Введение
Переход к рыночным отношениям способствовал появлению новых условий функционирования высших образовательных учреждений, которые определяются изменением количества вузов, влиянием демографической ситуации, недостаточным бюджетным финансированием и, как результат, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг. В связи с этим возникает задача поиска источников устойчивого развития и обеспечение конкурентоспособности образовательных учреждений. Возрастает и роль преподавателя, что влечет за собой повышение требований к уровню его профессиональной деятельности.
Материалы и методы
Многими авторами отмечается важность повышения конкурентоспособности образовательных учреждений и научно-педагогических работников вуза. Данное исследование проводилось на основе систематизации имеющихся научных работ по психологии и педагогике (Митина Л.М. [1], Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. [2], Валежанина Т.В. [3], Евполова Е.В. [4], Алексеев С.С. [5]), а также по экономике и кадровой политике [6–16]. Широко применялись тематический анализ, системный анализ и синтез научных знаний и обобщение.
Результаты и обсуждение
Проблема качества профессионального образования была актуальной во все времена. На российском рынке высшего образования в настоящее время усиливается конкуренция государственных и частных высших учебных заведений, которые вынуждены вести борьбу за привлечение абитуриентов. В связи с этим повышение качества образования становится не только государственной задачей, но и задачей каждого конкретного учебного заведения, ищущего дополнительные конкурентные преимущества.
Учеными выделяются следующие критерии качества образования: мотивация преподавательского состава и его качество; состояние материально-технической базы учебного заведения; конкурентоспособность и востребованность выпускников на рынке труда; качество учебных программ; качество студентов; качество инфраструктуры; качество знаний; инновационная активность руководства и внедрение процессных инноваций [17].
Под конкурентоспособностью понимают потенциал организации, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребительских потребностей и выделяет ее в сравнении с аналогами. Следовательно, конкурентоспособный субъект всегда обладает определенными преимуществами, гарантирующими востребованность предлагаемых услуг [18].
Конкурентоспособность образовательных учреждений характеризуется имиджем организации, качеством оказываемых услуг, востребованностью выпускников на рынке труда. Немаловажным фактором является также соответствие квалификации профессорско-преподавательского состава вуза постоянно изменяющимся социально-политическим и экономическим реалиям, обусловленным рыночными преобразованиями [19].
Конкурентные преимущества научно-педагогических работников вузов на рынке образовательных услуг определяют совокупность объективных и субъективных факторов, выгодно отличающих человеческие ресурсы вуза от его конкурентов. Таким образом, конкурентное преимущество преподавателя представляет собой такие компетенции и свойства труда, которые создают для субъекта рынка образовательных услуг определенное превосходство над конкурентами.
Исследователи выделяют множество качеств, характерных для конкурентоспособной личности, однако большинство из них сходится во мнении, что ей присущи определенные умственные и творческие способности, физические данные, знания, умения и навыки, полученные во время учебы, моральные и психологические качества, коммуникативные способности, помогающие в деловом общении, а также профессиональный опыт.
Вовлечение преподавателя в конкурентные отношения стимулирует развитие качеств, необходимых не только для осуществления профессиональной деятельности, но и для общения с коллегами и студентами.
Важную роль в повышении конкурентоспособности педагога играет и кадровая политика, проводимая самой организацией. В большинстве вузов России в последнее время уделяется пристальное внимание кадровому потенциалу. На базе университетов проводятся конкурсный отбор молодых специалистов для включения в кадровый резерв, направленный на подготовку молодежи к научно-педагогической деятельности, повышению квалификации и продвижению карьерного роста талантливых молодых работников вуза, развитию профессиональной и личностной эффективности работников и обучающихся. Кадровый резерв представляет собой специально сформированную группу сотрудников, соответствующую по своим качествам требованиям, предъявляемым к сотрудникам определенного ранга, прошедшим аттестационный отбор, а также специальную подготовку и достигшую положительных результатов в профессиональной деятельности [20].
В конкурсном отборе по направлению «Будущие преподаватели» могут принять участие аспиранты, ординаторы, интерны, студенты выпускных курсов, имеющие высокий уровень успеваемости и желающие по окончании обучения занять научно-педагогическую должность в университете. Направление «Молодые преподаватели» доступно для научно-педагогических и других работников университета в возрасте до 30 лет, со стажем научно-педагогической работы не более 3-лет или не имеющих стажа научно-педагогической работы.
Создание кадрового резерва на основе конкурсного отбора и систематической целевой подготовки повышает уровень профессорско-преподавательского состава, а также способствует адаптации к организационным изменениям и конкурентной борьбе.
Другим средством повышения качества образования, а также повышения мотивации научно-педагогических работников является эффективный контракт, позволяющий оптимизировать оплату труда и повысить рейтинговые показатели преподавателя и вуза в целом [21]. Основной целью подобных договоров должно быть повышение эффективности деятельности образовательного учреждения в соответствии с его стратегическими целями и задачами. К тому же эффективный контракт повышает социальный статус педагога, обеспечивая привлекательность преподавательской работы.
Выводы
Таким образом, в сложившихся экономических условиях проблема повышения качества образования высших учебных заведений стоит особенно остро, являясь не только государственной задачей, но и задачей каждого вуза. Конкурентная борьба государственных и коммерческих образовательных учреждений, в условиях которой осуществляется профессиональная деятельность профессорско-преподавательского состава, определяется рядом факторов, среди которых важную роль играет конкурентоспособность научно-педагогических работников, которая определяется личностными качествами преподавателя, кадровой политикой вуза, а также системой материального стимулирования.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления