Введение
Здравоохранение является приоритетным направлением развития РФ, так как улучшение качества медицинских услуг влечет за собой снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, а также повышение уровня здоровья населения. Совершенствование данной отрасли за счет внедрения новых технологий лечения и диагностики заболеваний, а также строительства новых широкопрофильных медицинских центров, требует больших капиталовложений со стороны государства. Для снижения финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней Правительство РФ прибегает к использованию механизма государственно-частного партнерства. В концепции развития Российской Федерации до 2020 года особое внимание уделяется взаимодействию государства, частных компаний и общества как особых субъектов социально-экономических отношений.
Однако, группа ученых [1, 2] отмечает ряд факторов, сдерживающих развитие данного направления ГЧП. Во-первых, выделяют недостатки в нормативно-правовой базе, так как до вступления в силу закона о государственно частном партнерстве в 2016 году, все вопросы между государственным и частным секторами решались через Правительства регионов, что в значительной мере замедляло процесс [3]. Однако и после принятия данного закона, остается множество нерешенных вопросов, касающихся распределения ответственности, рисков между государством и частными компаниями, а также использование инвестиций в организациях с разной формой собственности.
Во-вторых, существуют высокие риски как для государства, так и для частных компаний. Для последних необходимы гарантии со стороны государства в сохранности и прибыльности проектов здравоохранения. В свою очередь, для государства всегда сохраняется риск потери инвесторов и, соответственно, вложенного ими финансового капитала. В-третьих, недостаток квалифицированного управляющего персонала [4]. Зачастую управляющим в медицинском учреждении является главный врач, у которого нет экономического образования, а самое важное, что не имеется навыков и глубокого понимания использования нетривиальных финансовых инструментов. Поэтому необходим менеджер, который бы эффективно наладил работу внутри организации, а также был связующим звеном между партнерами.
Не смотря на ряд сдерживающих факторов, развитие государственно-частного партнерства является перспективным направлением в сфере здравоохранения в России.
Материалы и методы. Исследование осуществлялось на основе монографического метода анализа использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, а также выявления тенденций и проблем развития модернизации отрасли.
Основные результаты исследования. Изменение нозологической структуры заболеваемости, изношенность инфраструктуры, появление новых методов диагностики и лечения повлияли на решение использовать средств частного бизнеса для развития отрасли. Так, в РФ целью ГЧП является развитие инфраструктуры учреждений здравоохранения, увеличение объемов финансирования оказания медицинской помощи населению, повышение ее доступности и качества. С помощью использования данного механизма можно добиться уменьшения нагрузки на врачебный персонал, а также снижения кадрового дефицита и обеспечения медицинских организаций современным оборудованием [5, 6, 7].
Существует несколько моделей применения механизма государственного-частного партнерства [8, 9]. Традиционная модель заключается в том, что частные фирмы строят, реконструируют или обновляют техническую базу медицинского учреждения, которая находится в их распоряжении муниципалитета или государства. Данная модель активно применялась в период стабильного экономического развития (например, на территории Москвы [10, 11]). Для правительства выгодно было такое партнерства, так как происходило обновление социальной инфраструктуры. Частные компании не несут эксплуатационных затрат и имеют возможность вернуть вложенные средства, а также повысить улучшить свой имидж.
Однако на сегодняшний день традиционную модель вытесняет концессионная модель государственно-частного партнерства. Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами такого соглашения могут быть «объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения». Организационной особенностью концессионной модели в здравоохранении является необходимость осуществления одним концессионером двух видов деятельности: развитие инфраструктуры и оказание медицинских услуг населению с соблюдением законодательно гарантированного минимума [13, 14]. Примером данной модели является строительство лечебно-реабилитационного центра на территории Санкт-Петербурга ГБУЗ №40 в 2014 году. Стоимость проекта около 5 млрд. рублей, но на протяжении 13 лет частным инвесторам будут поступать средства от ГБУЗ №40 за эксплуатацию и техническое обслуживание. Также в Санкт-Петербурге с помощью механизма ГЧП был построен перинатальный центр с объемом инвестиций 5,16 млрд. рублей на срок более 18 лет. Частная компания получает средства за счет поступлений средств ОМС, ДМС, а также 15%, полученные от оказания платных медицинских услуг.
Еще одним примером концессионного соглашения является договор на реконструкцию больницы № 63 в Москве на сумму 5,5 млрд. рублей. Срок концессии составил 49 лет, а частный партнер получает доход в размере 30% от средств ОМС, а также за счет оказания платных медицинских услуг. Негативной стороной данных соглашений является их длительность, так как за период эксплуатации данных медицинских объектов происходит моральное и физическое устаревание не только самого сооружения, но и технической базы [15]. Однако полностью передать право владения и пользования медицинских объектов в руки частного сектора невозможно, так как это будет представлять собой опасность для имеющейся дифференциации финансово-платежных слоев населения.
Строительство новых медицинских объектов, реконструкция имеющихся медицинских сооружений, обновление технической базы, а также использование более квалифицированных кадров развивается пока только в наиболее привлекательных направлениях для частного бизнеса, а именно родовспоможение, высокотехнологическая медицинская помощь, гемодиализ, а также диагностика и восстановительное лечение. В данных областях государственно-частное партнерство предполагает обеспечение высококачественными ресурсами и экономически эффективным их использованием для удовлетворения потребностей потребителей и поставщиков различных видов медицинской помощи [16, 17, 18].
Модернизация отечественного здравоохранения и внедрение ресурсосберегающих технологий, а также развитие новых организационно-правовых форм медицинских организаций представляют совершенствование сферы здравоохранений при условии инновационного развития [19]. Выполнение данного условия возможно при формировании новых медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения с учетом обоснования объемов их реализации, алгоритмов внедрения и контроля за их применением. Также инновационное направление развития требует внедрения технологий, обладающих практической значимостью и конкурентоспособностью, что позволит вывести развитие здравоохранения РФ на новый уровень [20]. На данный момент переоснащение материально-технической базы повсеместно на территории субъектов РФ становится возможным только с использованием привлеченных частных средств, то есть реализации механизма государственно-частного партнерства.
Заключение
Недостаточное финансирование, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения, отсутствие современных информационных технологий в больницах, моральное устаревание медицинской техники, отсутствие в медицинских учреждениях квалифицированных управленцев – это ряд проблем, которые возникают в здравоохранении в РФ. Для решения обозначенных проблем прибегают к механизму государственно-частного партнерства. Заинтересованность в использовании данного направления представляет выгоду как для государства, так и для частного бизнеса. Для последнего преимущества заключаются в строительстве социально значимых объектов, а также возможность извлечения прибыли. Для государственных органов заинтересованность в применении партнерства выражается в возможности развития региона и отрасли, привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в сферу здравоохранения.
Преимуществами применения ГЧП в здравоохранении являются модернизация государственных медицинских учреждений, повышение качества медицинских услуг населению, оказанных государственными учреждениями, успешная реализация крупных инфраструктурных проектов.
Необходимость привлечения в медицину крупных частных инвесторов вполне очевидна. Государственно-частное партнерство является одним из основных инструментов достижения стабильного развития российского здравоохранения, повышения качества и доступности медицинской помощи.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления