Введение
Самым популярным видом массового спорта в Российской Федерации, как и в мире, является футбол. На долю граждан, занимающихся этим видом спорта, приходится более 40% от общей численности занимающихся [1]. В силу природно-климатических особенностей Российской Федерации занятия футболом не могут проводиться круглогодично на открытом пространстве, а также не представляется возможным выращивание качественных природных газонов, необходимых для тренировок спортсменов на футбольных полях. Слабая подготовка российских футболистов, выражающаяся частыми провалами на международных соревнованиях, дискриминирующее поведение известных российских футболистов, завышенные размеры заработных плат и премий звезд российского футбола, в последние годы стали вызывать все больше недовольства среди граждан страны. Возникают вопросы об исключительности и таланте нынешних футболистов, которые с каждым годом все больше разочаровывают болельщиков, порождая здоровую необходимость в поиске талантливых детей и подростков, которые смогут сформировать конкурентный рынок среди футболистов, и создании условий для тренировки нового поколения профессиональных спортсменов в футболе.
Однако для подготовки молодых спортсменов в конкурентных на международной арене спортсменов должна быть доступная материальная база для тренировок – оборудованные открытые стадионы с газонным покрытием, закрытые футбольные манежи для тренировок в холодное время года, спортинвентарь и штат квалифицированных тренеров. Доступность футбольных объектов важная также и для широких масс населения, занимающихся любительским футболом, поскольку использование футбольных стадионов и манежей с искусственным покрытием частными лицами может приносить дополнительный доход в развитие футбола и способствовать не столько выявлению молодых талантов, а сколько созданию условий развития массового спорта и дополнительного вовлечения молодежи по примеру родителей.
Материал и методы
В статье использовались методы сбора данных, статистического наблюдения, табличный метод, ряды динамики, метод сравнительного анализа [2] для обработки статистической информации, представленной Министерством спорта Российской Федерации [3].
Результаты и обсуждение
Проблема развития футбола в России стали уделять повышенное внимание еще до окончания первого десятилетия нового века. По мнению Узнародова Д.И. [4], в современном российском футболе наблюдается определенный кризис, который является следствием проблем в развитии детско-юношеского футбола и неразвитостью соответствующей инфраструктуры для подготовки профессиональных футболистов. О проблемах в развитии современного футбола также пишут и другие авторы [5, 6, 7]. О необходимости развития детско-юношеского футбола пишет Болдырев А.А. [8]. Отмечается неразвитость России, по сравнению с другими развитыми странами, и говорится о необходимости инвестирования в детский футбол с целью оздоровления населения и снижения уровня подростковой преступности [9].
Крупные события в мире футбола, такие как, Кубок конфедерации [10] и предстоящий Чемпионат мира по футболу 2018 г., определяются как факторы развития туристических направлений внутреннего и событийного туризма в России [11, 12]. Крупные спортивные события выступают катализаторами к ускоренному развитию спортивной инфраструктуры, которая на региональных уровнях требует значительных реконструкций [13, 14], а также строительство спортивных объектов требует немало затрат [15], возлагающихся на экономику страны, сопрягаясь с проблемой дальнейшего эффективного использования спортивных объектов по завершении соревнований [16].
Недостаточность финансирования спортивной сферы по настоящий момент остается актуальной проблемой [17, 18], что связано с запущенностью состояния старых спортивных объектов, частыми кризисными ситуациями в экономике, заставляющими снижать финансовые потоки на развитие спорта, а также возрастающим спросом на объекты спорта на фоне роста популярности физической культуры и спорта в России.
В соответствии с нормативно-правовым обеспечением, была утверждена подпрограмма «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 гг.» [19] в рамках стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года и концепцией новой Стратегии развития футбола в Российской Федерации до 2020 года. Ввиду высокой дифференциации в обеспечении спортивными объектами регионов России [20], необходимо было выровнять сложившуюся ситуацию и обустроить наиболее благоприятные для дальнейшего использования спортивных объектов территории современными стадионами, открытыми площадками и закрытыми манежами для футбольных тренировок. Одним из направлений подпрограммы была закупка искусственных покрытий для футбольных полей.
Источник: данные предоставлены Министерством спорта РФ [3]
Рисунок 1 – Объем средств Федерального бюджета финансирования на приобретение искусственных футбольных покрытий в 2009-2015 гг.
Всего на приобретение искусственных футбольных покрытий из Федерального бюджета в рамках подпрограммы было выделено 2,7 млрд. руб. (рисунок 1). Максимальный объем средств пришелся на Центральный федеральный округ; солидные суммы были получены Сибирским и Приволжским федеральными округами. Минимальный объем средств пришелся на Уральский федеральный округ (Крымский федеральный округ в 2015 г. вошедший в состав Южного федерального округа), также слабое финансирование было получено Дальневосточным федеральным округом. Такое распределение средств говорит о том, что основные инвестиции на закупку искусственных покрытий для футбольных полей были распределены по наиболее густонаселенным территориям, чтобы увеличить эффективность от их использования.
В разрезе субъектов Федерации финансирование оснащения объектов подготовки футболистов искусственными покрытиями можно разделить на 10 групп (таблица 1). Максимальное финансирование в размере 75,9 млн. руб. направили в Кабардино-балкарскую республику и Краснодарский край. Во второй группе расположились динамично развивающиеся регионы центральной и южной России и республика Дагестан. Далее стоит отметить, что по убывающей происходило финансирование Урала, Западной Сибири и ряда регионов Центральной и Южной России.
Таблица 1 –Финансирование приобретения искусственных футбольных покрытий по группам областей РФ в 2009-2015 гг., млн. руб.
Группы |
Области / республики / края |
1 группа 75,9 млн. руб. |
Кабардино-балкарская республика, Краснодарский край |
2 группа 67,4-67,5 млн. руб. |
Белгородская область, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Ставропольский край, Тверская область |
3 группа 58,9-59,0 млн. руб. |
Алтайский край, Воронежская область, Московская область, Новосибирская область, Ростовская область, Тульская область |
4 группа 50,6-5-50,6 млн. руб. |
Забайкальский край, Пермский край, Республика Карелия, Республика Северная Осетия-Алания, Удмуртская область, Карачаево-Черкесская республика, Чувашская республика |
5 группа 42,1-42,2 млн. руб. |
Астраханская область, Волгоградская область, Кемеровская область, Костромская область, Красноярский край, Омская область, Республика Ингушетия, Республика Мордовия, Тамбовская область, Ивановская область, Мурманская область, Республика Адыгея, Республика Хакасия Челябинская область |
6 группа 33,7 млн. руб. |
Брянская область, Иркутская область, Калужская область, Липецкая область, Республика Тыва, Рязанская область, Саратовская область, Свердловская область |
7 группа 25,3-25,4 млн. руб. |
Республика Бурятия, Амурская область, Владимирская область, г. Москва, Курганская область, Курская область, Оренбургская область, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Смоленская область, Томская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Чеченская республика, Ярославская область |
8 группа 21,9 млн. руб. |
г. Севастополь, Республика Крым |
9 группа 16,8-16,9 млн. руб. |
Вологодская область, Кировская область, Ленинградская область, Псковская область, Республика Коми, Республика Коми, Сахалинская область, Тюменская область, Приморский край, Самарская область |
10 группа 8,4-8,5 млн. руб. |
Нижегородская область, Новгородская область, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Архангельская область, Еврейская АО, Калининградская область, Камчатский край, Магаданская область, Орловская область |
Источник: данные предоставлены Министерством спорта РФ [3]
Город Федерального значения Москва получил столько же средств, сколько и 15 других субъектов Федерации, в т.ч. Курская область. Отдельная категория – республика Крым и г. Севастополь, районы Севера получили и слаборазвитые республики России получили от 8,5 до 16,9 млн. руб. Единственной областью Центральной России, получившей минимальное количество средств оказалась Орловская область.
Выводы
Популяризация футбола путем создания благоприятных условий для тренировок и доступности, как физической, так и финансовой, тренировочных баз и квалифицированных тренеров при устойчивой финансовой поддержке государства – главный фактор успешного развития этого вида спорта. Государство посредством реализованной подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 гг.» смогло улучшить тренировочные условия для молодых футболистов – потенциальных профессионалов, с помощью обустройства футбольных стадионов с искусственным покрытием. Крупнейшими современными объектами футбольной подготовки стали: учебно-тренировочный центр по подготовке национальных юношеских и молодежных сборных команд по футболу в г. Бронницы, Московская область, крытые футбольные манежи в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге, Томске, Тамбове, Саранске и Перми. Безусловно, необходимо в дальнейшем поддерживать развитие детско-юношеского футбола, оснащать футбольные объекты, способствовать поиску талантливых спортсменов путем применения системы грантов, и привлечения частных инвестиций в развитие футбола.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления