Особенности модели социального реестра. Итак, социальный реестр охватывает все население страны или те группы населения помимо получателей мер социальной поддержки, которые в будущем могли бы претендовать на получение мер социальной поддержки. Как мы уже сказали, отчасти данной модели соответствует единый государственный реестр ЗАГС ФНС РФ.
В отличие от интегрированного реестра социальных программ он представляет собой базу данных всего населения или его части как потенциальных получателей мер социальной поддержки. Социальный реестр отличается от интегрированного тем, что интеграция данных в нем с самого начала централизована, то есть данные с самого начала собираются для создания общенационального реестра (условно говоря, это первичные данные, а в интегрированный реестр поступают уже вторичные данные), который затем может использоваться в том числе и для назначения мер социальной защиты (поддержки) [4].
Отличительная функция социального реестра – обеспечивать предоставление мер социальной защиты (поддержки) и консолидировать информацию с самого начала процесса этого предоставления, то есть с приема новых заявителей и их регистрации. Социальный реестр также может поддерживать функцию обеспечения оценки нуждаемости и проверки на соответствие критериям предоставления мер социальной защиты (поддержки) [4].
Как и в случае с интегрированным реестром, наиболее полное задействование социального реестра в качестве информационной системы обеспечивается тогда, когда он используется вместе с программным обеспечением, связывающим его с другими базами данных, позволяя использовать данные как информацию, и анализировать ее. В идеале такое программное обеспечение должно поддерживать двухсторонний (динамический) обмен данными с информационными системами, содержащими базы данных получателей конкретных мер социальной поддержки.
Ключевыми возможностями социального реестра являются следующие:
1) Ведение базы данных всех зарегистрированных физических лиц (или домохозяйств), охват населения которой определяется выбранным при создании реестра способом сбора данных. Именно эта особенность социального реестра позволяет проводить анализ не только тех, кто ужен получает социальную помощь, но также вычленять и тех, кто остался не охваченным ею, то есть снижать ошибки исключения из социальных программ.
2) Функционально социальный регистр изначально создается для регистрации именно в нем заявителей мер социальной поддержки, для проведения оценки нуждаемости и проверки соответствия заявителя критериям для предоставления тех или иных мер социальной защиты (поддержки) (так называемое «таргетирование»).
3) Социальный регистр собирает, накапливает и сохраняет как актуальную, так и хронологическую информацию о физических лицах и домохозяйствах, об условиях их жизни и положении; также позволяет проводить проверки информации на целостность и непротиворечивость.
Он также позволяет интегрировать информацию из других баз данных, реестров. Таким образом, социальный реестр может являться фундаментом или одним из основных элементов построения интегрированного реестра.
В свою очередь использование модели социального реестра накладывает следующие ключевые ограничения [4]:
1) Хотя социальный реестр изначально создается как список не только получателей мер социальной защиты (поддержки), но всех домохозяйств как потенциальных заявителей, он может и не обеспечивать охват 100% населения в зависимости от выбранного способа сбора данных.
2) Социальный реестр может не обеспечивать предоставление полной информации обо всех мерах социальной защиты (поддержки), предоставляемых конкретному человеку, например, получаемых из разных уровней бюджетной системы или из разных ведомств, поскольку основным является поток данных от социального реестра к базам данных получателей конкретных мер, наличие обратного потока не является обязательным.
3) Социальный реестр может не использоваться для регистрации заявителей и получателей каких-то отдельных мер социальной защиты (поддержки), а также может быть не интегрирован с отдельными базами данных других государственных органов исполнительной власти.
4) Технологически социальный реестр не заменяет собой реестры получателей конкретных мер социальной защиты (поддержки) и может не поддерживать одинаковый набор стандартных операций в реестре для каждой из мер социальной защиты (поддержки) и их баз данных.
Виртуальный социальный реестр. Один из технологических вариантов создания социального реестра – это отказ от физического сбора данных в одном месте; вместо этого налаживается обмен данными между существующими ведомственными базами данных. Такие социальные реестры, строящиеся в виде распределенных баз данных, называются виртуальными. Реализация данного технологического подхода предполагает наличие или создание развитой системы идентификации личности, наличие и успешное функционирование функций и платформ электронного правительства. Виртуальный социальный реестр в отличие от физического социального реестра в гораздо большей степени способен приблизить к обеспечению почти 100-процентного охвата населения с возможностью отслеживать события жизненного цикла физических лиц и домохозяйств и их участие в социальных программах разных ведомств.
Объем информации, которая консолидируется на основе такой виртуальной интеграции, достаточен, чтобы обеспечить проверку критериев для предоставления универсальных мер социальной поддержки, то есть мер, не предполагающих оценки критериев нуждаемости, применяемых при предоставлении конкретных мер социальной защиты (поддержки). Таким образом, проверять критерии нуждаемости, на основе которых назначаются адресные меры социальной поддержки, такая информация не позволяет. Оценка на основе критериев нуждаемости потребует в случае виртуального социального реестра сбора дополнительной информации (например, по каналам электронного межведомственного взаимодействия).
Объединенная информационная система социального сектора Бельгии. Анализ зарубежной практики [5-22] показал, что наиболее интересным и близким для России примером социального реестра, является Объединенная информационная система социального сектора Бельгии (Crossroads Bank for Social Security – CBSS).
CBSS была создана в начале 1990-х годов, когда так же, как и в других странах появилась необходимость повысить эффективность системы сбора, обработки и анализа данных о социальном статусе получателей программ социальной помощи [5].
В рамках CBSS была разработана электронная платформа управления социальным сектором Бельгии – Банк социальных выплат[1], который является одним из проектов электронного правительства (E-Government) и представляет собой сводный реестр социальной информации, осуществляющий функции оператора информационной системы, координатора и сервисного центра в социальном секторе Бельгии. Он также осуществляет функции по выплате социальных пособий, выступая в роли социального казначейства, и позволяет осуществлять постоянный мониторинг системы социального обеспечения в стране.
Численность работников Банка составляет порядка 90 человек. Годовой бюджет Банка CBSS составляет €17-18 млн, пополняемый за счет взносов работодателей, наемных работников и самозанятых. Кроме того, установлена плата за электронные сообщения получателям – €0,011. Система учета затрат полностью прозрачна.
Банк CBSS стал своего рода центральным «посредником» между сетью социальных организаций и учреждений. Это было предопределено необходимостью объединить большие массивы информации и обеспечить безопасность этой информации.
В отличие от турецкой системы модель управления Банком CBSS децентрализована. Стратегическое, оперативное и финансовое управление осуществляет Совет директоров (работодатели, профессиональные союзы, социального обеспечения, учреждений). Также функционирует Генеральный координационный комитет, который обеспечивает обратную связь с пользователями и разрабатывает рекомендации для развития системы электронного правительства. Комитет может создавать действующие на постоянной основе или решающие отдельные задачи рабочие группы для обсуждения конкретных программ и проектов.
В отличие от турецкой системы [6, 7] и российского подхода социальный реестр Бельгии представляет собой высоко интегрированную базу (хранилище) данных, объединяющую информацию, накапливаемую участниками социального сектора. Всего банк объединяет порядка 3000 участников[2]. Банк заменил ручную обработку большого объема бумажных документов на быструю и более надежную обработку электронных документов.
В функции Банка CBSS входит начисление социальных выплат, выполнение функций электронного правительства в социальном секторе, определение основных принципов сбора, моделирования, контроля и хранения социальной информации; организация информационного обмена между участниками социального сектора; защита информации и т.д. Интегрированная информационная система социального сектора построена на принципах взаимодействия между участниками, всестороннего обмена информацией и обеспечения безопасности хранения данных. Межведомственное взаимодействие строится не по иерархическому принципу, а на принципах горизонтального межведомственного сотрудничества.
Хранилище данных обладает существенными преимуществами: информация, накапливаемая различными участниками социального сектора, автоматически копируется в такое хранилище. Издержки по поддержке функциональности базы данных невысоки и безопаснее в сравнении с другими базами данных, объединяющими большие массивы информации [8].
Каждому гражданину, данные которого введены в систему, присваивается уникальный идентификационный ключ, считываемый с электронной идентификационной карты (Еlectronic identity card – EID card) [9]. Выпускается три вида электронной идентификационной карты:
– электронное удостоверение личности для бельгийцев в возрасте старше 12 лет;
– для бельгийцев в возрасте младше двенадцати лет (по требованию);
– для граждан ЕС и граждан, имеющих вид на жительство в Бельгии.
Бельгийская идентификационная карта является официальным документом, содержащим информацию о социальном статусе и состоянии здоровья гражданина. Данные карты включают: имя; гражданство; дату и место рождения; пол; идентификационный номер Национального реестра (Национальной базы данных); основное место жительства; собственноручную подпись; электронной идентификатор личности владельца карты (частный ключ и сертификат). В базе данных содержится информация о занятости, получаемой пенсии, о наличии хронических заболеваний, инвалидности, временной нетрудоспособности, о наличии детей и получении пособий, об уровне материальной обеспеченности и др. В результате развития электронного документооборота граждане освобождаются от сбора документов на бумажных носителях, что значительно экономит время обработки данных. Большинство социальных выплат, льгот и дополнительных прав граждан реализуется автоматически без их участия или участия их работодателей, освобождая их от административной нагрузки.
Каждая карта через считывающее устройство (card reader) может быть подключена к сети для получения информации и онлайн консультации.
Все включенные в систему участники могут друг друга консультировать и обмениваться 220 различными типами электронных сообщений. Ежегодно через систему электронных сообщений осуществляются миллионы операций между участниками системы. Скорость обмена данными и скорость отклика на запрос к базе данных составляет менее 4 секунд.
Создание Банка CBSS позволило достичь основную цель проекта – уменьшить административную нагрузку на граждан и работодателей, так, например:
– около 210 видов бумажных документов, которые граждане или их работодатели должны были запрашивать в одних учреждениях социального обеспечения для передачи в другие учреждения, были упразднены или заменены на прямой электронный обмен данными между участниками;
– около 50 видов социальных деклараций были отменены, в остальных 30 формах деклараций социального страхования число рубрик сократилось в среднем на одну треть;
– огромное количество социальных льгот и вспомогательных прав предоставляется автоматически без участия граждан или их работодателей;
– больницы и фармацевты освободились от кодирования около 100 миллионов бумажных сертификатов в год. Вся эта информация теперь считывается ее в электронном виде с социальных карт граждан.
Для учреждений социальной защиты важным было резкое сокращение контактов между ними, а также между представителями учреждений социальной защиты и гражданами. Поскольку вся информация стала обрабатываться в режиме реального времени, была ликвидирована какая-либо задержка между обменом данными между базой данных и текущим социальным статусом гражданина. Ошибки в данных были снижены с 40% (когда все формы заполнялись на бумажных носителях) до 1,5-2%. Это позволило существенно сократить затраты времени на исправление ошибок и взаимодействие с работодателями для получения разъяснений.
Экономия административных расходов оценивается Федеральным Бюро планирования (Federal Planning Bureau) в €1,7 млрд [10]. Поскольку учреждения представляют информацию в электронном виде, затраты на связь снизились до минимума. Рационализация процессов обмена данными между работодателями и органами социальной защиты предполагает для работодателей ежегодную экономию административных расходов более чем в 1 млрд евро.
[1] Официальный сайт банка данных социальной защиты Бельгии. URL: ksz.fgov.be/en/international/page/content/websites/international/publicationcbss.html.
[2] Включая: Федеральную службу социального обеспечения; фонды медицинского страхования; Министерство социальной защиты; территориальные органы соцзащиты; Национальный институт социальной защиты предпринимателей; Национальное бюро по трудоустройству; Национальный институт медицинского страхования; Национальный офис назначения и выплаты детских пособий для работающих; Национальный фонд страхования от несчастных случаев на производстве; Национальный офис пенсий по возрасту и т.д.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления