Инновация – интеллектуальный продукт, попавший в сферу производства, реализованный в этой сфере и приведший к его значительным изменениям.
В настоящее время в России сформировалась устойчивая группа предприятий, для которых инновационная деятельность имеет непрерывный характер. Это означает, что предприятия, осуществляющие инновации, занимаются этим постоянно, улучшая производимую продукцию и выводя новые товары на рынок. Эта группа предприятий расширяется за счет появления новых предприятий, реализующих стратегию инновационного развития [1, 2].
Характерно, что в большинстве случаев авторами инновационных разработок являются сами предприниматели [3, 4]. Основным стимулом для инновационной деятельности становится нарастание конкуренции и, как следствие, последующая диверсификация предприятий, как по товарным рынкам, так и по выпускаемой продукции. Таким образом, прагматичные рыночные критерии становятся определяющими в стратегии отбора инновационных идей и их реализации [5]. Однако в современном мире из-за возрастания конкуренции все большие требования предъявляются к потребительским свойствам и качеству продукции и все меньше времени на прохождение пути от научной разработки до готовой продукции.
В связи с этим, главной нынешней задачей, от решения которой зависит развитие инновационных процессов и соответственно востребованность технологических новшеств (предоставляемых созданным в стране научно-техническим потенциалом или адаптируемых с его помощью из мирового опыта), является создание инновационной ситуации в производственной сфере [6, 7]. Предприятия должны иметь возможность накапливать средства для инноваций. Эта общая задача всех аспектов экономической политики и одна из основных мер по выходу экономики из кризиса.
Следующей важной задачей, которая должна решаться постоянно, является накопление человеческого капитала (знания, умения, навыки работников, обеспечивающие рост производительности труда). Истоки науки и инноваций – в образовании. Функционирование высокотехнологичных производств обеспечивается специалистами соответствующей квалификации [8]. Отвечающее современным требованиям качество и масштабы образования, особенно высшего, включение исследовательской работы в учебный процесс являются главными условиями развития науки и инновационной деятельности в производственной сфере.
Актуальной стратегической задачей является структуризация и систематизация полученной информации, создание банка данных технологий и инновационных проектов, обеспечения постоянного обновления данного банка. Также возникает необходимость использования современных информационных технологий, новых пакетов прикладных программ, для своевременного получения, обработки и отправки информации необходимы сетевые компоненты, в частности, такая глобальная компьютерная сеть как Интернет [9].
Необходима также законодательная база защиты интеллектуальной собственности и поддержки инновационных проектов. Особенно остро эта проблема стоит в малых городах [10] и некоторых отраслях региональных экономик (например, Нижегородской области) [11, 12, 13].
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления