В последнее время в российской управленческой практике стал активно использоваться термин «локализация», который имеет несколько смысловых значений. В самом общем смысле он обозначает некое ограничение массива или процесса, например, локализация пожара или болезни. Несколько иначе, но также широко применяется этот термин в среде программистов: таким образом они определяют адаптацию компьютерных программ и операционных систем к условиям той страны, где внедряются последние [1]. При этом специалисты по компьютерной локализации не ставят знак равенства между упомянутым процессом и простым переводом, поскольку существуют значительные системные различия, характерные для разнообразных стран и культур (например, принятая в некоторых странах практика написания справа налево или применение различных календарных систем).
Не менее сложным представляется процесс организации производств, основанных на зарубежных технологиях и менталитете исполнителей, но в иных географических и социальных условиях, например, отрасли телекоммуникаций [2]. Авторы определяют локализацию производства как процесс изготовления на территории другой страны продукции первоначально иностранного происхождения [3].
На своем базовом уровне это определение соответствует широко известному пониманию: например, россияне пьют напитки "Кока-Кола" и "Пепси-Кола" местного производства, потребляют отечественную продукцию "Нестле", "Данон" и "Макдоналдс", ездят на автомобилях "Форд", "Рено" и "Хюндай" локальной сборки.
Все вышеупомянутые мировые брэнды пришли в Россию, уже имея опыт размещения производства своей продукции в других странах. Этот опыт помог им освоиться в российском экономическом пространстве значительно быстрее [4, 5]. Многие схемы и шаблоны, отработанные транснациональными компаниями в других странах, не всегда прямо копируются в российских национальных условиях - имеют место «особенности национальной локализации», которые необходимо учитывать при оценке их эффективности [6]. Тем не менее, мировой опыт показывает, что локализация выгодна приходящей компании при следующих условиях:
1. Компания обладает уникальными правами собственности на продукт, технологию, репутацию или секрет.
2. Произведены расчеты, что на основе локализации производить дешевле, чем изготавливать в стране-метрополии, а затем транспортировать продукцию в страну реализации.
3. У компании имеется очевидное преимущество по окупаемости инвестиций на основе локализации по сравнению с обычной продажей лицензии на свое уникальное право собственности.
Войдя в местный рынок, иностранные фирмы никогда не работают в изоляции. Как правило, они начинают с использования рабочей силы [7]. Затем идут закупки местных сырья и компонентов, далее постепенно устанавливаются многочисленные связи между пришедшей фирмой и местной экономикой.
Мировая практика наработала два эффективных способа государственного регулирования проникновения иностранной продукции в местный экономический оборот: таможенные пошлины и требования по уровню локализации. Первый способ подразумевает определенное обременение зарубежных товаров при пересечении ими границы суверенного государства. Второй имеет в виду введение законодательно установленных норм по обязательному размещению производства на территории суверенного государства (как правило, он указывается в процентах от себестоимости производства в денежном выражении). Авторы хотели бы привести три аргумента, подтверждающих, по их мнению, прогрессивную роль установления требований по локализации.
Во-первых, в стране пребывания образуется добавленная стоимость, которая участвует в формировании внутреннего валового продукта [8, 10].
Во-вторых, иностранная фирма, обязанная обеспечить хотя бы часть производства в стране пребывания, будет обучать местных работников передовым, ранее незнакомым методам труда и технологиям. Естественно, что часть обученных работников будет по разным причинам увольняться. Инофирма будет нанимать и обучать новых специалистов. И даже если для конкретной фирмы обучение персонала станет постоянной производственной издержкой, в целом для страны пребывания подобная динамика приведет к повышению профессионального уровня трудоспособного населения и, соответственно, росту привлекательности для следующих инвесторов.
Наконец, в стране пребывания формируется новая, как правило, передовая культура производства, основанная на использовании лучшего зарубежного опыта [9].
По известным данным, около 80% всех автомобилестроительных проектов, связанных с трансграничным перемещением производства, обязательно регламентируется соглашениями об уровне локализации [11, 12]. Подобная ситуация имеет место в электронной и химической промышленности. Прежде чем утвердить и законодательно закрепить уровень локализации той или иной продукции, он обсуждается и согласовывается в 58% случаев. Это очень большой показатель, свидетельствующий о гибкости как частного капитала (желающего инвестировать средства в экономику другой страны и планирующего получение прибыли), так и государственных органов принимающей страны.
Следует отметить, что участие в проектах по локализации иностранного производства может и должно стать одним из способов инновационного развития российских предприятий, поскольку именно таким образом происходит направленное на рыночный успех совершенствование как управленческих структур, так и технологических процессов.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления