INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Эффективность использования информационных ресурсов университета в системе обеспечения иностранных студентов (на примере медицинского вуза)

Efficiency of using the university's information resources in the system of providing foreign students (by the example of a medical university)



УДК 159.9

04.07.18 7:27
3211

Выходные сведения: Данилова А.В., Петраш Е.А. Эффективность использования информационных ресурсов университета в системе обеспечения иностранных студентов (на примере медицинского вуза) // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №7 (40). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnost-ispolzovaniya-informats/

Авторы:
Данилова А.В.1, Петраш Е.А.2

1аспирант кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация (305000 Россия г. Курск, ул. К.Маркса, д.3), davali1271@mail.ru

2д.психол.н., доцент кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация (305000 Россия г. Курск, ул. К.Маркса, д.3), petrash@mail.ru

Authors:
Danilova A.V.1, Petrash E.A.2
The
1 post-graduate student of the Department of Psychology of Health and Correctional Psychology, FGBOU VO "Kursk State Medical University", Ministry of Health of the Russian Federation, Kursk, Russian Federation (305000 Russia Kursk, K.Marksa St., 3), davali1271@mail.ru
The
2 Ph.D., associate professor of the Department of Health Psychology and Correctional Psychology, FGBOU VO "Kursk State Medical University", Ministry of Health of the Russian Federation, Kursk, Russian Federation (305000 Russia Kursk, K.Marksa St., 3), petrash @ mail.ru

Ключевые слова: информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, образовательный процесс, учебные издания

Keyword: information resources, electronic educational resources, educational process, educational publications

Аннотация: В статье представлены результаты исследования используемых информационных ресурсов иностранными обучающимися (студентами международного факультета) в образовательном процессе. Достоверно установлено, что вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника студенты международного факультета предпочитают использовать печатные образовательные ресурсы в сравнении с электронными в процессе самостоятельной подготовки к занятиям, содержательно ориентированы на учебники и учебные пособия, издаваемые профессорами университета.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что учитывая объем времени, проводимого студентами международного факультета в социальных сетях, вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника, данный ресурс целесообразно использовать для активного привлечения студентов к условиям электронной образовательной среды, которая, в свою очередь, интенсивно развивается.

Повышение эффективности применения электронных информационных образовательных ресурсов университета в системе обеспечения студентов международного факультета через активное использование как социальных сетей, так и электронных ресурсов и изданий отдела иностранной литературы библиотеки, является экономически целесообразным. Это позволит, с одной стороны, максимально обеспечить студентов международного факультета необходимыми для самостоятельной подготовки к занятиям ресурсами и источниками информации. С другой стороны, оптимизировать расходы на обеспечение печатными изданиями (включающими как учебные, так и периодические издания).

Annotation: The article presents the results of the study of the information resources used by foreign students (students of the international faculty) in the educational process. It is established that irrespective of the mediating language used in the educational process, students of the international faculty prefer to use printed educational resources in comparison with electronic ones in the process of self-preparation for studies, are meaningfully oriented to textbooks and teaching aids published by professors of the university.

The practical significance of the results of the research is that, given the amount of time spent by students of the international faculty in social networks, regardless of the mediator language used in the educational process, it is advisable to use this resource to actively attract students to the conditions of the electronic educational environment. turn, is intensively developing.
Increasing the effectiveness of the use of electronic information educational resources of the university in the system of providing students of the international faculty through the active use of both social networks and electronic resources and publications of the library's foreign literature department is economically feasible. This will allow, on the one hand, to provide the students of the international faculty as much as possible for independent preparation for studies of resources and sources of information. On the other hand, to optimize the costs of providing printed publications (including both educational and periodicals).

Эффективность использования информационных ресурсов университета в системе обеспечения иностранных студентов (на примере медицинского вуза)

Введение

Отмечающийся в последнее десятилетие увеличение объема иностранных студентов свидетельствует, с одной стороны, об открытости российской системы высшего образования, с другой – о возрастании качества предоставляемых образовательных услуг. Данные тенденции также находят свое отражение как на уровне нормативно-правового обеспечения (учет численности обучающихся иностранных студентов выступает в качестве одного из аккредитационных показателей; количество образовательных программ, реализуемых на иностранном языке) [1, 11, 13, 14, 18], так и на уровне содержательного обеспечения процесса обучения в целом (интенсивное расширение электронной образовательной среды: внедрение дистанционных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов) [2, 7, 8, 9, 12, 16, 20], а также по отдельным направлениям и дисциплинам [3, 4, 15, 17]. Особое внимание также уделяется вопросам оптимизации процесса адаптации (как языковой, так и социокультурной и социально-психологической) студентов [5, 6, 10, 19].

В Государственный реестр участников внешнеэкономических связей на основании Постановления комитета по высшей школе Минвуза России в перечень вузов, которым предоставлено право заключения договоров (контрактов) на подготовку специалистов зарубежных стран, включен целый ряд вузов.

Широкая географическая представленность контингента иностранных обучающихся на международном факультете медицинского вуза приводит к тому, что обучение данного контингента осуществляется с использованием языка-посредника (русский либо английский). С целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг студентам международного факультета на базе университетов создаются отделы иностранной литературы, в которых представлена литература и периодические издания медицинского профиля на иностранных языках, а также сетевые электронные документы на иностранном языке (локального и удаленного доступа) электронной библиотеки университета.

Решая задачи обеспечения доступа студентов международного факультета к электронным образовательным ресурсам, размещенным в электронной библиотеке; повышения эффективности самостоятельной работы студентов; развития активных и интерактивных методов обучения; технического обеспечения on-line занятий и on-line тестирования со студентами международного факультета, на базе иностранного отдела    библиотеки был создан Центр дистанционных образовательных технологий.

В связи с этим, целью исследования являлась оценка востребованности и качества информационных ресурсов университета в системе обеспечения образовательного процесса иностранных студентов.

Организация и методы исследования

Объектом исследования выступили студенты международного факультета медицинского вуза (представители Индии, Малайзии, Шри-Ланки, Бразилии, Нигерии, Тайланда, Марокко, Сирии, а также стран СНГ). Предметом исследования явились информационные ресурсы, их востребованность и использование в образовательных намерениях студентов международного факультета.

Объем выборкиисследования составил 134 человека. Изучаемая выборка являлась репрезентативной, что позволяет распространять выводы проведенного исследования на генеральную совокупность.Формирование выборки осуществлялось через процедуру рандомизации.

По критерию используемого языка-посредника в преподавании учебных дисциплин было сформировано две группы. В экспериментальную группу вошли 65 студентов международного факультета, обучение которых осуществлялось с использованием русского языка в качестве языка-посредника. В контрольную группу вошли 69 студентов, обучающихся с использованием английского языка в качества языка-посредника.

Исследование проводилось на условиях информированного согласия.

Методом сбора информации стало анкетирование. Анкета была составлена на английском языке и включала в себяразные типы вопросов (открытые и закрытые), сгруппированные по 3 блокам: организация самостоятельной подготовки к занятиям (например, сколько времени требуется для самостоятельной подготовки к занятию); форма и периодичность используемых образовательных ресурсов (например, как часто вы используете электронные образовательные ресурсы; что вы предпочитаете: печатные или электронные образовательные ресурсы); содержание используемых образовательных ресурсов (например, из каких источников студенты получают информацию при самостоятельной подготовке к занятиям).

Обработка полученных данных осуществлялась с использованием методов описательной (показатели средних значений, диаграммы долевого распределения, гистограммы частот) и сравнительной (φ-критерий Фишера, р˂0,05) статистики.

Результаты и обсуждение

Осуществляя оценку предпочтения используемых образовательных ресурсов, выявлено, что студенты международного факультета в преобладающем большинстве случаев предпочитают использовать печатные учебные издания в процессе подготовки к занятиям в сравнении с электронными (Рис. 1).  


Рис. 1. Диаграммы долевого распределения показателей используемых учебных изданий студентами международного факультета с учетом используемого языка-посредника

Достоверно установлено, что в группе студентов международного факультета, использующих в качестве языка-посредника русский язык, доля предпочтения электронных учебных изданий значимо ниже в сравнении со студентами, проходящими обучение с использованием английского языка в качестве языка-посредника (р=0,029*).

По результатам данных ВЦИОМ (2015) и исследованиям Deloitte (2016), популярность печатной литературы во всех странах мира снижается. Традиционные бумажные книги предпочитают 47% респондентов, электронные книги – 17 % (прежде всего молодежь от 18 до 24 лет, а также люди с высшим образованием). Потребление электронных книг в России запоследние 3 года (2015-2017) выросло на 31 %, а печатных упало на 9%.

Осуществляя оценку распределения ответов студентов международного факультета на вопрос по использованию в образовательном процессе видов изданий, в зависимости от используемого в процессе обучения языка-посредника по группам испытуемых общая тенденция характеризуется преобладанием учебной литературы при минимальной представленности художественной литературы. Однако, осуществляя сравнительную оценку данных показателей по группам студентов, значимые различия выявлены по показателям учебной (р=0,026*), научной (0,026*) литературы, а также периодических изданий (р=0,037*) (Рис. 2).


Рис. 2. Диаграммы долевого распределения видов изданий в образовательном процессе студентами международного факультета с учетом используемого языка-посредника

Доля используемой учебной и научной литературы в группе студентов международного факультета, обучающихся с использованием английского языка-посредника, значимо превышает таковую в группе студентов международного факультета, обучающихся с использованием русского языка-посредника. При этом по показателю периодических изданий выявлена обратная тенденция: доля периодических изданий в экспериментальной группе значимо выше таковой в сравнении с контрольной группой.

Анализируя источники информации, достоверно установлено, что вне зависимости от используемого в обучении языка-посредника (русский или английский), наиболее часто используемыми среди студентов международного факультета являютсяфундаментальные учебники и учебные пособия; учебники и учебные пособия, издаваемые университетскими профессорами; интернет-ресурсы (Рис. 3).

 

Рис. 3. Гистограммы средних долевого распределения предпочитаемых студентами международного факультета информационных ресурсов

 

Статистически значимых различий по исследуемым показателям по группам испытуемых не выявлено. При этом преобладающее большинство студентов международного факультета отдают предпочтение учебникам и учебным пособиям, издаваемым профессорами университета, вне зависимости от языка-посредника.

Анализ результатов анкетирования по вопросу количества затрачиваемого времени на подготовку к занятиям выявлены следующие тенденции:по результатам исследования у 20 % обучающихся экспериментальной группы на международном факультете на самостоятельную подготовку к занятиям уходит 1-2 часа, 56% затрачивают на эти цели 2-4 часа, и только 24 % респондентов необходимо более 4 часов. Долевое распределение показателей времени в контрольной группе обучающихся на международном факультете является соотносимым: 22% испытуемых затрачивают на самостоятельную подготовку 1-2 часа; 54% самостоятельно готовятся к занятиям от 2 до 4 часов; 24% респондентов затрачивают на самостоятельную подготовку к занятиям более 4 часов в день.

Сопоставляя показатели времени, затрачиваемого на самостоятельную подготовку к занятиям, а также времени, которое студенты международного факультета проводят в социальных сетях, вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника, время, проведенное студентами в социальных сетях, превышает время подготовки к занятиям в 2,7 раза. Однако, при этом в качестве предпочитаемого образовательного ресурса студенты международного факультета предпочитают печатные издания и не активно используют электронную образовательную среду.

Выводы

В результате проведенного исследования в качестве общей тенденции для студентов международного факультета вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника следует отметить преимущественное использование печатных образовательных ресурсов в сравнении с электронными в процессе самостоятельной подготовки к занятиям, а также содержательную ориентированность на учебники и учебные пособия, издаваемые профессорами университета. В качестве специфической тенденции следует отметить, что студенты международного факультета, обучающиеся с использованием английского языка-посредника, значительно в большей степени предпочитают использовать в процессе самостоятельной подготовки к занятиям электронные образовательные ресурсы, в сравнении со студентами, обучающимися с использованием русского языка-посредника.

При активном пользовании социальными сетями студенты международного факультета в образовательном процессе предпочитают печатные издания при самостоятельной подготовке к занятиям в сравнении с электронными. При этом, отмечается интенсивное расширение электронной образовательной среды, в том числе и адаптированной для студентов международного факультета.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что учитывая объем времени, проводимого студентами международного факультета в социальных сетях, вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника, данный ресурс целесообразно использовать для активного привлечения студентов к условиям электронной образовательной среды, которая, в свою очередь, интенсивно развивается.



Библиографический список


1. Амлаев К.Р., Знаменская С.В., Маяцкая Н.К. Адаптация иностранных студентов к обучению в российском вузе // В сборнике: Современные траектории образовательного процесса в медицинском вузе 2016. С. 12-17.
2. Бариловская, В. М. Анализ использования и востребованности электронных информационных ресурсов в библиотеках вузов ФСКН России и МВД России / В. М. Бариловская // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. – 2013. – С. 141-144.
3. Батраева О.М. Интерактивные методы обучения иностранных студентов в техническом вузе // В сборнике: Научные исследования и разработки 2016 Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 108-116.
4. Гончаренко Н.В., Игнатенко О.П., Алтухова О.Н. Способы адаптации текста медицинской тематики при обучении русскому языку иностранных студентов-медиков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 17. С. 26-30.
5. Гущина Л.Н., Стенько А.А., Серко В.М. Адаптация иностранных студентов к обучению и социально-культурной среде в гродненском государственном медицинском университете // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2016. № 1 (53). С. 112-116.
6. Деточенко И.В., Евсенкова А.А. Из опыта обучения диалогической речи иностранных студентов предвузовской подготовки // Альманах мировой науки. 2016. № 3-2 (6). С. 22-25.
7. Картузов, А. В. Использование информационно-образовательных ресурсов вуза в формировании профессиональной подготовки специалиста :автореф. дис…канд. пед. наук : 13.00.02 / А. В. Картузов. – М., 2005. – 23 с.
8. Комплектование электронными ресурсами: «пробоины» есть, но рынок сложился // Университетская книга. – 2017. – № 4. – С. 58-62.
9. Кузнецов, А. Ю. Информационная поддержка науки и образования: Российский опыт использования электронных ресурсов / А.Ю. Кузнецов, И. К. Разумова, М. Е. Шварцман // Вестник национального комитета "Иинтеллектуальные ресурсы России". – 2004. – № 2. – С. 15-20.
10. Майборода С.В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи иностранных студентов-медиков // Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 66-68.
11. Михайличенко С. А. Многоуровневая система открытого образования БГТУ им. В.Г. Шухова как стратегическая составляющая развития вуза в мировом образовательном пространстве / С. А. Михайличенко // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.- практ. конф. (Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г.). – Екатеринбург, 2012. – С. 208-210.
12. Михайличенко, С. А. Модернизация и развитие дистанционных образовательных технологий в БГТУ им. В. Г. Шухова / С. А. Михайличенко // Новые информационные технологии в образовании «НИТО-Байкал 2010» : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ, 2010. – С. 84-86.
13. Михайличенко, С. А. Роль современного университета в мировом образовательном пространстве / С. А. Михайличенко, С. Н. Шевцова // Информационные технологии в гуманитарном образовании : материалы IV междунар. науч.-практ. конф. – Пятигорск, 2011. – С. 429-433.
14. Михайличенко, С. А. Система открытого образования – эффективный инструмент работы с иностранными студентами / С. А. Михайличенко, Е. И. Назаренко, С. Н. Шевцова // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях : сб. материалов IV Всерос. заочной науч.-практ. конф. – Белгород, 2012. – С. 180-182.
15. Плотникова И.Г., Денисов Е.Н., Колосова Н.И. Особенности обучения биофизике и информатике иностранных студентов в медицинском вузе // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 4-2 (75). С. 43-45.
16. Стрижакова, Ю. А. Наличие доступа к информационным ресурсам – инструмент развития инновационной деятельности вуза / Ю. А. Стрижакова, С. А. Вельгер // Образовательные технологии и общество. – 2006. – Т. 9, № 3. – С. 264-269.
17. Тарасова Л.В. Технология обучения иностранных студентов языку специальности на русском языке // Интерактивная наука. 2016. № 3. С. 59-62.
18. Университет в глобальном мире: новый статус и миссия : сб. материалов XI междунар. науч. конф. «Сорокинские чтения» (М., 20-21 февр. 2017 г.) / МГУ им. М. В. Ломоносова, социол. фак-т. – М. : МАКС Пресс, 2017. – 976 с.
19. Чуксина И.Г., Чжао Ц. Профессионально ориентированное обучение иностранных студентов "языку специальности" на занятиях по русскому языку как иностранному // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2016. № 1 (35). С. 55-61.
20. Швецова М.Г. Роль электронных ресурсов в интенсификации процесса обучения студентов иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51. С. 250-255.


References


1. Amlaev K.R., Znamenskaya S.V., Mayackaya N.K. Adaptaciya inostrannyh studentov k obucheniyu v rossijskom vuze // V sbornike: Sovremennye traektorii obrazovatel'nogo processa v medicinskom vuze 2016. S. 12-17.
2. Barilovskaya, V. M. Analiz ispol'zovaniya i vostrebovannosti ehlektronnyh informacionnyh resursov v bibliotekah vuzov FSKN Rossii i MVD Rossii / V. M. Barilovskaya // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta FSKN Rossii. – 2013. – S. 141-144.
3. Batraeva O.M. Interaktivnye metody obucheniya inostrannyh studentov v tekhnicheskom vuze // V sbornike: Nauchnye issledovaniya i razrabotki 2016 Sbornik materialov IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 108-116.
4. Goncharenko N.V., Ignatenko O.P., Altuhova O.N. Sposoby adaptacii teksta medicinskoj tematiki pri obuchenii russkomu yazyku inostrannyh studentov-medikov // Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2016. № 17. S. 26-30.
5. Gushchina L.N., Sten'ko A.A., Serko V.M. Adaptaciya inostrannyh studentov k obucheniyu i social'no-kul'turnoj srede v grodnenskom gosudarstvennom medicinskom universitete // ZHurnal Grodnenskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. 2016. № 1 (53). S. 112-116.
6. Detochenko I.V., Evsenkova A.A. Iz opyta obucheniya dialogicheskoj rechi inostrannyh studentov predvuzovskoj podgotovki // Al'manah mirovoj nauki. 2016. № 3-2 (6). S. 22-25.
7. Kartuzov, A. V. Ispol'zovanie informacionno-obrazovatel'nyh resursov vuza v formirovanii professional'noj podgotovki specialista :avtoref. dis…kand. ped. nauk : 13.00.02 / A. V. Kartuzov. – M., 2005. – 23 s.
8. Komplektovanie ehlektronnymi resursami: «proboiny» est', no rynok slozhilsya // Universitetskaya kniga. – 2017. – № 4. – S. 58-62.
9. Kuznecov, A. YU. Informacionnaya podderzhka nauki i obrazovaniya: Rossijskij opyt ispol'zovaniya ehlektronnyh resursov / A.YU. Kuznecov, I. K. Razumova, M. E. SHvarcman // Vestnik nacional'nogo komiteta "Iintellektual'nye resursy Rossii". – 2004. – № 2. – S. 15-20.
10. Majboroda S.V. Kommunikativno-kognitivnyj podhod v obuchenii svyaznoj rechi inostrannyh studentov-medikov // Pedagogika vysshej shkoly. 2016. № 1 (4). S. 66-68.
11. Mihajlichenko S. A. Mnogourovnevaya sistema otkrytogo obrazovaniya BGTU im. V.G. SHuhova kak strategicheskaya sostavlyayushchaya razvitiya vuza v mirovom obrazovatel'nom prostranstve / S. A. Mihajlichenko // Novye informacionnye tekhnologii v obrazovanii: materialy mezhdunar. nauch.- prakt. konf. (Ekaterinburg, 13–16 marta 2012 g.). – Ekaterinburg, 2012. – S. 208-210.
12. Mihajlichenko, S. A. Modernizaciya i razvitie distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v BGTU im. V. G. SHuhova / S. A. Mihajlichenko // Novye informacionnye tekhnologii v obrazovanii «NITO-Bajkal 2010» : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – Ulan-Udeh, 2010. – S. 84-86.
13. Mihajlichenko, S. A. Rol' sovremennogo universiteta v mirovom obrazovatel'nom prostranstve / S. A. Mihajlichenko, S. N. SHevcova // Informacionnye tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii : materialy IV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – Pyatigorsk, 2011. – S. 429-433.
14. Mihajlichenko, S. A. Sistema otkrytogo obrazovaniya – ehffektivnyj instrument raboty s inostrannymi studentami / S. A. Mihajlichenko, E. I. Nazarenko, S. N. SHevcova // Sodejstvie professional'nomu stanovleniyu lichnosti i trudoustrojstvu molodyh specialistov v sovremennyh usloviyah : sb. materialov IV Vseros. zaochnoj nauch.-prakt. konf. – Belgorod, 2012. – S. 180-182.
15. Plotnikova I.G., Denisov E.N., Kolosova N.I. Osobennosti obucheniya biofizike i informatike inostrannyh studentov v medicinskom vuze // Novaya nauka: Teoreticheskij i prakticheskij vzglyad. 2016. № 4-2 (75). S. 43-45.
16. Strizhakova, YU. A. Nalichie dostupa k informacionnym resursam – instrument razvitiya innovacionnoj deyatel'nosti vuza / YU. A. Strizhakova, S. A. Vel'ger // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo. – 2006. – T. 9, № 3. – S. 264-269.
17. Tarasova L.V. Tekhnologiya obucheniya inostrannyh studentov yazyku special'nosti na russkom yazyke // Interaktivnaya nauka. 2016. № 3. S. 59-62.
18. Universitet v global'nom mire: novyj status i missiya : sb. materialov XI mezhdunar. nauch. konf. «Sorokinskie chteniya» (M., 20-21 fevr. 2017 g.) / MGU im. M. V. Lomonosova, sociol. fak-t. – M. : MAKS Press, 2017. – 976 s.
19. CHuksina I.G., CHzhao C. Professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannyh studentov "yazyku special'nosti" na zanyatiyah po russkomu yazyku kak inostrannomu // Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016. № 1 (35). S. 55-61.
20. SHvecova M.G. Rol' ehlektronnyh resursov v intensifikacii processa obucheniya studentov inostrannomu yazyku // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. № 51. S. 250-255.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления