В настоящее время к широко развивающимся секторам промышленности можно отнести высокотехнологичные (такие как авиационная промышленность, двигателе-, судостроение, радиоэлектронная промышленность, энергетическое машиностроение и ряд других), в которых Российская Федерация обладает или претендует на создание в средне- и долгосрочной перспективе серьезных конкурентных преимуществ. Поэтому развитие кадрового потенциала именно в этих высокотехнологичных секторах должно стать приоритетом государства.
Анализируя рынок труда, следует отметить, что существуют проблемы [1]:
· сокращения притока специалистов на промышленные предприятия и в отраслевые научно-исследовательские организации;
· снижения количества обучающихся по основным рабочим профессиям в техникумах и лицеях;
· потери преемственности (институт наставничества);
· повышения среднего возраста работников всех категорий и приближения его к критическому уровню.
Общий анализ показывает, что дефицит кадров в промышленности существует на всех уровнях, начиная с управленческого уровня, инженеров, специалистов с начальным и средним техническим образованием до уровня высоко- и среднеквалифицированных рабочих [2, 3].
В настоящий момент существует две группы проблем в сфере обеспечения кадрами в высокотехнологичных секторах промышленности.
Первая группа - системные проблемы:
· дефицит кадров (количественный и качественный). Ключевой проблемой является не отсутствие кадров как таковых, а дефицит квалифицированных кадров;
· демотивация, отсутствие интереса к инженерным специальностям.
Вторая группа - организационные проблемы:
· разрозненность субъектов управления и отсутствие на постоянной основе сотрудничества по кадровой проблематике [4];
· отсутствие механизма определения спроса и предложения кадров в промышленном секторе экономики.
В Российской Федерации существует большое количество организаций и учреждений, реализующих программы по подготовке кадров для секторов промышленности. Однако не проводятся мониторинг и анализ потребности в кадрах, не разработана система квалификационных и профессиональных стандартов, взаимосвязь между образовательными и профессиональными стандартами, отсутствует упорядоченная система оценки качества образовательных услуг и обучающих центров [5].
Задача состоит в совершенствовании формирования целостной инфраструктуры подготовки кадров для секторов промышленности с использованием имеющихся образовательных ресурсов, а также в приведении направлений подготовки кадров в соответствие со стратегическими задачами развития российской промышленности.
Отдельного внимания заслуживает позиция управляющих человеческими ресурсами. Промышленным предприятиям необходимо иметь специалистов, соответствующих современным профессиональным стандартам в области управления персоналом и кадровой политики [6].
В этих секторах необходимо создание государственных программ, обеспечивающих развитие кадрового потенциала под промышленные проекты [7].
Эффективному достижению указанной задачи может способствовать развитие учебных центров (УЦ), деятельность которых сконцентрирована на процессе обучения сотрудников высокотехнологичных промышленных предприятий. «Ядром» УЦ является то, что к процессу обучения привлекаются специалисты научного и экспертного сообщества, а также квалифицированные специалисты предприятий, которые могут передать профессиональный опыт работы на предприятиях высокотехнологичных секторов и свои управленческие компетенции.
Данный подход к обучению специалистов не является новым, однако, особенность заключается в том, что учебные программы для специалистов будут разрабатываться на основе технологической базы конкретного предприятия с учетом специфики его деятельности [8, 9]. Это делает процесс обучения наиболее эффективным, так как в учебных программах основное внимание будет уделяться не только теории, но и практике (за счет «погружения» в проблематику предприятия и умения нахождения решений и выработки стратегий развития конкретного предприятия).
Таким образом, проводится не только подготовка молодых специалистов, но и их активное привлечение непосредственно на рабочие места [10].
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления