Введение
Отмечающийся в последнее десятилетие увеличение объема иностранных студентов свидетельствует, с одной стороны, об открытости российской системы высшего образования, с другой – о возрастании качества предоставляемых образовательных услуг. Данные тенденции также находят свое отражение как на уровне нормативно-правового обеспечения (учет численности обучающихся иностранных студентов выступает в качестве одного из аккредитационных показателей; количество образовательных программ, реализуемых на иностранном языке) [1, 11, 13, 14, 18], так и на уровне содержательного обеспечения процесса обучения в целом (интенсивное расширение электронной образовательной среды: внедрение дистанционных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов) [2, 7, 8, 9, 12, 16, 20], а также по отдельным направлениям и дисциплинам [3, 4, 15, 17]. Особое внимание также уделяется вопросам оптимизации процесса адаптации (как языковой, так и социокультурной и социально-психологической) студентов [5, 6, 10, 19].
В Государственный реестр участников внешнеэкономических связей на основании Постановления комитета по высшей школе Минвуза России в перечень вузов, которым предоставлено право заключения договоров (контрактов) на подготовку специалистов зарубежных стран, включен целый ряд вузов.
Широкая географическая представленность контингента иностранных обучающихся на международном факультете медицинского вуза приводит к тому, что обучение данного контингента осуществляется с использованием языка-посредника (русский либо английский). С целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг студентам международного факультета на базе университетов создаются отделы иностранной литературы, в которых представлена литература и периодические издания медицинского профиля на иностранных языках, а также сетевые электронные документы на иностранном языке (локального и удаленного доступа) электронной библиотеки университета.
Решая задачи обеспечения доступа студентов международного факультета к электронным образовательным ресурсам, размещенным в электронной библиотеке; повышения эффективности самостоятельной работы студентов; развития активных и интерактивных методов обучения; технического обеспечения on-line занятий и on-line тестирования со студентами международного факультета, на базе иностранного отдела библиотеки был создан Центр дистанционных образовательных технологий.
В связи с этим, целью исследования являлась оценка востребованности и качества информационных ресурсов университета в системе обеспечения образовательного процесса иностранных студентов.
Организация и методы исследования
Объектом исследования выступили студенты международного факультета медицинского вуза (представители Индии, Малайзии, Шри-Ланки, Бразилии, Нигерии, Тайланда, Марокко, Сирии, а также стран СНГ). Предметом исследования явились информационные ресурсы, их востребованность и использование в образовательных намерениях студентов международного факультета.
Объем выборкиисследования составил 134 человека. Изучаемая выборка являлась репрезентативной, что позволяет распространять выводы проведенного исследования на генеральную совокупность.Формирование выборки осуществлялось через процедуру рандомизации.
По критерию используемого языка-посредника в преподавании учебных дисциплин было сформировано две группы. В экспериментальную группу вошли 65 студентов международного факультета, обучение которых осуществлялось с использованием русского языка в качестве языка-посредника. В контрольную группу вошли 69 студентов, обучающихся с использованием английского языка в качества языка-посредника.
Исследование проводилось на условиях информированного согласия.
Методом сбора информации стало анкетирование. Анкета была составлена на английском языке и включала в себяразные типы вопросов (открытые и закрытые), сгруппированные по 3 блокам: организация самостоятельной подготовки к занятиям (например, сколько времени требуется для самостоятельной подготовки к занятию); форма и периодичность используемых образовательных ресурсов (например, как часто вы используете электронные образовательные ресурсы; что вы предпочитаете: печатные или электронные образовательные ресурсы); содержание используемых образовательных ресурсов (например, из каких источников студенты получают информацию при самостоятельной подготовке к занятиям).
Обработка полученных данных осуществлялась с использованием методов описательной (показатели средних значений, диаграммы долевого распределения, гистограммы частот) и сравнительной (φ-критерий Фишера, р˂0,05) статистики.
Результаты и обсуждение
Осуществляя оценку предпочтения используемых образовательных ресурсов, выявлено, что студенты международного факультета в преобладающем большинстве случаев предпочитают использовать печатные учебные издания в процессе подготовки к занятиям в сравнении с электронными (Рис. 1).
Рис. 1. Диаграммы долевого распределения показателей используемых учебных изданий студентами международного факультета с учетом используемого языка-посредника
Достоверно установлено, что в группе студентов международного факультета, использующих в качестве языка-посредника русский язык, доля предпочтения электронных учебных изданий значимо ниже в сравнении со студентами, проходящими обучение с использованием английского языка в качестве языка-посредника (р=0,029*).
По результатам данных ВЦИОМ (2015) и исследованиям Deloitte (2016), популярность печатной литературы во всех странах мира снижается. Традиционные бумажные книги предпочитают 47% респондентов, электронные книги – 17 % (прежде всего молодежь от 18 до 24 лет, а также люди с высшим образованием). Потребление электронных книг в России запоследние 3 года (2015-2017) выросло на 31 %, а печатных упало на 9%.
Осуществляя оценку распределения ответов студентов международного факультета на вопрос по использованию в образовательном процессе видов изданий, в зависимости от используемого в процессе обучения языка-посредника по группам испытуемых общая тенденция характеризуется преобладанием учебной литературы при минимальной представленности художественной литературы. Однако, осуществляя сравнительную оценку данных показателей по группам студентов, значимые различия выявлены по показателям учебной (р=0,026*), научной (0,026*) литературы, а также периодических изданий (р=0,037*) (Рис. 2).
Рис. 2. Диаграммы долевого распределения видов изданий в образовательном процессе студентами международного факультета с учетом используемого языка-посредника
Доля используемой учебной и научной литературы в группе студентов международного факультета, обучающихся с использованием английского языка-посредника, значимо превышает таковую в группе студентов международного факультета, обучающихся с использованием русского языка-посредника. При этом по показателю периодических изданий выявлена обратная тенденция: доля периодических изданий в экспериментальной группе значимо выше таковой в сравнении с контрольной группой.
Анализируя источники информации, достоверно установлено, что вне зависимости от используемого в обучении языка-посредника (русский или английский), наиболее часто используемыми среди студентов международного факультета являютсяфундаментальные учебники и учебные пособия; учебники и учебные пособия, издаваемые университетскими профессорами; интернет-ресурсы (Рис. 3).
Рис. 3. Гистограммы средних долевого распределения предпочитаемых студентами международного факультета информационных ресурсов
Статистически значимых различий по исследуемым показателям по группам испытуемых не выявлено. При этом преобладающее большинство студентов международного факультета отдают предпочтение учебникам и учебным пособиям, издаваемым профессорами университета, вне зависимости от языка-посредника.
Анализ результатов анкетирования по вопросу количества затрачиваемого времени на подготовку к занятиям выявлены следующие тенденции:по результатам исследования у 20 % обучающихся экспериментальной группы на международном факультете на самостоятельную подготовку к занятиям уходит 1-2 часа, 56% затрачивают на эти цели 2-4 часа, и только 24 % респондентов необходимо более 4 часов. Долевое распределение показателей времени в контрольной группе обучающихся на международном факультете является соотносимым: 22% испытуемых затрачивают на самостоятельную подготовку 1-2 часа; 54% самостоятельно готовятся к занятиям от 2 до 4 часов; 24% респондентов затрачивают на самостоятельную подготовку к занятиям более 4 часов в день.
Сопоставляя показатели времени, затрачиваемого на самостоятельную подготовку к занятиям, а также времени, которое студенты международного факультета проводят в социальных сетях, вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника, время, проведенное студентами в социальных сетях, превышает время подготовки к занятиям в 2,7 раза. Однако, при этом в качестве предпочитаемого образовательного ресурса студенты международного факультета предпочитают печатные издания и не активно используют электронную образовательную среду.
Выводы
В результате проведенного исследования в качестве общей тенденции для студентов международного факультета вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника следует отметить преимущественное использование печатных образовательных ресурсов в сравнении с электронными в процессе самостоятельной подготовки к занятиям, а также содержательную ориентированность на учебники и учебные пособия, издаваемые профессорами университета. В качестве специфической тенденции следует отметить, что студенты международного факультета, обучающиеся с использованием английского языка-посредника, значительно в большей степени предпочитают использовать в процессе самостоятельной подготовки к занятиям электронные образовательные ресурсы, в сравнении со студентами, обучающимися с использованием русского языка-посредника.
При активном пользовании социальными сетями студенты международного факультета в образовательном процессе предпочитают печатные издания при самостоятельной подготовке к занятиям в сравнении с электронными. При этом, отмечается интенсивное расширение электронной образовательной среды, в том числе и адаптированной для студентов международного факультета.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что учитывая объем времени, проводимого студентами международного факультета в социальных сетях, вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника, данный ресурс целесообразно использовать для активного привлечения студентов к условиям электронной образовательной среды, которая, в свою очередь, интенсивно развивается.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления