INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Инновационный проект модернизации операционной производственной системы

Innovative project of modernization of the operating production system



УДК 316.422

13.09.11 14:52
1313

Выходные сведения: Святов В.В., Губанов М.А. Инновационный проект модернизации операционной производственной системы // Иннов: электронный научный журнал, 2011. №3 (8). URL: http://www.innov.ru/science/economy/innovatsionnyy-proekt-modernizatsii/

Авторы:
В.В. Святов (доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева) М.А. Губанов (НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

Authors:
V.V.Svyatov (associate Professor of NSTU n. a. R. E. Alekseev) M. A.Gubanov (NSTU n. a. R. E. Alekseev)

Ключевые слова: инновационный проект, модернизация операционной системы, эффективная организация, управление компанией, современный менеджмент

Keyword: an innovative project, upgrading the operating system, the effective organization, management company, contemporary management

Аннотация: На сегодняшний день основное внимание уделяется финансовой и маркетинговой составляющим менеджмента. Операционному уровню эффективной организации производства пока уделяется очень мало внимания или не уделяется вовсе. 

Annotation: Today focuses on the financial and marketing components of management. Operational level of effective organization of production, while little attention has been paid, or not paid at all.

Инновационный проект модернизации операционной производственной системы

На сегодняшний день основное внимание уделяется финансовой и маркетинговой составляющим менеджмента [1]. Операционному уровню эффективной организации производства пока уделяется очень мало внимания или не уделяется вовсе. На зарубежных же производственных предприятиях развитие операционной системы традиционно рассматривается как важнейшая функция управления компанией.

В Германии, которая, по сути, является «двигателем» европейской индустрии, именно подготовка работ, анализ и организация бизнес-процессов [2] стали основой для построения современного производства, ориентированного на высокое качество и быстрое осуществление заказов. Немецкое качество, скорость обработки и осуществления заказов являются результатом полувековой практики оптимизации производства на базе эффективной системы управления данными.

Японская традиция эффективного управления компанией также базируется на применение комплексного инструментария по управлению временем, данными и процессами при соблюдении высочайшего японского качества. Японская практика управления [3, 4] дала современному менеджменту целый ряд неординарных методик, таких как: KANBAN, KAIZEN и др.

Первыми на оптимизацию производственных процессов обращают внимание компании с западным стилем менеджмента. Они пытаются наложить эффективную производственную систему материнской компании на российскую действительность, что сделать весьма непросто.

У отечественных предприятий, которые затевают определенные преобразования в операционной стратегии, есть первая и совершенно конкретная цель – приближение к мировым стандартам, что создает возможность работы с западными партнерами.

Операционные преобразования производственных систем российских предприятий продиктованы необходимостью [5]:

  • прохождения сертификации ISO 9000;

  • высвобождения оборотных средств, замораживающихся неэффективно организованными производственными и логистическими процессами;

  • повышения конкурентоспособности выпускаемых продуктов

  • реакции на подорожание сырьевых и квалифицированных трудовых ресурсов.

Но если присмотреться внимательно к тому, что, как и для чего используется, то невольно возникает вопрос о результативности применения этих инструментов.

Сертификация качества ISO 9000 в ряде случаев оказывается лишь формальностью и все блага, которые она должна нести, не реализуются (построенные, прописанные и визуализированные процессы игнорируются, спецификациями и должностными инструкциями не пользуются) [6].

Организационные действия, касающиеся уменьшения затрат и себестоимости продукции чаще всего похожи на тушение пожаров, начинаются и заканчиваются увольнениями работников или покупкой нового и продажей старого оборудования. В результате этого страдает производство, и все объясняется проблемами рынка и плохой работой отдела сбыта.

Также тяжело смириться отечественным HR-менеджерам с тем, что квалифицированные работники стоят денег и усилий по их удержанию. Начиная с построения эффективных (для предприятия и работника) систем оплаты труда, ориентированных на результативность и качество, заканчивая эргономичными подходами к организации рабочих мест для повышения производительности труда и действиями, направленными на улучшение социального климата на производстве.

Целый ряд этих проблем вызван тем, что в экономической системе и ее образовательных институтах на протяжении последних 10 лет не было предусмотрено понятия операционный менеджер.

На сегодняшний день планирование производства большинства российских предприятий происходит за счет опыта руководителей, а оперативный контроль выпуска продукции осуществляется посредством оперативных совещаний, требующих физического присутствия руководителей.

Был разработан проект организационных изменений, который позволит руководителям в любой момент времени знать стадию жизненного цикла продукта, прогнозировать окончательные сроки его сдачи, а также четко понимать, что и когда требуется сделать.

Реализация данного проекта должна помочь решить ряд проблем присущих нынешней системы планирования производства, в частности: обеспечить гибкость и оперативность системы, осуществлять оперативный контроль изготовления продукции, обеспечить ритмичную загрузку оборудования, планировать окончательные сроки выпуска продукции и необходимое число производственных работников.

Были разработаны следующие способы решения данных проблем:

·                   составление регламента планирования производства;

·                   внедрение современных методов планирования;

·                   модернизация программного обеспечения процесса контроля;

·                   обучение персонала;

·                   составление плана по номенклатуре продукции.

В основу системы планирования была положена модель децентрализованной системы производственного планирования деятельности предприятия. Это позволило выявить то, что верхний уровень системы планирования производства обладает большинством функций выбранной системы, а система оперативного планирования и контроля развиты слабо и зависят, в основном, от опыта, знаний и компетенций руководителей и специалистов.

На основе всего этого были разработаны мероприятия по совершенствованию системы планирования производства [7]. Первое мероприятие направлено на разработку или приобретение программы для оперативного планирования и контроля. Покупная программа способна обеспечить оперативность планирования и уменьшение нагрузки РСС, т.к. разработку сменного план-графика она производит автоматически, но дороговизна системы и продолжительные сроки внедрения (5-8 лет) заставляют посмотреть на альтернативный вариант, т.е. разработать программу своими силами. Исполнительная программа системы планирования должна оснащаться графиком Ганта, это повысит оперативность принятия решений. Конечно, необходимо провести обучение персонала, который будет задействован в работе с программой [8, 9].

На верхнем уровне планирования производства будут внесены изменения основанные на методе критических путей и внедрении сетевого графика.

При разработке мероприятий по реализации проекта были изучены ситуативные причины, способные вызвать реакции сопротивления персонала, и предложены механизмы минимизации данных реакций.

Экономический эффект проекта складывается из следующих составляющих: сокращение сверхурочных часов работы; сокращение сроков изготовления продукции за счет обеспечения эффективной загрузки оборудования [10].



Библиографический список


1. Смоляр М.Я. Программный бюджет: на пути к эффективному финансовому менеджменту // Финансы. 2010. № 11. С. 71-72.

2. Гаврилова Е.А., Митина Н.Н. Информационные технологии в управлении бизнес-процессами // Экономинфо. 2008. № 9. С. 68-71.

3. Шутилин Е.Ю., Атымтаева Л.Б. Оптимизация разработки программного обеспечения на основе методики "канбан" // Программная инженерия. 2010. № 2. С. 22-24.

4.Дамбовская А. Стратегия кайдзен в управлении качеством трудовой жизни персонала организаций // Кадровик. 2011. № 10. С. 150-155.

5. Шмелева А.Н. К вопросу об оценке операционной эффективности управления предприятием при внедрении смк по стандартам ISO 9000 //Менеджмент качества. 2009. № 3. С. 202-221.

6. Яницкая Т.С. ISO 9000, как инструмент организационных изменений // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2009. № 1. С. 100-105.

7. Полтерович В. Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации // Вопросы экономики. 2009. № 6. С. 4-23.

8. Зайцев Д.А. ERP-системы. Обзор российского и зарубежного рынка / Д.А. Зайцев, С.А. Борисов, О.Н. Клименко // Российский студент – гражданин, личность, исследователь. Материалы региональной студенческой научно-практической конференции, Н. Новгород, 2010. С. 214.

9. 8. Зайцев Д.А. Риски при внедрении ERP-систем / Д.А. Зайцев, С.А. Борисов, А.Ф. Плеханова, К.И. Колесов // Актуальные аспекты экономики, менеджмента и инноваций: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции; НГТУ им. Р. Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2010. С. 318-321.

10. Суворов Н.В., Сопилко Н.Ю., Лисицкая С.М., Герасименко В.А. От экологического фактора к экономическому эффекту // Твердые бытовые отходы. 2008. № 9. С. 40-43.


References


1. Smoljar M.Ja. Programmnyj bjudzhet: na puti k jeffektivnomu finansovomu menedzhmentu // Finansy. 2010. № 11. S. 71-72.

2. Gavrilova E.A., Mitina N.N. Informacionnye tehnologii v upravlenii biznes-processami // Jekonominfo. 2008. № 9. S. 68-71.

3. Shutilin E.Ju., Atymtaeva L.B. Optimizacija razrabotki programmnogo obespechenija na osnove metodiki "kanban" // Programmnaja inzhenerija. 2010. № 2. S. 22-24.

4.Dambovskaja A. Strategija kajdzen v upravlenii kachestvom trudovoj zhizni personala organizacij // Kadrovik. 2011. № 10. S. 150-155.

5. Shmeleva A.N. K voprosu ob ocenke operacionnoj jeffektivnosti upravlenija predprijatiem pri vnedrenii smk po standartam ISO 9000 //Menedzhment kachestva. 2009. № 3. S. 202-221.

6. Janickaja T.S. ISO 9000, kak instrument organizacionnyh izmenenij // Problemy mashinostroenija i avtomatizacii. 2009. № 1. S. 100-105.

7. Polterovich V. Gipoteza ob innovacionnoj pauze i strategija modernizacii // Voprosy jekonomiki. 2009. № 6. S. 4-23.

8. Zajcev D.A. ERP-sistemy. Obzor rossijskogo i zarubezhnogo rynka / D.A. Zajcev, S.A. Borisov, O.N. Klimenko // Rossijskij student – grazhdanin, lichnost', issledovatel'. Materialy regional'noj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, N. Novgorod, 2010. S. 214.

9. Zajcev D.A. Riski pri vnedrenii ERP-sistem / D.A. Zajcev, S.A. Borisov, A.F. Plehanova, K.I. Kolesov // Aktual'nye aspekty jekonomiki, menedzhmenta i innovacij: Tezisy dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; NGTU im. R. E. Alekseeva. – N. Novgorod, 2010. S. 318-321.

10. Suvorov N.V., Sopilko N.Ju., Lisickaja S.M., Gerasimenko V.A. Ot jekologicheskogo faktora k jekonomicheskomu jeffektu // Tverdye bytovye othody. 2008. № 9. S. 40-43.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления