В статье исследуется динамика финансирования физической культуры и спорта в Курской области в 2010-2016 гг. На основе регрессионного анализа были выявлены тенденции финансирования спорта в регионе (годы с наибольшим и наименьшим объемом финансовых ресурсов). В исследовании выявлено, что в 2012-2014 гг. общий фактический объём финансирования спорта был выше линии тренда, а в последние 2 года произошло сокращение финансирования спорта более чем в 2 раза. Это обусловлено ухудшением социально-экономической ситуации в регионе. Принятая в конце 2013 года Государственная программа Курской области «Развитие физической культуры и спорта в Курской области» направлена на развитие как массового, так и профессионального спорта в регионе. Основным источником финансирования развития спорта является областной бюджет, доля которого в структуре финансирования физической культуры и спорта в 2016 году составила 64%. К внебюджетным источникам относятся средства ПАО «Газпром», инвестируемые в спортивную инфраструктуру региона по программе «Газпром-детям».
В последние 2 года фактические расходы областного бюджета на спорт превышали запланированные значения. В условиях дефицита бюджета Курской области, финансовые возможности финансирования отрасли сокращаются. Курская область показывает значительный прогресс в уровне охвата и доступности занятий спортом для населения, что позволяет считать регион спортивным, однако для дальнейшего эффективного развития в области физической культуры и спорта необходимы инвестиции. Разработка инструментов коммерциализации физической культуры и спорта в Курской области, а также привлечение инвесторов на основе государственно-частного партнерства является одним из наиболее эффективных путей развития спорта в регионе.
Введение
На современном этапе физическая культура и спорт в РФ ежегодно набирает обороты развития, что обусловлено значимостью данной отрасли [7]. Являясь составной частью социальной сферы жизни государства, спорт способствует формированию здорового образа жизни населения, укреплению нации [8, 13]. С экономической точки зрения, по мнению ряда авторов [1,6,18], популяризация физической культуры и спорта способствует созданию рабочих мест, причем, не только в самой спортивной индустрии, но и за счет строительства спортивной инфраструктуры, которое позволяет активизировать ряд бизнес-процессов в регионе. Развитие спортивной отрасли как коммерческой сферы и бизнеса способствует наполнению федерального и местных бюджетов за счет налоговых платежей, осуществляемых с доходов бизнеса в этом сегменте, тем самым формируя дополнительные средства для решения социальных проблем страны.
Одной из основных проблем, стоящих на пути развития физической культуры и спорта в регионах РФ, является вопрос финансового обеспечения [5, 19]. Широта географии и многосубъектность РФ, а также непропорциональность развития регионов обуславливает различный уровень финансирования спорта [4]. Несмотря на общую тенденцию к увеличению бюджетных расходов на спорт, в условиях ограниченности финансовых ресурсов многие регионы РФ оказываются недофинансированными в области физической культуры и спорта [9]. В структуре финансирования спорта основную долю по-прежнему составляют бюджетные источники финансирования, а коммерческая деятельность и спонсорство развиты слабо [2, 3]. Сергеев А.А. [12] отмечает, что в условиях дефицита финансовых средств, многие спортивные организации вынуждены искать дополнительные финансовые ресурсы для решения своих насущных проблем.
Курская область является достаточно развитым регионом в области физической культуры и спорта. Ежегодно повышается доступность спорта для населения, растет доля занимающихся спортом людей [14, 15]. Региональные власти заинтересованы в развитии данной отрасли, что подтверждается принятием и реализацией государственной программы Курской области «Развитие физической культуры и спорта в Курской области».
Финансирование мероприятий осуществляется за счет бюджетных средств, а коммерческая деятельность и инвестиции со стороны частного бизнеса практически отсутствуют. Учитывая тот факт, что региональный бюджет не аккумулирует достаточного объема финансовых ресурсов, направляемых на развитие спорта, анализ бюджетных расходов на физическую культуру и спорт и поиск дополнительных источников финансирования спортивной отрасли в регионе является актуальным направлением.
Материалы и методы
В ходе исследования была проведена оценка динамики объема финансирования физической культуры и спорта в Курской области в 2010-2016 годах с помощью параболической линии тренда, выявлены сложившиеся тенденции финансирования спорта в Курской области. Статистическая составляющая показателей рассчитывалась с использованием методологии корреляционно-регрессионного анализа [16].
На основе отчета о реализации государственной программы Курской области «Развитие физической культуры и спорта в Курской области» за 2015-2016 годы [21] проведен анализ развития спорта в регионе, рассмотрены основные направления финансирования физической культуры и спорта, источники финансирования и их доля в общем объеме финансирования. Анализ показателей развития спорта в регионе, которые характеризуют степень использования выделяемых бюджетных средств и уровень их соответствия запланированным значениям, позволил оценить эффективность реализуемых в регионе мероприятий в области развития массового и профессионального спорта. А индикаторы степени вовлеченности населения в массовый спорт и обеспеченности региона спортивной инфраструктурой, позволили оценить меру достижения Курской областью результатов, ожидаемых от инвестирования бюджетных средств в региональную физическую культуру и спорт.
Основные результаты исследования. Объем финансирования физической культуры и спорта в регионе в 2010-2016 годах менялся неоднозначно. Наибольший объем финансовых ресурсов отмечается в 2012 году – более 9,5 млрд. руб. Данный факт обусловлен строительством крупнейшего и современного Спортивно-концертного комплекса (СКК) в г. Курске, ставшего центром проведения региональных соревнований по многим видам спорта. Спортивный комплекс является базой для БК «Динамо Курск», СДЮСШОР «Динамо», центра спортивной медицины. Расположенные в здании СКК спортивные секции ежегодно привлекают все большие массы людей в занятия спортом. В 2014 году на спорт в области было израсходовано более 8,4 млрд. руб, а в последние 2 года отмечается тенденция к снижению объема финансирования спорта в области до 3,1 млрд. руб (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика финансирования физической культуры и спорта в Курской области в 2010-2016 гг.
Анализ объема финансирования физической культуры и спорта в Курской области на основе линии тренда позволил установить, что период 2012-2014 гг. характеризовался наибольшими объемами финансирования, фактический объем финансовых ресурсов оказывался больше линии тренда. В последние 2 года отмечается период снижения финансирования, однако в 2016 году фактический объем превысили линию тренда. Тенденция к снижению объема финансирования физической культуры и спорта обусловлена общим ухудшением социально-экономического положения региона.
Принятая в конце 2013 года Государственная программа Курской области «Развитие физической культуры и спорта в Курской области» [20], основной своей целью имеет создание условий для развития как массового, так профессионального спорта в регионе. Для развития массового спорта необходимо создавать условия, способствующие повышению мотивации населения к систематическим занятиям спортом и ведению здорового образа жизни. В профессиональном спорте требует совершенствования система подготовки спортивного резерва области. Принятие данной программы во многом обуславливает возрастание общего объема финансирования физической культуры и спорта в Курской области в 2014 году по сравнению с предыдущим годом. Расходование средств, выделяемых на развитие физической культуры и спорта, осуществляется в области по двум основным направлениям: реализация физкультурных и спортивных мероприятий и совершенствование спортивной инфраструктуры. В 2015 году в Курской области было проведено всего лишь 61 спортивное мероприятие (в т. ч. и всероссийского масштаба - «Лыжня России», «Кросс Наций», «Российский Азимут»), а уже в следующем году – 378 различных мероприятий.
Инфраструктурные вложения в спортивные объекты Курской области осуществляются не только за счет средств бюджета, но и при поддержке ПАО «Газпром» (программа «Газпром - детям»). В 2015 году в 2 областных центрах были построены физкультурно-оздоровительные комплексы, на территории 30 общеобразовательных учреждений были созданы спортивные площадки. В 2016 году была открыта 2-я очередь Центра фехтования, закончено строительство футбольного поля с искусственным покрытием в Мокве. Меры материального обеспечения и поощрения ведущих спортсменов и тренеров области являются стимулом для их дальнейшего самосовершенствования, достижения высоких результатов в профессиональном спорте. Для юношеского спорта получение стипендий Администрации области является мотивацией для перехода на более высокий профессиональный уровень.
В 2015-2016 году финансирование развития спорта в Курской области осуществлялось из 4 источников. Подавляющую долю в 2015 году составляли внебюджетные источники (51%) и средства областного бюджета (41%) (рисунок 2).
Рисунок 2 - Финансирование Государственной программы развития физической культуры и спорта в Курской области в 2015-2016 гг., млн. руб.
К внебюджетным источникам относятся инвестиции ПАО «Газпром» в объекты спортивной инфраструктуры области. В 2016 году наблюдается тенденция к возрастанию величины и доли (64%) средств областного бюджета и снижению объема средств внебюджетных источников. К 2016 году отмечается тенденция к снижению доли средств федерального бюджета с 4% до 1%.
На протяжении 2 последних лет фактические расходы областного бюджета на реализацию программ по развитию физической культуры и спорта оказывались выше запланированных, что создавало дополнительную финансовую нагрузку на бюджет. В 2016 году фактические расходы превысили запланированный объем всего на 18% в сравнении с 62% в предыдущем году. Данный факт обусловлен снижением финансовых возможностей областного бюджета финансировать развитие отрасли физической культуры и спорта. При этом эффективность использования средств областного бюджета повышается (87,4% в 2016 году в сравнении с 61,8% в предыдущем году) (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели эффективности развития спорта в Курской области в 2015-2016 гг.
№ |
Показатели |
2015 |
2016 |
1 |
Степень соответствия фактических расходов запланированному уровню затрат |
1,619 |
1,181 |
2 |
Эффективность использования финансовых ресурсов, направляемых на развитие физической культуры и массового спорта в Курской области |
0,618 |
0,874 |
3 |
Доля жителей Курской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Курской области, % |
33,9 |
38,8 |
4 |
Уровень обеспеченности населения Курской области спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, % |
31,0 |
49,0 |
Индикаторы эффективности реализации проводимой в регионе политики имеют тенденцию к росту. Доля систематически занимающегося спортом населения за 2 последних года повысилась практически на 5% и составила 38,8%.
Значительно возрос и уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями (прирост 18%), составивший в 2016 году 49% ,что является достаточно высоким показателем, свидетельствующем о развитии физической культуры и спорта в Курской области.
Заключение. В результате проведенного исследования было установлено, что основным источником финансирования физической культуры и спорта в Курской области является областной бюджет, доля финансовых ресурсов которого в 2016 году составила 64%. Весомую долю в структуре финансирования спорта занимают внебюджетные источники, например, средства ПАО «Газпром», инвестируемые в постройку и обслуживание социальных объектов региона. Общий объем финансирования спорта за исследуемый период имел максимальное значение в 2012 году (более 9,5 млрд. руб.). В 2013-2014 гг. физическая культура и спорт в Курской области финансировалась на достаточно высоком уровне (8,4-8,9 млрд. руб), а последние 2 года характеризуются снижением объема финансирования более чем в 2 раза. Данный факт обусловлен ухудшением социально-экономического положения региона, что в свою очередь привело к уменьшению финансовых возможностей областного бюджета - главного источника финансирования спорта. Учитывая дефицитность областного бюджета и превышение фактических расходов на развитие физической культуры и спорта над запланированным объемом, возникает дополнительная нагрузка на бюджетную систему региона. Для того чтобы снизить нагрузку, но обеспечить дальнейшее эффективное развитие физической культуры и спорта в регионе, необходим поиск дополнительных источников финансирования. Мы разделяем точку зрения Шулятьевой Г.М., Фуфачева А.Л. [17, 20], что фандрайзинг (сбор денежных средств) может статьи одним из альтернативных источников финансирования спорта, так как обладает потенциалом объединения усилий заинтересованных в развитии физической культуры и спорта людей. Большой резерв заложен в использовании инструмента спонсорства как способа рекламы и продвижения продуктов в этой сфере экономики. Это, как отмечают Пинигина Е.К. и Русу И.В. [10, 11], спонсорство приносит выгоду и для спонсирующей стороны, посредством рекламы развивая бренд и повышая престиж компании, при этом являясь дополнительным источником финансирования спортивных мероприятий и индивидуальных спортсменов. Тем не менее, сфера физической культуры и спорта в регионе нуждается в разработке эффективных инструментов ее коммерциализации. Приоритетным, по нашему мнению, должно стать развитие государственно-частного партнерства, являющееся формой долгосрочного эффективного взаимодействия между государством и частным бизнесом, способное обеспечивать дальнейшего развития как массового, так и профессионального спорта в регионе.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления