INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Конкурентоспособность преподавателя ВУЗа как одно из условий повышения качества образовательных услуг

Professor completitive abiliti as one of the conditions education services quality improvemrnt



УДК 378.2

15.05.18 16:15
4060

Выходные сведения: Скляр Е.С. Конкурентоспособность преподавателя ВУЗа как одно из условий повышения качества образовательных услуг // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL: http://www.innov.ru/science/economy/konkurentosposobnost-prepodavatelya/

Авторы:
Скляр Е.С.
к. филол. н., преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи» ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России», Курск, Россия (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса 3), e-mail:elsklyar@gmail.com

Authors:
Sklyar E.S.
candidate of philological sciences, academic of the «Russian Language and Speech Culture» department of Kursk state medical university (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street 3, e-mail: elsklyar@gmail.com)

Ключевые слова: конкурентоспособность, высшее образовательное учреждение, профессорско-преподавательский состав, кадровый резерв, эффективный контракт

Keyword: competitive ability, higher educational establishment, teaching staff, personnel reserve, performance-based contract

Аннотация: Новые условия функционирования высших учебных заведений, возникшие при переходе к рыночной экономике, определяются рядом факторов, к которым можно отнести изменение количества вузов, влияние демографической ситуации, недостаточное бюджетное финансирование, а также конкуренция на рынке образовательных услуг. В результате усиления конкурентной борьбы за потенциальных абитуриентов между государственными и негосударственными (коммерческими) вузами все более актуальной становится проблема повышения качества образовательных услуг. В статье уделяется внимание критериям качества услуг высшего образования: качеству профессорско-преподавательского состава, качеству материально-технической базы, качеству инфраструктуры, качеству знаний, качеству студентов, конкурентоспособности и востребованности выпускников вузов на рынке образовательных услуг. Раскрывается проблема конкурентоспособности высшего образовательного учреждения и конкурентоспособности преподавателя вуза, рассматриваются критерии конкурентоспособности специалиста. В статье обосновывается мысль о том, что особую роль в вопросе повышения качества образования высшего образовательного учреждения играет кадровая политика, проводимая самой организацией. Автор акцентирует внимание на формировании кадрового резерва университетов, который обладает мобильностью, определенной интеллектуальной активностью и способностью быстро приспосабливаться к новым условиям труда. Отмечается важность материального стимулирования работников сферы высшего образования, осуществляемая на основе внедрения эффективного контракта, позволяющего оптимизировать оплату труда в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг, а также повысить рейтинги преподавателя, и вуза в целом.

Annotation: The new conditions of higher educational establishments functioning appeared at the passage to free market economy are defined by a number of factors among which there are the number of universities, the demographic situation influence, the insufficient public funding, and also the competition on the market of education services. Due to the development of competitive struggle for the prospective students between public and non-public (commercial) educational establishments the problem of education services quality improvement becomes more and more important. In the article the attention is focused on the criterions of services quality: the teaching staff quality, material and technical resources quality, infrastructure quality, knowledge quality, students quality, competitive ability and being in demand of alumni at the market of education services. The problem of university competitive ability and professor competitive ability is developed, the criterions of specialist competitive ability are considered. In the article the idea of the special role of the personnel policy of the university that is fulfilled in education quality improvement is proved. The author focuses attention on the creating of universities personnel reserve having mobility, certain intellectual activity and ability to adapt to new work conditions. The author mentions the importance of material encouragement of education sector employees on the basis of a performance-based contract introduction letting optimize the payment for work depending on the work results and services quality and raise the professor’s and the university’s rating.

Конкурентоспособность преподавателя ВУЗа как одно из условий повышения качества образовательных услуг

Введение

Переход к рыночным отношениям способствовал появлению новых условий функционирования высших образовательных учреждений, которые определяются изменением количества вузов, влиянием демографической ситуации, недостаточным бюджетным финансированием и, как результат, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг. В связи с этим возникает задача поиска источников устойчивого развития и обеспечение конкурентоспособности образовательных учреждений. Возрастает и роль преподавателя, что влечет за собой повышение требований к уровню его профессиональной деятельности.

Материалы и методы

Многими авторами отмечается важность повышения конкурентоспособности образовательных учреждений и научно-педагогических работников вуза. Данное исследование проводилось на основе систематизации имеющихся научных работ по психологии и педагогике (Митина Л.М. [1], Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. [2], Валежанина Т.В. [3], Евполова Е.В. [4], Алексеев С.С. [5]), а также по экономике и кадровой политике [6–16]. Широко применялись тематический анализ, системный анализ и синтез научных знаний и обобщение.

Результаты и обсуждение

Проблема качества профессионального образования была актуальной во все времена. На российском рынке высшего образования в настоящее время усиливается конкуренция государственных и частных высших учебных заведений, которые вынуждены вести борьбу за привлечение абитуриентов. В связи с этим повышение качества образования становится не только государственной задачей, но и задачей каждого конкретного учебного заведения, ищущего дополнительные конкурентные преимущества.

Учеными выделяются следующие критерии качества образования: мотивация преподавательского состава и его качество; состояние материально-технической базы учебного заведения; конкурентоспособность и востребованность выпускников на рынке труда; качество учебных программ; качество студентов; качество инфраструктуры; качество знаний; инновационная активность руководства и внедрение процессных инноваций [17].

Под конкурентоспособностью понимают потенциал организации, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребительских потребностей и выделяет ее в сравнении с аналогами. Следовательно, конкурентоспособный субъект всегда обладает определенными преимуществами, гарантирующими востребованность предлагаемых услуг [18].

Конкурентоспособность образовательных учреждений характеризуется имиджем организации, качеством оказываемых услуг, востребованностью выпускников на рынке труда. Немаловажным фактором является также соответствие квалификации профессорско-преподавательского состава вуза постоянно изменяющимся социально-политическим и экономическим реалиям, обусловленным рыночными преобразованиями [19].

Конкурентные преимущества научно-педагогических работников вузов на рынке образовательных услуг определяют совокупность объективных и субъективных факторов, выгодно отличающих человеческие ресурсы вуза от его конкурентов. Таким образом, конкурентное преимущество преподавателя представляет собой такие компетенции и свойства труда, которые создают для субъекта рынка образовательных услуг определенное превосходство над конкурентами.

Исследователи выделяют множество качеств, характерных для конкурентоспособной личности, однако большинство из них сходится во мнении, что ей присущи определенные умственные и творческие способности, физические данные, знания, умения и навыки, полученные во время учебы, моральные и психологические качества, коммуникативные способности, помогающие в деловом общении, а также профессиональный опыт.

Вовлечение преподавателя в конкурентные отношения стимулирует развитие качеств, необходимых не только для осуществления профессиональной деятельности, но и для общения с коллегами и студентами.

Важную роль в повышении конкурентоспособности педагога играет и кадровая политика, проводимая самой организацией. В большинстве вузов России в последнее время уделяется пристальное внимание кадровому потенциалу. На базе университетов проводятся конкурсный отбор молодых специалистов для включения в кадровый резерв, направленный на подготовку молодежи к научно-педагогической деятельности, повышению квалификации и продвижению карьерного роста талантливых молодых работников вуза, развитию профессиональной и личностной эффективности работников и обучающихся. Кадровый резерв представляет собой специально сформированную группу сотрудников, соответствующую по своим качествам требованиям, предъявляемым к сотрудникам определенного ранга, прошедшим аттестационный отбор, а также специальную подготовку и достигшую положительных результатов в профессиональной деятельности [20].

В конкурсном отборе по направлению «Будущие преподаватели» могут принять участие аспиранты, ординаторы, интерны, студенты выпускных курсов, имеющие высокий уровень успеваемости и желающие по окончании обучения занять научно-педагогическую должность в университете. Направление «Молодые преподаватели» доступно для научно-педагогических и других работников университета в возрасте до 30 лет, со стажем научно-педагогической работы не более 3-лет или не имеющих стажа научно-педагогической работы.

Создание кадрового резерва на основе конкурсного отбора и систематической целевой подготовки повышает уровень профессорско-преподавательского состава, а также способствует адаптации к организационным изменениям и конкурентной борьбе.

Другим средством повышения качества образования, а также повышения мотивации научно-педагогических работников является эффективный контракт, позволяющий оптимизировать оплату труда и повысить рейтинговые показатели преподавателя и вуза в целом [21]. Основной целью подобных договоров должно быть повышение эффективности деятельности образовательного учреждения в соответствии с его стратегическими целями и задачами. К тому же эффективный контракт повышает социальный статус педагога, обеспечивая привлекательность преподавательской работы.

Выводы

Таким образом, в сложившихся экономических условиях проблема повышения качества образования высших учебных заведений стоит особенно остро, являясь не только государственной задачей, но и задачей каждого вуза. Конкурентная борьба государственных и коммерческих образовательных учреждений, в условиях которой осуществляется профессиональная деятельность профессорско-преподавательского состава, определяется рядом факторов, среди которых важную роль играет конкурентоспособность научно-педагогических работников, которая определяется личностными качествами преподавателя, кадровой политикой вуза, а также системой материального стимулирования.



Библиографический список


1. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. – Воронеж, 2002. – 400 с.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 288 с.; Ч. 2. – 256 с.
3. Валежанина Т.В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в социальном партнерстве вуза и малых инновационных предприятий: дис. … к. пед. н. – Екатеринбург, 2014. – 218 с.
4. Евплова Е.В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения: дис. … к. пед. н. – Челябинск, 2012. – 170 с.
5. Алексеев С.С. Особенности конкурентоспособности педагогов // Педагогический журнал. – 2017. – Т. 7. – № 4А. – С. 154–163.
6. Сотников Н.З. Деловая карьера как метамодель управления конкурентоспособностью наемного персонала // Вестник НГУЭУ. – 2015. – №1. – С. 190–200.
7. Сотникова С. И., Сотников Н. З. Стратегическое управление карьерой как инструмент достижения конкурентоспособности персонала // Вестник Омского университета. Серия Экономика. – 2014. – № 1. – С. 60–65.
8. Сотникова С.И. Конкурентоспособность преподавателей высшей школы в инновационной экономике // Управление персоналом в инновационной среде: сб. науч. ст. / Уральский государственный университет путей сообщения; под ред. Н.И. Шаталовой. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС. – Вып. 87. – С. 61–64.
9. Сапиженко В.В. Формирование конкурентоспособности управленческого персонала крупных промышленных предприятий: дис…. к. экон. н. – Иркутск, 2004. – 147 с.
10. Иноземцева В.В. Повышение качества труда преподавателя как фактор обеспечения конкурентоспособности вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 5. – С. 107–113. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56158.htm
11. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: автореф. дисс… к. экон. н. – М., 2007. – 46 с.
12. Дмитриева Д.Д. Теоретические основы формирования личности конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya/
13. Голик А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. –2007. – № 7. – С. 131–135.
14. Гаврилина Е.В., Махмудова Т.А. Современные методы работы с кадровым резервом // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 6. – С. 135–139.
15. Резник С.Д., Фомин Г.Б. Формирование резерва управленческих кадров высших учебных заведений //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – №4 (52). – Т.1. – С. 319–324.
16. Кузьминская Т.П., Бурова Н.Н. Проблемы повышения качества образования в вузах России // Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики). – 2017. – Том 8. – № 2. – С. 118–132.
17. Лазаренко В.А., Никишина В.Б., Петраш Е.А., Сорокина Н.Н. Компетентностная модель оценки кадрового резерва вуза. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2016/02/33/
18. Зотова А.И. Профессионально-квалификационный рост преподавателей в системе факторов повышения конкурентоспособности вузов URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-kvalifikatsionnyy-rost-prepodavateley-v-sisteme-faktorov-povysheniya-konkurentosposobnosti-vuzov
19. Пфейфер С.А. Педагогические основы исследования проблемы развития конкурентоспособности личности // Вестник ОГУ. – 2012. – №2 (138). – С. 226–231.
20. Экономическая теория. 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер Ком, 1999.
21. Кузнецова А.А., Никишина В.Б. Эффективный контракт как технология управления результативностью профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnyy-kontrakt-kak-tekhnologi/


References


1. Mitina L.M. Psihologiya razvitiya konkurentosposobnosti lichnosti. Voronezh, 2002. 400 p.
2. Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov E.N. Obshchaya pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij: v 2 ch. M.: VLADOS, 2003. CH.1. 288 p.; CH. 2. 256 p.
3. Valezhanina T.V. Formirovanie konkurentosposobnosti budushchih pedagogov professional'nogo obucheniya v social'nom partnerstve vuza i malyh innovacionnyh predpriyatij: dis. … k. ped. n. Ekaterinburg, 2014. 218 p.
4. Evplova E.V. Formirovanie konkurentosposobnosti budushchih pedagogov professional'nogo obucheniya: dis. … k. ped. n. CHelyabinsk, 2012. 170 p.
5. Alekseev S.S. Osobennosti konkurentosposobnosti pedagogov // Pedagogicheskij zhurnal. 2017. T. 7. № 4A. Pp. 154–163.
6. Sotnikov N.Z. Delovaya kar'era kak metamodel' upravleniya konkurentosposobnost'yu naemnogo personala // Vestnik NGUEHU. 2015. №1. Pp. 190–200.
7. Sotnikova S. I., Sotnikov N. Z. Strategicheskoe upravlenie kar'eroj kak instrument dostizheniya konkurentosposobnosti personala // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya EHkonomika. 2014. № 1. Pp. 60–65.
8. Sotnikova S.I. Konkurentosposobnost' prepodavatelej vysshej shkoly v innovacionnoj ehkonomike // Upravlenie personalom v innovacionnoj srede: sb. nauch. st. / Ural'skij gosudarstvennyj universitet putej soobshcheniya; pod red. N.I. SHatalovoj. Ekaterinburg: Izd-vo UrGUPS. Vyp. 87. Pp. 61–64.
9. Sapizhenko V.V. Formirovanie konkurentosposobnosti upravlencheskogo personala krupnyh promyshlennyh predpriyatij: dis…. k. ehkon. n. Irkutsk, 2004. 147 p.
10. Inozemceva V.V. Povyshenie kachestva truda prepodavatelya kak faktor obespecheniya konkurentosposobnosti vuza // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. T.5. Pp. 107–113. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56158.htm
11. Virina I.V. Formirovanie i razvitie konkurentosposobnosti molodyh specialistov na rynke truda: avtoref. diss… k. ehkon. n. – M., 2007. 46 p.
12. Dmitrieva D.D. Teoreticheskie osnovy formirovaniya lichnosti konkurentosposobnogo specialista na osnove individualizacii obucheniya v vuze // Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya/
13. Golik A. Sistema vneshnih faktorov konkurentosposobnosti vuza // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 7. Pp. 131–135.
14. Gavrilina E.V., Mahmudova T.A. Sovremennye metody raboty s kadrovym rezervom // Trud i social'nye otnosheniya. 2008. № 6. Pp. 135–139.
15. Reznik S.D., Fomin G.B. Formirovanie rezerva upravlencheskih kadrov vysshih uchebnyh zavedenij //Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №4 (52). T.1. Pp. 319–324.
16. Kuz'minskaya T.P., Burova N.N. Problemy povysheniya kachestva obrazovaniya v vuzah Rossii // Journal of economic regulation (Voprosy regulirovaniya ehkonomiki). 2017. Tom 8. № 2. Pp. 118–132.
17. Lazarenko V.A., Nikishina V.B., Petrash E.A., Sorokina N.N. Kompetentnostnaya model' ocenki kadrovogo rezerva vuza. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2016/02/33/
18. Zotova A.I. Professional'no-kvalifikacionnyj rost prepodavatelej v sisteme faktorov povysheniya konkurentosposobnosti vuzov URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-kvalifikatsionnyy-rost-prepodavateley-v-sisteme-faktorov-povysheniya-konkurentosposobnosti-vuzov
19. Pfejfer S.A. Pedagogicheskie osnovy issledovaniya problemy razvitiya konkurentosposobnosti lichnosti // Vestnik OGU. 2012. № 2 (138). Pp. 226–231.
20. EHkonomicheskaya teoriya. 3-e izd. / Pod red. A.I. Dobrynina, L.S. Tarasevicha. SPb.: Piter Kom, 1999.
21. Kuznecova A.A., Nikishina V.B. EHffektivnyj kontrakt kak tekhnologiya upravleniya rezul'tativnost'yu professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti prepodavatelya vuza // Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. № 4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnyy-kontrakt-kak-tekhnologi/


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления