Введение
В Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 г. проживает свыше 12 млн. инвалидов [1], однако в последние годы наблюдается тенденция к снижению численности лиц с ограниченными возможностями. Как известно, в России наличие инвалидности зачастую бывает непросто доказать. Люди, имеющие необратимые изменения в организме, из года в год проходят медико-социальную экспертизу (МСЭ) для установления им группы инвалидности – 1 группа, самая тяжелая, устанавливается сроком на 2 года, а 2 и 3 группы сроком на 1 год. От категории присвоенной группы инвалидности будет зависеть размер финансовых выплат, перечень льгот и социальных услуг.
В последнее время общество пытается решить проблемы адаптации инвалидов к общей среде обитания, приспособить инфраструктуру для повышения доступности объектов инфраструктуры для инвалидов, облегчить психологическое давление со стороны общества на людей с ограниченными возможностями, упростить возможности получения рабочих мест для тех инвалидов, которые в состоянии вести трудовую деятельность.
Вопросами оформления социальных пенсий и пособий для инвалидов в Российской Федерации занимается Пенсионный фонд Российской Федерации [2], вопросами социальной поддержки – Министерство труда и социальной защиты [3].
В условиях кризисного развития экономики, постоянного роста цен и обесценивания национальной валюты существование инвалидов в России затрудняется, поскольку индексирование пенсий и пособий происходит медленнее роста инфляции. Рассмотрим, какие меры финансовой поддержки оказываются инвалидам в Российской Федерации. Оценим размеры социальных пенсий и изменение средней пенсии по инвалидности по группам в динамике за 2011-2018 гг. [4].
Материал и методы
В исследовании использовались данные Федеральной службы государственной статистики [1, 5] и сайта Пенсионного фонда РФ [2]. В работе использовались методы статистико-экономического анализа: метод сбора данных, статистического наблюдения, аналитический и графический методы, метод сравнительного анализа и др. [6] .
Результаты и обсуждение
Под понятием «Инвалид» в России подразумевается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [7].
Еще до революции поддержка инвалидов осуществлялась только за счет благотворительности. С приходом советской власти инвалиды получили социальную поддержку в виде пенсий, поскольку среди инвалидов-пенсионеров более 75% были красноармейцами [8], а также появились дома-инвалидов, специальные учреждения, трудовые артели для инвалидных масс для приобщения их к труду. В начале 1930-х годов в советском государстве начали избавляться от деклассированных элементов. В их число попали и нищенствующие инвалиды, подвергнувшиеся ссылке в Сибирь, где отсутствовали условия для существования увечных граждан, где они погибали первыми. В других случаях их просто расстреливали.
После окончания Великой Отечественной войны образовалось огромное количество инвалидов, которые попрошайничали на улицах, что было неугодно советской власти. Инвалидам войны предлагали проживание в специальных домах инвалидов, а в 1956 г. они начали получать пенсию, позволяющую существовать без осуществления трудовой деятельности [9, 10]. С течением времени в обществе сложился стереотип о необходимости изоляции инвалидов от общества, который в настоящее время пытаются перебороть, и адаптировать граждан с отклонениями в физическом развитии к жизни обычных граждан [11].
Основными видами выплат, связанных с инвалидностью являются: страховая пенсия по инвалидности (для тех, у кого есть трудовой стаж), социальная пенсия по инвалидности (для тех, у кого отсутствует трудовой стаж), государственное пенсионное обеспечение по инвалидности (для военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, участников Великой Отечественной войны, космонавтов) [2].
В настоящее время в Российской Федерации поддержка инвалидов осуществляется в ключе финансового обеспечения, реализующегося в виде денежных выплат (рисунок 1), и в виде льгот и натуральных трансферов, предусматривающих обеспечение инвалидов лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление путевок на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно [12].
*Источник: составлено автором на основе данных ПФР [2] и сайта Дверь в мир [4]
Рисунок 1 – Виды денежных выплат инвалидам в РФ
Как известно, социальная политика оказывает существенную нагрузку на государственный бюджет, что особенно заметно становится при проявлении кризисных ситуаций в экономике [13]. Снижение пополняемости бюджета из-за падения цен на нефть, введения экономических санкций в адрес России, увеличение расходов на перевооружение армии не позволяют российскому руководству увеличивать расходы на социальную политику. Это порождает замкнутый круг [14], где сокращение бюджета влечет снижение расходов на социальную политику и приводит к падению уровня жизни населения, что порождает новую волну кризиса. В этом случае наиболее уязвимые категории граждан – инвалиды, пенсионеры, малоимущие и многодетные семьи – оказываются в наиболее незащищенном положении [15].
Дифференциация в уровне федеральных доплат к социальным пенсиям, в частности, среди городского и сельского населения приводит к тому, что в сельской местности инвалиды и пенсионеры имеют более низкий уровень материального обеспечения, чем городские жители [16]. По опыту зарубежных стран, казалось бы, более успешно реализующих социальную политику, на примере Германии становится понятно, что социальная нагрузка на бюджет может привести к возникновению паразитирующих слоев населения, которые вполне трудоспособны, но в силу закона имеют право на получение социальных пособий и не приносят пользу экономике страны [17].
В Российской Федерации поддержка инвалидов регулируется законодательством, но вопросам правового статуса инвалидов, их социальной защите и пенсионному обеспечению, по мнению Лещенкова Ф.А. [18], уделяется недостаточно внимания. В Российской Федерации тестируется практика адресной социальной поддержки населения на основе оценки нуждаемости [19]. В отдельную категорию в России выделяют детей-инвалидов, численность которых, в отличие от общей тенденции в стране, растет [1]. Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, зачастую не хватает финансовой и юридической грамотности для получения полного спектра предусмотренных законодательством льгот и выплат на обеспечение жизнедеятельности ребенка-инвалида [20].
Законодательство предусматривает обширный перечень прав и льгот для социальной поддержки инвалидов [21], но, как показывает практика, заставить работать бюрократическую систему в России весьма непросто, поэтому многие граждане даже не пытаются получить от государства то, что положено им по закону.
*Источник: Федеральная служба государственной статистики [1]
Рисунок 2 – Динамика изменения численности инвалидов по группам в РФ за 2011-2018 гг., тыс. чел.
В численности населения Росси, имеющего инвалидность, наблюдается тенденция к снижению (рисунок 2). При этом наибольшее снижение за исследуемый период произошло среди инвалидов, имеющих II группу – на 24%, число инвалидов I группы сократилось на 4%, но в то же время возросло число инвалидов III группы – на 16%. Тенденция к увеличению числа детей-инвалидов, которое возросло на 20%, говорит об ухудшении в показателях здоровья граждан и усилении влияния негативных факторов (ухудшение экологии, ухудшение качества продуктов питания, рост радиационного облучения, малоэффективная борьба с пагубными привычками среди населения и др.), влияющих на здоровье будущих родителей и на качество генофонда в целом.
Нетрудоспособные граждане, проживающие постоянно на территории РФ и не достигшие возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно) имеют право на получение социальной пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ).
*Источник: составлено автором на основе данных сайта Дверь в мир [4]
Рисунок 3 – Размер социальной пенсии по инвалидности и ЕДВ с 01.04.2018 г., руб.
Как представлено на рисунке, наибольший размер социальной пенсии причитается детям-инвалидам и инвалидам 1 группы с детства. Инвалиды 1 группы и инвалиды 2 группы с детства получают немного меньше, но вышеперечисленные категории граждан получают социальные выплаты, превышающие величину прожиточного минимума практически во всех субъектах РФ. Размер ЕДВ суммируется с размером социальной пенсии и получается итоговый размер выплат, положенный инвалиду из федерального бюджета, причем только инвалиды 3 группы получают выплаты ниже прожиточного минимума в регионах РФ.
На Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) имеют право инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды вследствие военной травмы и другие категории граждан, не относящиеся к инвалидам. Федеральная социальная доплата (ФСД) полагается неработающим пенсионерам и детям-инвалидам, размер пенсии которых не дотягивает до прожиточного минимума в регионе.
*Источник: Федеральная служба государственной статистики [1]
Рисунок 4 – Динамика изменения среднего размера пенсий по инвалидности, стоящих на учете в ПФР за 2011-2018 гг., руб.
В динамике средний размер пенсий по инвалидности в среднем по всем категориям нетрудоспособных граждан вырос на 74% в период с 2011-2018 гг. (рисунок 4). Скачок в 2017 г. объясняется единовременной выплатой в размере 5 тысяч рублей в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016г. № 385-ФЗ. Меньше всего по состоянию на 01.01. 2018 г. на 71% выросли пенсии у инвалидов 2 группы, у инвалидов 1 группы на 77%, на 84% у инвалидов 3 группы, а выплаты детям-инвалидам увеличились в 2 раза, по сравнению с 2011 г.
Выводы
В ходе исследования было установлено, что в Российской Федерации существуют различные меры финансовой и социальной поддержки инвалидов. Основными видами выплат, связанных с инвалидностью являются: страховая пенсия по инвалидности (для тех, у кого есть трудовой стаж), социальная пенсия по инвалидности (для тех, у кого отсутствует трудовой стаж), государственное пенсионное обеспечение по инвалидности (для военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, участников Великой Отечественной войны, космонавтов).
В общей численности инвалидов наблюдается тенденция к снижению, но отмечается рост численности детей-инвалидов на 20% в 2018 г. относительно 2011 г. Наибольший размер социальной пенсии причитается детям-инвалидам и инвалидам 1 группы – суммарно в районе 15 тыс. рублей. А в целом среди инвалидов только инвалиды 3 группы получают размер пенсии, не превышающий размер прожиточного минимума в субъектах РФ. В динамике средний размер пенсий по инвалидности в среднем по всем категориям нетрудоспособных граждан вырос на 74% в период с 2011-2018 гг. Наибольшее увеличение пенсий по инвалидности, среди граждан, стоящих на учете в ПФР, пришлось на выплаты детям-инвалидам – они возросли вдвое.
Таким образом, стоит отметить, что уровень финансовой поддержки нетрудоспособных граждан в Российской Федерации находится на уровне, превышающем прожиточный минимум в регионах РФ, только инвалиды 3 группы получают выплаты ниже прожиточного минимума. Наряду с финансовыми мерами поддержки, реализуются социальные меры поддержки, но законодательно установленные права инвалидов, к сожалению, не всегда реализуются в полной мере в силу правовой безграмотности населения.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления