Введение
Достаточно часто мы сталкиваемся с проблемой принятия эффективного управленческого решения на основе множества критериев и при наличии множества количественных и качественных факторов, которые требуется при этом учитывать. Сравнение различных вариантов и альтернатив сложно осуществлять, когда задача не структурирована, а критерии выбора не определены. Для структурирования проблемы выбора эффективного решения определяют цели, соответствующие им критерии принятия решения, множество значимых количественных и качественных факторов, а также выявляются все возможные альтернативы. В результате осуществляется построение дерева решения проблемы, определяются методы решения. При этом важным моментом является построение иерархии сравниваемых факторов с учетом их значимости и уровней группировки [1, 2]. Задача становится многокритериальной, многофакторной, многоуровневой и может предполагать множество вариантов решений на основе разных методов. Поэтому итоговый вариант решения зависит от принятых допущений, а выбор эффективного решения предполагает возможность четко структурировать анализируемую задачу [3, 4].
Материалы и методы
В данном исследовании будет рассмотрено два примера структурирования задачи потребительского выбора на основе построения иерархии количественных и качественных факторов. В первом случае будет рассмотрена задача выбора автомобиля из сегмента LCV на основе линейной свертки результатов экспертных оценок (начало статьи - Иннов: электронный научный журнал, 2017. №2 (31)), а во втором - выбор легкового автомобиля В класса методом анализа иерархий (МАИ) (окончание статьи - Иннов: электронный научный журнал, 2017. №3 (32)).
Пример 1. Выбор автомобиля из сегмента LCV (Light Commercial Vehicle) на основе линейной свертки результатов экспертных оценок.
Структурируем процесс выбора. Определим цель, методы, альтернативы, количественные и качественные факторы, а также если есть задачи и критерии. А затем построим дерево решения и примем наиболее эффективное решение, т.е. сделаем выбор автомобиля из сегмента LCV.
Цель - выбор автомобиля из сегмента LCV для грузовых перевозок мебели по городу.
В более общем случае, в качестве цели, может быть обозначена разработка:
Методики оценки потребительских характеристик (ПХ) автомобиля на основе экспертных оценок, т.е. выявление соответствия рыночной цены конкретной модели автомобиля его итоговой оценке потребительских характеристик (ПХ).
Методики оценки стоимости потребительских характеристик (ПХ) на основе экспертных оценок и рыночных цен, т.е. выявление ценности отдельных свойств автомобиля для потребителя. Аналогичная цель рассматривается при применении функционально-стоимостного анализа (ФСА) или при выявлении стоимости отдельных функций (основных, вспомогательных, лишних) у товара [17, 18].
Более конкретные задачи в данном примере не детализированы. Однако, в качестве задач можно было бы рассмотреть: минимизацию затрат на перевозку мебели, возможность широкой диверсификации перевозок мебели, максимальное качество перевозок мебели, специализацию перевозок на определенных категориях мебели и др.
Методы – метод экспертных оценок, метод «дерева решений», метод группировки, метод свертки показателей, метод балльных оценок, метод весовых коэффициентов.
Альтернативы – это все возможные автомобили сегмента LCV. В данном примере количество альтернатив было ограничено до 10. Выборка может быть сделана на основе рейтингов популярности моделей и марок автомобилей LCV сегмента российского рынка (табл. 2,3). Сравниваемые автомобили: Volkswagen Transporter T5, Ford Transit, Fiat Ducato, Mercedes-Benz Sprinter, Peugeot Boxer, Citroen Jumper, Iveko Daily, Opel Movano, Renault Master, Газель Бизнес.
Количественные и качественные факторы – цена, расход топлива, стоимость владения, грузоподъемность, дизайн, эргономика, скорость, мощность двигателя, высота, ширина и длина кузова, дорожный просвет и т.д. В данной задаче будет рассмотрено более 50 количественных и качественных факторов, которые в дельнейшем будут структурированы. В результате экспертных оценок составлено дерево значимых факторов из 3-х уровней (см. табл. 1).
Критерии оценки – максимум баллов при свертывании уровней «дерева факторов» по каждой из альтернатив.
В итоге процесс выбора автомобиля может состоять из следующих этапов:
Результаты и обсуждения
В связи с ограничением объема статьи укрупним этапы процесса выбора модели автомобиля.
Этап 1. Дерево свойств (факторов) автомобиля сегмента LCV
Составим таблицу детализации факторов выбора автомобиля сегмента LCV. Предварительно экспертами были определены наиболее значимые факторы, которые были сгруппированы и детализированы для построения «дерева свойств» до 3-го уровня (табл. 1).
Таблица 1 – Дерево свойств (факторов) автомобиля сегмента LCV [6, 9].
Этап 2. Методика экспертной оценки факторов (показателей) автомобилей.
Эксперты определяют весомость каждого фактора (показателя) первого, второго и третьего уровней:
, (1)
где ak - вес показателя первого уровня (сумма всех весов показателей первого уровня равна 1);
, (2)
где bkj - вес показателя второго уровня (сумма всех весов показателей второго уровня равна 1);
, (3)
где сkji - вес показателя третьего уровня (сумма всех весов показателей третьего уровня равна 1).
Далее эксперты оценивают в баллах каждый показатель нижнего уровня для каждой модели автомобиля. В данном примере эксперты дают балльную оценку xkji от 0 до 10. Чем лучше показатель, тем выше балл.
Сделаем оценку ПХ автомобиля на основе методов экспертных оценок, группировки, свертки показателей, балльных оценок и весовых коэффициентов [11, 13].
Итоговая оценка потребительских характеристик (ПХ) для t модели автомобиля будет определяться по формуле:
, (4)
Максимальное значение для идеального автомобиля с наилучшими показателями будет равно 10.
Этап 3. Отбор альтернатив (моделей автомобилей) для сравнения.
Проведем обзор популярных в РФ моделей и марок автомобилей сегмента LCV. В таблицах представлена 10-ка самых популярных в РФ автомобилей и марок по версии аналитического агентства Автостат (см. табл. 2, 3) [5, 19].
Таблица 2. Топ-10 марок рынка LCV* в РФ, 2016 год (шт.)
Таблица 3. Топ-10 моделей рынка LCV* в РФ, 2016 год (шт.)
* с учетом коммерческих грузовиков и микроавтобусов.
Из табл. 2,3 видно, что в структуре LCV продаж в 2016 году более 60% составляют автомобили двух российских брендов – ГАЗ (41 796 шт.) и УАЗ (18 849 шт.). Из иномарок значительную долю занимают – Mercedes-Benz, Ford, Volkswagen (6 605, 5 003 и 4 614 шт. соответственно). В ТОП-10 этого списка также входят иномарки Hyundai, Fiat, Peugeot, Citroen и российская Lada.
Этап 4. Подведение итогов экспертных оценок и сравнение их с ценами автомобилей.
За последние 5 лет структура рынка LCV частично изменилась, но основные игроки те же. В таблице 4 представлены лидеры рынка в 2012-2013 гг. Цены и результаты и проведенных расчетов ПХ на основе экспертных оценок представлены в табл. 4. (по данным на 2012-2013 гг.). Следует учесть, что эксперты расставляли баллы с учетом цели использования автомобиля и дерева свойств (факторов) автомобиля (см. табл. 1).
Таблица 4. Общая оценка потребительских характеристик автомобиля
Далее определяется функциональная (линейная) зависимость между общей оценкой ПХ и реальной рыночной ценой автомобилей для выявления оптимальной цены (Рис. 1). Итоги расчетов для данного примера представлены в табл. 5.
Рисунок 1 - Зависимость между общей оценкой ПХ и реальной рыночной ценой автомобилей
Выводы
На основе выявленной функциональной зависимости производится расчет оптимальной цены для каждой из анализируемых моделей-аналогов (конкурентов) автомобилей (см. табл. 5), т.е. цены, соответствующей балльным оценкам ПХ.
Таблица 5. Соотношение реальных цен на автомобили и оценки их стоимости с точки зрения потребителя (оптимальная цена, т.е. цена, соответствующая ПХ), 2012-2013 гг.
Далее по итогам расчетов делается вывод о завышении рыночной цены модели (расчетная цена меньше рыночной) или о занижении (недооценке) рыночной цены (расчетная цена больше рыночной – выделено красным). При этом также необходимо учитывать эластичность спроса и объемы продаж каждой из анализируемых моделей [6].
Пример 2. Выбор легкового автомобиля В класса методом анализа иерархий (МАИ) будет рассмотрен в следующей статье: «Применение метода анализа иерархий в многокритериальных и многоуровневых задачах выбора» (окончание статьи - Иннов: электронный научный журнал, 2017. №3 (32)) [7, 8, 10, 15]
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления