Введение
Южный федеральный округ (ЮФО) включает в себя Республики Адыгея и Калмыкия, Краснодарский край, Волгоградскую и Ростовскую области, а с 2015 г. в его состав вошли Республика Крым и г. Севастополь.
Ввиду благоприятных природно-климатических условий в ЮФО процветает агропромышленное производство, выход к Черному морю и обширная речная сеть делает возможным развитие туристических направлений, а также морских и речных грузоперевозок. В ЮФО существует гораздо больше возможностей для развития спортивной инфраструктуры для занятий массовым спортом на открытом воздухе.
В преддверии Зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 г. в ЮФО были направлены крупные инвестиционные вливания, позволившие до неузнаваемости изменить крупный курортные города Краснодарского края. После присоединения Республика Крым к Российской Федерации началось строительство моста через Керченский пролив, что привлекло в ЮФО новые инвестиционные потоки. Проведение Чемпионата Мира по футболу 2018 г., этапы соревнований которого пройдут в трех городах ЮФО – Волгоград, Ростов-на-Дону и Сочи, также поспособствовало преображению региона. Необходимость благоустройства Крымских территорий набирает обороты, и в регион поступают все большие объемы финансовых средств, направляющиеся на развитие транспортной сети, энергетической и социальной сферы.
Поскольку крупные спортивные события, проводимые в России за последние несколько лет, оказали существенное влияние на социально-экономическое развитие ЮФО, оценим, как изменялись социально-демографические показатели региона, насколько развита его спортивная инфраструктура, а также проанализируем, как изменялись объемы финансирования физической культуры и спорта (ФКИС) в разрезе регионов.
Материал и методы
В Работе использовались данные Федеральной службы государственной статистики [1, 2], статистическая информация Министерства спорта РФ [3, 4]. При анализе применялись основные статистико-экономические методы: сбора данных, сравнительного анализа, статистического наблюдения, табличный метод, графический метод [5].
Результаты и обсуждение
Южный федеральный округ по площади территории занимает второе место с конца после Северо-Кавказского федерального округа, располагаясь на 447 тыс. кв. км, что в 13,8 раз меньше, чем площадь территории Дальневосточного федерального округа [1]. Огромное преимущество для развития территорий ЮФО заключается в его природно-географическом положении – благоприятный климат, выход к Черному морю, обширная речная сеть, стратегическая важность территорий с точки зрения безопасности государства.
Основной вклад в ВРП ЮФО вносит Краснодарский край и Ростовская область. Краснодарский край по праву считается наиболее благоприятным для развития АПК [6], поскольку на его территории успешно возделываются полевые культуры, овощи, фрукты, и, как следствие, при широких возможностях кормовой базы активно развивается животноводство. Ростовская область находится на втором месте после Краснодарского края по вкладу в ВРП ЮФО [7], и, как и в Краснодарском крае, здесь высоко развито сельское хозяйство и пищевая промышленность. На третьем месте по объемам вырабатываемого ВРП находится Волгоградская область – регион со сбалансированной структурой хозяйства, отличающийся многоотраслевым сельским хозяйством и разнообразной промышленностью, но не эффективно использующий собственные ресурсы для развития региональной экономики [8, 9].
Как отмечают некоторые российские ученые [10-13], проведение крупных спортивных мероприятий, оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие принимающих регионов. На территории ЮФО в 2014 г. была проведена Зимняя Олимпиада в Сочи [14], оставившая основательную спортивную базу как для тренировки спортсменов по зимним видам спорта [15], так и для развития автомобильного спорта [16]. Подготовка к Олимпиаде значительно повысила уровень туристических услуг и инфраструктуры в регионе [17].
Предстоящий Чемпионат Мира по футболу будут принимать три города ЮФО. С одной стороны, во многом это обусловлено благоприятным природно-климатическим расположением региона, а с другой – наличием развитой туристической инфраструктуры, которая по окончанию соревнований не будет простаивать. В Сочи принимать соревнования по футболу будет стадион «Фишт», на котором была проведена реконструкция. В Ростове-на-Дону соревнования пройдут на вновь возведенном стадионе «Ростов-Арена» [18]. В Волгограде к Чемпионату Мира по футболу также возвели современный стадион «Волгоград-Арена», который по окончанию соревнований станет домашним для ФК «Ротор-Волгоград» [19]. Изменения, проводившиеся в городах, принимающих Чемпионат Мира по футболу, оказали положительное влияние на транспортную инфраструктуру и поспособствовали преображению городских территорий.
На этапе подготовки к крупным событийным мероприятиям в спорте ЮФО принял участие в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [20]. По итогам реализации программы на развитие массового спорта и создание спортивных объектов в ЮФО было выделено 3 млрд. руб., что больше, чем получили Дальневосточный и Уральский федеральный округа, а на приобретение искусственных футбольных покрытий было выделено более 300 млн. руб. (с учетом Крыма) [4].
Кризисные явления, затронувшие российскую экономику на фоне падения цены на нефть и введения международных санкций [21], не смогли подорвать крупнейший российский инвестиционный проект последних лет – строительство «Крымского моста», который соединит Краснодарский край и республику Крым, завершив территориальное единение Крыма с Россией [22].
Для того чтобы понять, как развивался ЮФО в непростой период для российской экономики, проанализируем основные социально-экономические ЮФО показатели в динамике за 2014-2016 гг. (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика основных социально-экономических показателей ЮФО 2014-2016 гг.
Показатели |
Годы |
Изменение (+,-) |
||
2014 |
2015 |
2016 |
||
Численность населения, тыс. чел. |
16298,7 |
16368 |
16428,5 |
129,8 |
Доля в структуре РФ, % |
11,1 |
11,2 |
11,2 |
0,1 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
22,5 |
24 |
27 |
4,5 |
В % от среднего по России уровня |
75,0 |
70,6 |
73,6 |
-1,4 |
Стоимость основных фондов, млрд. руб. |
8348 |
9323 |
12418 |
4070,0 |
Доля в структуре РФ, % |
6,3 |
6,4 |
7,7 |
1,5 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
1429 |
1307 |
1244 |
-185,0 |
Доля в структуре РФ, % |
10,8 |
9,6 |
8,5 |
-2,2 |
Объем ВРП, млрд. руб. |
3163 |
4076 |
4591 |
1428,0 |
Доля в структуре РФ, % |
6,3 |
6,9 |
7,1 |
0,7 |
ВРП на душу населения, руб. |
194 |
249 |
279 |
85,0 |
Источник: данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики РФ [1, 2]
В динамике по основным социально-экономическим показателям ЮФО наблюдается рост. В регионе увеличилась численность населения, возрос уровень заработных плат, но относительно среднероссийского уровня ее размер снизился. Стоимость основных фондов в ЮФО увеличилась почти на 50% от уровня 2014 г., также возрос и ВРП – на 45%. В структуре ВВП страны доля ЮФО в динамике растет. Инвестиционные вложения в основной капитал ЮФО снизились, но это объяснимо общей тенденцией в экономике. ЮФО один из немногих регионов России, где, несмотря на кризис, наблюдается положительная динамика развития.
Для того чтобы оценить, насколько развита спортивная инфраструктура в ЮФО, рассмотрим обеспеченность его регионов спортивными сооружениями по состоянию на 2016 г. (таблица 2).
Таблица 2 – Обеспеченность спортивными сооружениями регионов ЮФО, 2016 г.
Регионы |
Площадь территории, кв. км. |
Кол-во спортивных сооружений |
Стадионы |
Плоскост- |
Залы |
Бассейны |
Республика Адыгея |
7792 |
888 |
3 |
619 |
190 |
12 |
Республика Калмыкия |
74731 |
511 |
2 |
293 |
186 |
2 |
Республика Крым |
26081 |
2 916 |
37 |
1627 |
682 |
17 |
Краснодарский край |
75485 |
9 440 |
82 |
5 445 |
2 159 |
167 |
Астраханская область |
49024 |
1 565 |
7 |
903 |
480 |
17 |
Волгоградская область |
112877 |
4 519 |
40 |
2 459 |
1 166 |
57 |
Ростовская область |
100967 |
9 932 |
55 |
5 908 |
1 785 |
149 |
г. Севастополь |
864 |
519 |
6 |
184 |
179 |
4 |
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [3]
По общему количеству спортивных сооружений в ЮФО лидирует Ростовская область, на втором месте находится Краснодарский край, при том, что площадь территории в Краснодарском крае на 25 тыс. кв. км. меньше, чем у Ростовской области, количество сооружений меньше всего на 500 спортивных сооружений. Такая разница образовалась за счет большего количества плоскостных сооружений в Ростовской области, хотя в краснодарском крае гораздо больше стадионов, зало и бассейнов. Самая обширная по площади территории Волгоградская область более чем на 5 тысяч спортивных сооружений отстает от лидера, хотя в области отмечается большое количество залов и стадионов. Стоит отметить Республику Адыгея, где наблюдается большое количество спортивных сооружений при небольшой площади территории. В остальных регионах ЮФО распределение спортивных сооружений пропорционально занимаемой площади. Большое количество спортивных сооружений в ЮФО, особенно плоскостных сооружений и стадионов, объясняется благоприятными природно-климатическими условиями, что позволяет содержать спортивную инфраструктуру без больших затрат, и, безусловно, высокой концентрацией населения, нуждающегося в организации свободного времени.
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [3]
Рисунок 1 – Динамика изменения объемов финансирования ФКИС в регионах ЮФО в 2014-2016 г., млн. руб.
Финансирование ФКИС в ЮФО происходило за период 2014-2016 гг. носило неравномерный характер (рисунок 1). Несопоставимо большие размеры финансирования относительно других регионов поступают в Краснодарский край, что объяснимо востребованностью олимпийского наследия в спортивном мире России. В сумме за период в Краснодарский край было направлено более 60 млрд. руб., по 18 млрд. получили Ростовская область и Севастополь, куда в 2015 г. поступило более 10 млрд. руб., вдвое меньшую сумму в 9 млрд. руб за три года получила Волгоградская область. Слабее всего финансировалось развитие ФКИС в Калмыкии.
При сравнении относительной величины финансирования ФКИС в расчете на одного жителя целесообразно исключить г. Севастополь из графического анализа, поскольку крупные финансовые объемы в расчете на небольшое количество населения образуют несопоставимые величины относительно других регионов ЮФО.
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]
Рисунок 2 – Динамика изменения объемов финансирования ФКИС в расчете на 1 жителя в регионах ЮФО в 2014-2016 г., руб.
В расчете на одного жителя финансирование ФКИС в регионах ЮФО имеет положительную тенденцию во всех регионах, кроме Волгоградской области (рисунок 2). Больше других выделяется Краснодарский край, где объемы финансирования ФКИС в разы превышают уровень остальных регионов, а также Астраханская область, которая выделяется низкими объемами финансирования ФКИС в расчете на одного жителя. Республика Крым и Республика Калмыкия финансируются примерно одинаково, но в случае с Крымом работа в сфере модернизации ФКИС только началась, и основные преобразования будут впереди, поскольку на данный момент более остро стоят проблемы в других сферах социально-экономического развития.
Ряд регионов ЮФО участвовал в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.», одно из направлений которой предусматривало оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) спортивно-технологическим оборудованием.
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]
Рисунок 3 – Структура финансирования оснащения ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в разрезе регионов ЮФО
Львиная доля целевых средств на оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием пришлась на Краснодарский край – более 70% (рисунок 3). Волгоградская область в данном случае получила больше, чем Ростовская – порядка 10%, а республики Крым и Калмыкия не участвовали в программе.
Выводы. В ходе исследования было установлено, что ЮФО имеет положительную динамику социально-экономического развития, в структуре ВВП России его возрастает. В развитии ФКИС ЮФО лидирующие позиции принадлежат Краснодарскому краю, как и в выработке ВРП. На втором месте по финансированию находится Ростовская область, что логично, поскольку ее вклад в ВРП региона также носит существенный характер. На третьем месте г. Севастополь, куда в 2015 г. были направлены крупные средства, а на четвертом –Волгоградская область, объемы финансирования ФКИС в которой суммарно за три года ниже в 6 раз, чем в Краснодарском крае. Астраханская область, несмотря на обширные территории, вносит слабый вклад в экономику ЮФО, роль республик в развитии федерального округа невысока, поэтому финансирование спорта в них гораздо ниже, чем в вышеперечисленных регионах.
Высокое количество спортивных сооружений в ЮФО объясняется благоприятными природно-климатическими условиями в регионе, поскольку содержание открытых площадок и стадионов не обходится настолько затратно, как, например, в северных областях. ЮФО обладает развитой инфраструктурой, как транспортной и производственной, так и спортивной, что выделяет его среди других федеральных округов России.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления