Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Под прогнозированием экономического развития региона [1] понимается предвидение будущего состояния экономики, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты используются региональными органами государственной власти для обоснования целей и задач экономического развития, выработки соответствующей региональной политики.
Прогнозирование имеет две стороны: предсказательную (описательную); предуказательную (предписательную) [2]. Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.
Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта [3]: теоретико-познавательный и управленческий.
С целью разработки прогнозов экономического развития проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям:
· демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);
· природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);
· социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);
· региональные финансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);
· уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);
· производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);
· экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).
Прогнозы экономического развития делятся на долго-, средне- и краткосрочные [4].
Долгосрочные прогнозы экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в пять лет на 10-летний период. Данные таких прогнозов используются при разработке среднесрочных прогнозов региона, а также концепции и программ экономического развития.
Среднесрочные прогнозы разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ на срок от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население).
Краткосрочные прогнозы разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно. Данные таких прогнозов служат основой составления проекта регионального бюджета.
К основным задачам региональных программ экономического развития можно отнести следующие [5]:
· выравнивание межрегиональных различий по показателям экономического развития;
· формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
· максимально полное и эффективное использование различных ресурсов региона;
· охрана окружающей среды [6];
· формирование рыночной и социальной инфраструктуры региона;
· духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки
· сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка.
Анализ экономического положения субъекта РФ, разработка региональных прогнозов экономического развития территории являются важными составляющими общей стратегии и концепции развития региона. На их основе органы региональной власти и управления принимают наиболее оптимальные управленческие решения, при реализации которых будут затрагиваться интересы всего населения субъекта Федерации [7, 8].
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления