На сегодняшний день основное внимание уделяется финансовой и маркетинговой составляющим менеджмента [1]. Операционному уровню эффективной организации производства пока уделяется очень мало внимания или не уделяется вовсе. На зарубежных же производственных предприятиях развитие операционной системы традиционно рассматривается как важнейшая функция управления компанией.
В Германии, которая, по сути, является «двигателем» европейской индустрии, именно подготовка работ, анализ и организация бизнес-процессов [2] стали основой для построения современного производства, ориентированного на высокое качество и быстрое осуществление заказов. Немецкое качество, скорость обработки и осуществления заказов являются результатом полувековой практики оптимизации производства на базе эффективной системы управления данными.
Японская традиция эффективного управления компанией также базируется на применение комплексного инструментария по управлению временем, данными и процессами при соблюдении высочайшего японского качества. Японская практика управления [3, 4] дала современному менеджменту целый ряд неординарных методик, таких как: KANBAN, KAIZEN и др.
Первыми на оптимизацию производственных процессов обращают внимание компании с западным стилем менеджмента. Они пытаются наложить эффективную производственную систему материнской компании на российскую действительность, что сделать весьма непросто.
У отечественных предприятий, которые затевают определенные преобразования в операционной стратегии, есть первая и совершенно конкретная цель – приближение к мировым стандартам, что создает возможность работы с западными партнерами.
Операционные преобразования производственных систем российских предприятий продиктованы необходимостью [5]:
прохождения сертификации ISO 9000;
высвобождения оборотных средств, замораживающихся неэффективно организованными производственными и логистическими процессами;
повышения конкурентоспособности выпускаемых продуктов
реакции на подорожание сырьевых и квалифицированных трудовых ресурсов.
Но если присмотреться внимательно к тому, что, как и для чего используется, то невольно возникает вопрос о результативности применения этих инструментов.
Сертификация качества ISO 9000 в ряде случаев оказывается лишь формальностью и все блага, которые она должна нести, не реализуются (построенные, прописанные и визуализированные процессы игнорируются, спецификациями и должностными инструкциями не пользуются) [6].
Организационные действия, касающиеся уменьшения затрат и себестоимости продукции чаще всего похожи на тушение пожаров, начинаются и заканчиваются увольнениями работников или покупкой нового и продажей старого оборудования. В результате этого страдает производство, и все объясняется проблемами рынка и плохой работой отдела сбыта.
Также тяжело смириться отечественным HR-менеджерам с тем, что квалифицированные работники стоят денег и усилий по их удержанию. Начиная с построения эффективных (для предприятия и работника) систем оплаты труда, ориентированных на результативность и качество, заканчивая эргономичными подходами к организации рабочих мест для повышения производительности труда и действиями, направленными на улучшение социального климата на производстве.
Целый ряд этих проблем вызван тем, что в экономической системе и ее образовательных институтах на протяжении последних 10 лет не было предусмотрено понятия операционный менеджер.
На сегодняшний день планирование производства большинства российских предприятий происходит за счет опыта руководителей, а оперативный контроль выпуска продукции осуществляется посредством оперативных совещаний, требующих физического присутствия руководителей.
Был разработан проект организационных изменений, который позволит руководителям в любой момент времени знать стадию жизненного цикла продукта, прогнозировать окончательные сроки его сдачи, а также четко понимать, что и когда требуется сделать.
Реализация данного проекта должна помочь решить ряд проблем присущих нынешней системы планирования производства, в частности: обеспечить гибкость и оперативность системы, осуществлять оперативный контроль изготовления продукции, обеспечить ритмичную загрузку оборудования, планировать окончательные сроки выпуска продукции и необходимое число производственных работников.
Были разработаны следующие способы решения данных проблем:
· составление регламента планирования производства;
· внедрение современных методов планирования;
· модернизация программного обеспечения процесса контроля;
· обучение персонала;
· составление плана по номенклатуре продукции.
В основу системы планирования была положена модель децентрализованной системы производственного планирования деятельности предприятия. Это позволило выявить то, что верхний уровень системы планирования производства обладает большинством функций выбранной системы, а система оперативного планирования и контроля развиты слабо и зависят, в основном, от опыта, знаний и компетенций руководителей и специалистов.
На основе всего этого были разработаны мероприятия по совершенствованию системы планирования производства [7]. Первое мероприятие направлено на разработку или приобретение программы для оперативного планирования и контроля. Покупная программа способна обеспечить оперативность планирования и уменьшение нагрузки РСС, т.к. разработку сменного план-графика она производит автоматически, но дороговизна системы и продолжительные сроки внедрения (5-8 лет) заставляют посмотреть на альтернативный вариант, т.е. разработать программу своими силами. Исполнительная программа системы планирования должна оснащаться графиком Ганта, это повысит оперативность принятия решений. Конечно, необходимо провести обучение персонала, который будет задействован в работе с программой [8, 9].
На верхнем уровне планирования производства будут внесены изменения основанные на методе критических путей и внедрении сетевого графика.
При разработке мероприятий по реализации проекта были изучены ситуативные причины, способные вызвать реакции сопротивления персонала, и предложены механизмы минимизации данных реакций.
Экономический эффект проекта складывается из следующих составляющих: сокращение сверхурочных часов работы; сокращение сроков изготовления продукции за счет обеспечения эффективной загрузки оборудования [10].
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления