. 2016. № 9-1 (21). pp. 112-114.
13. Mironov D.S., Homyakov M.V. Posledstviya vvedeniya ehmbargo na rynok prodovol'stviya i razvitie agropromyshlennogo kompleksa Rossii. Nauka i biznes: puti razvitiya. 2017. № 6. pp. 132-136.
14. Mokeeva A.I. Produktovoe ehmbargo kak administrativnaya mera gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnej torgovoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii. E-Scio. 2017. № 5 (8). pp. 153-159.
15. Nigmatulin T.A., Krasnova A.I., Lavrinovich A.A. Perspektivy ispol'zovaniya tekhnologii blokchejn tamozhennymi organami Rossijskoj Federacii. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2016. № 4 (60). pp. 11-14.
16. Obolenskij V.P. Vneshneehkonomicheskaya povestka: preodolenie spada. Rossijskij vneshneehkonomicheskij vestnik. 2017. T. 2017. № 5. pp. 19-26.
17. Radzhabova Z.K., Yusupova A.T. Gosudarstvennaya politika importozameshcheniya kak neobhodimoe uslovie ustojchivogo razvitiya. Fundamental'nye issledovaniya. 2017. № 7. pp. 178-182.
18. Taktarova S.V., Demina E.A., Vavilova A.A. Prodovol'stvennoe ehmbargo Rossii. Tamozhennoe delo i vneshneehkonomicheskaya deyatel'nost' kompanij. 2017. № 1 (2). pp. 328-342.
19. Shuklina Z.N. Formirovanie mul'tikul'turnoj sistemy otnoshenij dlya povysheniya vneshneehkonomicheskoj bezopasnosti. Vektor ehkonomiki. 2018. № 5 (23). pp. 32.
20. FTS RF. Spravochnye materialy k rasshirennomu zasedaniyu kollegii FTS Rossii. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845
21. CB RF. Platezhnyj balans, MIP i vneshnij dolg RF. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bp.pdf
22. RBK. Pobeda nad ustricami. URL: https://www.rbc.ru/business/28/08/2017/596dc0779a7947392c2681f1


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления