Введение
Быстрыми темпами развивается в последние десятилетия спорт и физическая культура, превратившись в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий, что с позиции бизнеса является перспективным объектом инвестирования. Физическая культура и спорт в современном обществе являются важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствования технического и инновационного подхода к проведению и организации спортивных мероприятий и строительства спортивных сооружений, способом обустройства инфраструктуры вокруг спортивных объектов. Последнее, по мнению Солнцева И.В. [16], является драйвером развития предпринимательства в целом ряде отраслей.
За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций. В настоящее время наиболее эффективный метод финансирования развития данной отрасли основывается на государственно-частном партнерстве, что способствует сокращению расходов со стороны государства и поступлению налоговых поступлений в бюджет со стороны предпринимательского сектора. Данное партнерство в социальном плане способствует развитию и модернизации отрасли, оздоровлению населения, а также созданию новых рабочих мест.
Материал и методы
В статье применяется сравнительный анализ методик расчета прогноза объема финансирования за счет внебюджетных средств- метод наименьших квадратов (МНК), а также метод экспоненциального сглаживания [13, 18]. Первый подход заключается в минимизации суммы квадратных отклонений между наблюдаемыми и расчетными величинами и основывается на уравнении регрессии. Однако возрастает необходимость расчета среднего отклонения, так как если отклонение составляет 20-50%, то точность расчетов удовлетворительна. Аналогичная закономерность в выявлении точности прослеживается и во втором методе расчета прогноза объема инвестиций, однако метод экспоненциального сглаживания наиболее эффективен при разработке среднесрочных прогнозов на один период за счет использования обратной связи, то есть новые прогнозы скорректированы на основе учета ошибок (отклонений) в предшествующих прогнозах.
Результаты и обсуждение
Положительное воздействие физической культуры и спорта на экономическую систему любого государства объясняется развитием данной индустрии как обширной отрасли предпринимательской деятельности. При этом первоочередная цель инвестиций, направляемых в развитие спортивных инфраструктуры, все же заключается в обеспечении возможностей и повышении уровня доступности населения к массовому занятию спорту и физической культурой [4, 6, 7, 17]. К тому же популяризация спорта несет важную социальную роль – это и пропаганда здорового образа жизни, являясь фактором, позволяющим сократить потребления алкоголя, наркотиков и курения, особенно среди молодежи [5, 20, 21], и обеспечении общности и единства в многонациональной стране [3, 12, 15, 19]. Поэтому факт роста объемов инвестиций в 2011-2016 гг. нами оценивается как исключительно положительный фактор. К тому же это осуществляется на фоне интенсивного увеличения государственных расходов в развитие спортивной инфраструктуры и проведение массовых спортивных мероприятий (таблица 1).
Таблица 1 –Структура и динамика бюджетных и внебюджетных поступлений на развитие физической культуры и спорта 2011-2016 гг.
Года |
Получено из внебюджетных источников, млн. руб. |
Всего израсходовано на развитие физической культуры и спорта, млн. руб. |
Доля инвестиций, % |
|
2011 |
20 178 |
206 489 |
9,77 |
|
2012 |
29 394 |
277 389 |
10,60 |
|
2013 |
41 173 |
292 006 |
14,10 |
|
2014 |
47 112 |
380 130 |
12,39 |
|
2015 |
71 591 |
421 603 |
16,98 |
|
2016 |
64 641 |
358 792 |
18,02 |
|
Темп прироста 2016 к 2011, % |
220,34 |
73,76 |
- |
Источник: данные представлены Министерством спорта РФ [9]
В структуре расходов, идущих на развитие физической культуры и спорта, доля внебюджетных поступлений растет - в 2016 г. по сравнению с 2011 г. объем инвестиций увеличился на 220,34%. Данные средства оказывают значительную поддержку государственному финансированию отрасли, так как имеется значительная экономическая полезность, получаемая государством, которую согласно ряду исследований следует рассматривать отдельными аспектами. Во-первых, активно увеличивается число множество спортивных, физкультурных и туристических организаций всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе, увеличивая налоговые поступления в бюджеты всех уровней [16]. Во-вторых, развитие бизнес-процессов в спорте способствует также привлечению частного капитала и в государственные проекты, что позволяет снизить нагрузку на бюджет в потребности финансирования разнообразных физкультурно-спортивных программ федерального и местного уровней [8]. В-третьих, реализация крупных инфраструктурных проектов создает новые рабочие места и активизирует бизнес-процессы в регионах [2]. Строительство различных стадионов, спортивных арен влечет за собой не только обеспечение рабочих мест как во время строительства, так и при дальнейшем функционировании, но и способствует масштабному развитию инфраструктуры региона и города, расширению и улучшению дорог, строительству новых предприятий бытового обслуживания, гостиниц и отелей, торговых развлекательных центров, тем самым положительно влияют на создание условий для улучшения показателей экономики [14, 22].
Исходя из того, что сейчас активно развивается государственно-частное партнерство, то это обеспечивает также проникновение и развитие инноваций в спорте. Ярким примером может стать, прошедшая Олимпиада в Сочи в 2014 году, так как специально был изобретен новый уникальный искусственный снег, который не тает даже при +19 градусах, а для системы искусственного "оснежения" протянули километры трубопровода. Сочи является ярким примером изменения города, за счет привлечения инвестиций, развития спортивной инфраструктуры, а именно появления объектов, отличающихся современной и сложной системой спортивных сооружений, а именно: стадион "Фишт", ледовый дворец "Большой", дворец зимнего спорта "Айсберг», горнолыжный центр "Роза Хутор". Строительство данных объектов, способствовало развитию физической культуры и спорта, а также привело к вливанию внебюджетных средств, направленных на дальнейшее развитие региона, основанное на притоке туристов (большой популярностью пользуется первый в России горнолыжный курорт «Роза Хутор» [1]). Всего на строительство и возведение различного роста спортивных объектов, а также развитие инфраструктуры города было финансировано из бюджета 99 миллиардов рублей и 144 миллиарда рублей были получены за счет инвестиций. Таким образом, инвестиции стали движущей силой развития спорта и физической культуры, спортивной инфраструктуры, а также создание дополнительных рабочих мест в регионе.
Другой международный крупный проект, который проходит в нашей стране и является объектом значительных инвестиций, чемпионата мира по футболу в 2018 году. Так, в его преддверии активно ведется строительство различных стадионов: успешно введены в эксплуатацию стадионы футбольных клубов Спартак, ЦСКА, Краснодар, «Казань Арена», в Сочи – «Фишт» и даже многострадальный стадион на Крестовском острове в Петербурге. Данные проекты позволяет активизировать экономические процессы за счет прямых инвестиций в развитие спортивной инфраструктуры: формируется спрос на применение высокотехнологиченой спецтехник; повышается обоснованность использования высококвалифицированных работников широкого перечня промышленных специальностей, относящихся к высокопроизводительному сектору экономики; обеспечивается рост занятости населения за счет потребности в рабочих руках. Среди минусов крупномасштабных инфраструктурных проектов, следует выделить то, что потоки инвестиций локализованы преимущественно в больших городах и индустриальных центрах, в то время как на периферии ситуация с внебюджетным финансированием в данной сфере значительно затруднена, а реализация спортивных проектов протекает преимущественно за счет средств бюджетов разных уровней. Это, согласно исследованию Мифтахова М.Р. [11], приводит к неравномерному размещению в различных районах не только страны, но даже отдельных регионов, что не способствует активному вовлечению населения в занятия физической культурой и спортом. Это особенно важно с точки зрения обеспечения массовости занятий физической культурой и спортом по месту жительства, работы, учебы, а также является одной из мер по улучшению демографической ситуации.
Тем не менее, инвестиции в спортивную инфраструктуру, являются сильным катализатором, активизирующим развитие не только спортивной индустрии, но приводят к увеличению занятости населения, росту частного сектора экономики, внедрению и разработке новых технологий. К тому же это опыт для организации и осуществления масштабных проектов (Универсиада в Казани в 2013г., Олимпиада в Сочи в 2014 г., Чемпионат мира по футболу в 2018 г.), позволяющий выявить эффективных менеджеров и функционеров, которых так не хватает в нашей стране и которых можно привлекать для решения новых экономических проектов. Опыт уже проведенных мероприятий позволит в будущем избежать таких проблем как непродуманной концепция использования объектов после мероприятия, нетранспарентность в распределении архитектурных и строительных подрядов, откаты, коррупция, порядковый рост стоимости объектов [10].
Однако внебюджетное финансирование направлено не только на строительство и реконструкцию спортивных сооружений, но также и на развитее спортивной инфраструктуры, сервиса и так далее. Современная спортивная индустрия включает в себя инвестиции в теле- и радиотрансляции матчей, различных соревнований, популярность которой растет с развитием теле и видеотехники (Матч! Боец, КХЛ ТВ, Наш футбол, ViasatSport). Однако низкая технология съемки, неудовлетворительная организационная работа операторов и режиссера при прямых трансляциях отечественных спортивных каналов тормозит отдачу прибыли с просмотров, и составляет низкую конкуренцию зарубежным каналам, которые ведут многоподходную и организованную съемку спортивных событий (Sport Klub, Fox Sports News, BT Sport, Sky Sports).
Еще одним направлением инвестиций является обустройство мест отдыха возле спортивных объектов. В качестве примера – открытие спортивного кафе, где будут в реальном времени транслироваться спортивные телеканалы. При этом необходимо создать качественный сервис и высокое обслуживание посетителей, так как цель инвестиций, это не только размещение капитала, но и получение прибыли, а при низком уровне работы таких заведений, нельзя привлечь достаточное количество посетителей, и, как следствие, достаточного объема привлеченных средств в российский спорт. Весомой нишей внебюджетного финансирования спорта и физической культуры является развитие производства по выпуску спортивного снаряжения, аксессуаров, а также спортивной одежды, обуви, инвентаря, тренажёров.
Оценивая объем инвестиции, финансирующий следующие направления: проведение спортивных мероприятий, приобретение спортивного оборудования и инвентаря, капитальный ремонт спортсооружений, а также реконструкция и строительство спортивной инфраструктуры, на ее содержание, поступающих от частных компаний за 2011-2016 года, очень важно разработать план расходов по данным направлениям на будущий год (Таблица 2).
Таблица 2 - Сравнительный прогноз инвестиций в развитие физической культуры и спорта 2017 г.
годы |
Объем инвестиций (факт), млн руб. |
МНК (расчетный), млн, руб. |
Экспоненциальное сглаживание (расчетный), млн. руб. |
2011 |
20178,6 |
62009,88 |
- |
2012 |
29394,2 |
55478,73 |
38395,33 |
2013 |
41173,5 |
48947,59 |
35823,58 |
2014 |
47112,8 |
42416,44 |
37352,13 |
2015 |
71591,8 |
35885,30 |
40140,89 |
2016 |
64641,2 |
29354,16 |
49126,86 |
Прогноз 2017 |
22823,01 |
53559,53 |
|
Среднее отклонение, % |
-33,42 |
-6,59 |
Источник: данные представлены Министерством спорта РФ [9]
В соответствии с результатами таблицы 2, можно сделать вывод о неоднородности подходов, однако наименьшее отклонение в прогнозе объема инвестиций обеспечивается методом экспоненциального сглаживания (6,59%), так как МНК используют для создания точного прогноза на более короткие периоды времени, о чем свидетельствует высокое значение (33,42%) отклонения фактического объема финансирования от расчетного.
Потенциально объем внебюджетного финансирования по различным направлениям может достигать в 2017 году 53559 млн. руб., что меньше чем в предыдущем периоде, но больше среднего объема инвестиций за период 2011-2016 года. Данное снижение может быть связано с ростом конкуренции в сфере физической культуры и спорта, а также с уменьшением числа рентабельных проектов, основная масса которых активно возводилась в период проведения Олимпийских игр в 2014 году. К этому следует добавить еще нереализованные значимые проекты как реконструкция олимпийского комплекса «Лужники», реконструкция Центрального стадиона «Динамо» и ряд региональных проектов футбольных стадионов и сопутствующей логистической и коммунальной инфраструктуры. Еще одна причина такого значительного снижения в изучаемом периоде вызвана сомнительной эффективностью реализации целого ряда направлений использования инвестиционных средств государства, что мешает развитию спорта и физической культуры и приносит экономический убыток.
Выводы
Роль частных инвестиций в развитие спортивной инфраструктуры, профессионального спорта и физической культуры в нашей стране постоянно растет, что позволяет не только вовлечь больше людей в систему массового оздоровления, но и сократить нагрузку на бюджет. В результате, это привело к организации государственного-частного партнерства, что позволяет увеличить размеры налоговых поступлений от активизации бизнес-процессов во многих отраслях экономики, помимо непосредственно спорта. Однако реализация инфраструктурных проектов и сопутствующие им процессы активизированы в узком количестве городов, в основном крупных. Поэтому очень важно для социальной политики выделять инвестиционные ресурсы для осуществления подобных прорывных проектов и на периферийных территориях (яркими и относительно успешными примерами являются Сочи и Казань). В остальном же в стране явно ощущается нехватка спортивных сооружений, что сказывается как на и на социальных факторах, так и на потенциале их эффективного коммерческого эксплуатирования.
Проблемой инвестиционной привлекательности различных спортивных проектов также является отсталость систем теле- и аудио трансляций, низкое качество обслуживания как теле- так и реальных болельщиков, что приводит к снижению интереса контактной аудитории, и как следствие это приводит к уменьшению прибыли для коммерческих организациях и малоэффективности частных инвестиций в данный бизнес. Поэтому в России следует перенимать опыт зарубежных компаний в сфере управления и организации частного бизнеса, чтобы способствовать получению достаточно рентабельного бизнеса в спортивной сфере, который будет мотивировать инвесторов направлять инвестиционные ресурсы в подобные проекты, приносящие кроме экономического еще и значительный социальный эффект.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления