Газотранспортное предприятие имеет территориально-распределенную структуру. При этом технология производства определяет такую организационную структуру предприятия, при которой существует отличие административной подчиненности производственных служб обособленных подразделений от их функциональной подчиненности. Необходимо отметить, что в целях повышения эффективности планирования практикуется делегирование показателей затрат как по вертикали, так и по горизонтали функциональной подчиненности [1]. Типовая структурная схема газотранспортного предприятия включает в себя несколько линейно-производственных управлений, управление аварийно-восстановительными работами, управление технологическим транспортом и специальной техникой. Функции централизованного управления предприятием сосредоточены в аппарате управления.
В структуре затрат газотранспортного предприятия расходы на транспортировку газа занимают более 90%. При этом жестко лимитированы расходы на прочие виды деятельности (автотранспортные услуги, тепло-, водоснабжение, заправка автомобилей сжатым газом) и социальные виды деятельности (работа детских дошкольных учреждений, спортивные комплексы и клубы) [2].
Для газотранспортного предприятия характерны следующие виды управленческих решений, связанных с себестоимостью производства [3]:
открытие/сворачивание вида деятельности, связанного с реализацией излишков продукции и услуг вспомогательных производств;
определение объемов затрат на услуги социального характера исходя из лимитов, представляемых ОАО «Газпром»;
снижение себестоимости транспорта газа, путем повышения эффективности использования вспомогательных производств.
Расчет полной производственной себестоимости на газотранспортном предприятии возможно проводить с использованием одной из следующих методик, характерных для производств непрерывного цикла, к которым относится транспорт газа:
1. Одноэтапное распределение затрат вспомогательных производств со сметным ценообразованием для других видов деятельности. При таком подходе в обособленных подразделениях планово-экономические службы формируют калькуляцию для других видов деятельности с учетом только прямых затрат вспомогательных производств . На основании калькуляции и объема планируемых услуг рассчитывается себестоимость прочих видов деятельности. Остальные расходы относятся на себестоимость транспорта газа. В аппарате управления производится простое суммирование затрат, затем управленческие расходы, исходя из принципа существенности (объем прочих видов деятельности составляет менее 5%), относятся на транспорт газа, формируя полную производственную себестоимость [4, 5, 6].
2. Последовательное распределение затрат вспомогательных производств в обособленных подразделениях на основе объемных показателей. При использовании этой методики расчета себестоимости транспорта газа в обособленных подразделениях последовательно рассчитывается производственная себестоимость вспомогательных производств, с учетом затрат других вспомогательных производств [7]. Распределение затрат производится в пропорции объемных показателей потребления внутреннего продукта или услуги, вырабатываемых вспомогательными производствами.
3. Централизованное исчисление полной производственной себестоимости балансным методом. При этом себестоимость ни одного из видов деятельности не формируется на уровне обособленного подразделения. Данные о прямых затратах и объемах потребления услуг вспомогательных производств передаются в аппарат управления. С использованием балансного метода расчета себестоимости формируется себестоимость всех видов деятельности и рассчитывается совокупный объем управленческих расходов.
На настоящий момент методические рекомендации по планированию и калькулированию себестоимости транспорта газа предполагают использование балансного метода. При этом центр принятия управленческих решений, находящийся в обособленном подразделении, не имеет данных о производственной себестоимости прочих видов деятельности. Эта информация станет ему доступна только после централизованного расчета себестоимости в аппарате управления. Такой подход эффективен при следующих условиях:
объем распределенных затрат вспомогательных производств незначителен по сравнению с прямыми затратами прочих видов деятельности;
себестоимость единицы услуг вспомогательного производства меняется во времени незначительно.
При сочетании этих факторов на уровне обособленного подразделения будет представлена достоверная информация о прямых затратах и плановой себестоимости единицы услуг вспомогательных производств. Эффективная работа центра принятия управленческих решений, расположенного на уровне обособленного подразделения, будет возможна при наличии достоверной информации.
В данной работе были рассмотрены три основные модели исчисления себестоимости, используемые в газотранспортных предприятиях. Однако для эффективной работы центра принятия управленческих решений на уровне обособленного подразделения, ни одна из описанных методик не подходит. Исходя из изложенного, для газотранспортного предприятия требуется использование иной методики расчета себестоимости, которая бы имела достоинства описанных ранее методик и была бы свободна от присущих им недостатков.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления