В современных условиях успешное развитие отечественной экономики невозможно без определения путей и создания механизма повышения региональной конкурентоспособности. На сегодняшний день существует множество подходов, призванных решить задачу повышения конкурентоспособности. Однако большинство из них акцентируют внимание на совершенствовании отдельных хозяйствующих субъектов, что не позволяет добиться синергетического эффекта экономического развития территории в целом. Одним из актуальных путей решения проблемы повышения конкурентоспособности территорий можно считать кластеризацию социально-экономического пространства регионов.
Проблема кластеризации территорий обусловлена отставанием социального, технологического, производственного, экономического развития региональных хозяйств, высоким уровнем территориальной дифференциации, потребностью внедрения инновационных достижений в практику, повышением конкуренции и потребностью эффективного использования производственных, материальных и институциональных ресурсов региональными хозяйствами.
Как показывает мировой опыт, кластерный подход к формированию региональной политики развития экономического пространства территорий является наиболее эффективным механизмом повышения конкурентоспособности [1]. Кластерные преобразования решают проблему разобщенности государства, бизнеса, науки, финансовых и образовательных учреждений. Необходимы в тех производственных сферах, где в технологической цепи объединен ряд хозяйствующих субъектов, относящихся к разным отраслям производства.
Мировой опыт последнего десятилетия дает достаточно много примеров образования и функционирования кластеров в самых разных сегментах региональной экономики [2]. Их объединяет тот факт, что в силу синергетических эффектов возрастает производительность, как в самом кластере, так и в смежных секторах экономики. Регионы с эффективно функционирующими кластерами имеют более высокие показатели в динамике развития, а кластеризация является одним из наиболее перспективных направлений их социально-экономического развития.
Анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых позволил нам сделать вывод о том, что набор функциональных элементов механизма формирования кластера практически универсален - это компании, органы государственной власти, профессиональные и общественные организации, образовательные и научные учреждения. Однако их взаимосвязь и содержание зависят от выбранной модели.
Исследование различных точек зрения ученых, занимающихся проблемой кластеризации территорий, позволило нам выделить среди большого количества подходов два типа кластерного развития: Североамериканский и Азиатский.
Для Североамериканского типа характерна исторически сложившаяся ориентация на политику «малого вмешательства федерального правительства в процесс кластерного развития», в то время как для Азиатского типа характерна активность государственного начала в отношении развития кластерных инициатив.
Американский тип имеет две ярко выраженные привлекательные стороны. Во-первых, на создание кластера требуется минимум финансовых затрат со стороны государства. Во-вторых, кластер, сформировавшийся практически без поддержки государства, имеет высокий потенциал конкурентоспособности. Вместе с тем данная модель предполагает длительный процесс формирования кластера, который далеко не все фирмы и организации в состоянии пройти до конца.
Особенность североамериканского типа заключается в наличии высокой конкуренции между компаниями одного уровня, что является основным фактором развития кластера, стимулируя инновации, нацеленные на повышение эффективности производственных процессов, системы менеджмента, сбыта и т.д.
Кроме того высок уровень предпринимательской активности (работники покидают компании и создают свои собственные фирмы, осуществляющие деятельность в той же самой отрасли). В результате происходит копирование технологий своих конкурентов, которое для развития кластера имеет значение не меньшее, чем инновации. Это связано с тем, что циркуляция опыта и идей между компаниями приводит к дальнейшим инновациям.
К особенностям Азиатского типа можно отнести активность государственного начала в отношении развития кластерных инициатив. Государственные органы в странах Азиатского региона считают своим долгом активно и целенаправленно вмешиваться в процессы, происходящие в экономике своих стран, стараясь защитить их от опасной конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей и помочь в экспансии на внешние рынки. Этот акцент можно считать определенной спецификой государственной экономической политики Азиатского региона, страны которого должны особенно активно бороться за уже занятые «ниши» на мировых рынках, посредством интенсивного развития достаточно конкурентоспособных кластеров.
Азиатский тип формирования кластеров включает в себя две модели: «японскую» и «индийскую» [3]. Основной чертой «японской модели» промышленного кластера является ведущая роль крупной компании, реализующей внутреннюю экономию от масштаба и находящуюся на передовом рубеже новых технологий.
«Японская модель» в наибольшей степени применима для производства технологически сложной продукции. Разработка продукта требует высоких постоянных издержек, которые могут окупиться только при высоком объеме продаж фирмы. Процесс производства характеризуется большим количеством связей в рамках технологической цепочки. Головная фирма замыкает цепочку и осуществляет «интеграцию» всех отдельных производителей.
«Долина Саппоро» (Хоккайдо) - один из первых Японских кластеров, выросших из венчурного предприятия [4]. Эффективность и экономический успех Японского кластера подтверждается тем, что в конце 90-х годов, в период кризиса японской экономики, г. Саппоро переживал экономический спад – при этом, индустрия программного обеспечения в городе демонстрировала устойчивый рост, что стимулировало власти к разработке проекта создания «Сверхкластера Хоккайдо», который предусматривал принятие мер по развитию венчурного бизнеса, усилению кооперации между НИИ, производственными компаниями и государством, налаживанию международного сотрудничества и подготовке высококвалифицированных отраслевых специалистов.
В настоящее время «Долина Саппоро» представляет собой кластер со стабильно растущим доходом, имеющий перспективы стать крупнейшим центром разработки программного обеспечения в Азиатском регионе.
«Индийская кластерная модель» имеет много общего с японской: кластер имеет форму пирамиды [5]. Вершиной этой пирамиды может быть одна либо несколько компаний.
В Индии кластеры первоначально стали развиваться на основе иностранных компаний, которые при активной поддержке государства становились основным звеном в производственной цепи [6]. Они занимались наиболее высокотехнологичным производством, в то время как маленькие индийские компании являлись поставщиками сырья (промежуточного продукта) для них. В «Индийской модели» ключевую роль в формировании кластеров играет государство.
В настоящее время в России кластеризация социально-экономического пространства только начинает использоваться региональной властью в целях развития своих территорий [7]. И на федеральном, и на региональном уровнях происходит постепенное осознание преимуществ создания кластеров. В частности, отдельные инициативы федерального центра содействуют формированию условий для кластеризации: создание особых экономических зон, разработка концепции кластерного развития РФ и др.
Политика государства, направленная на формирование кластеров в регионе, характеризуется следующими факторами [8, 13]:
1) жесткие ограничения на импорт со стороны федеральных властей;
2) создание технопарков;
3) лоббирование интересов производственного сектора в правительстве;
4) установление высоких пошлин между регионами (что приводит к концентрации всех производителей одной отрасли в одном регионе);
5) участие государства в собственном капитале компаний;
6) создание школ и технических колледжей;
7) упрощение процесса ведения бизнеса в производственных районах и повышение, тем самым, инвестиционной привлекательности регионов;
8) развитие инфраструктуры, благодаря которой осуществляется быстрое сообщение между регионами.
Начиная с 2008 года в России, появилось более сотни кластеров, часть из которых были созданы по собственной инициативе, другая – появилась под влиянием федеральной политики. За неполные десять лет часть кластеров успела исчезнуть, большая часть только оформилась. При этом будущее таких кластеров вызывает вопросы об успешности их дальнейшего существования.
Анализ стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года и иных документов, позволил нам выявить спектр кластеров Центрально-черноземного района.
Кластеры Центрально-черноземного района РФ
Области |
Количество кластеров |
Виды кластеров |
Белгородская область |
9 |
1. Горно-металлургический. 2. Строительный. 3. Агропромышленный. 4. Машиностроительный. 5. Туристско-рекреационный. 6. Транспортно-логистический. 7. Многокомпонентный социальный кластер. 8. Биотехнологический кластер. 9. Кластер нанотехнологий и информационных технологий. |
Воронежская область |
4 |
1. Кластер производителей нефтегазодобывающего и химического оборудования. 2. Кластер авиастроения. 3. Радиоэлектронный кластер. 4. Кластер электромеханики. |
Липецкая область |
4 |
1 Кластер по производству бытовой техники. 2. Автокомпонентов. 3. Сельскохозяйственной техники. 4. Строительных материалов. |
Тамбовская область |
6 |
1. Сахарный кластер. 2. Зерновой кластер. 3. Кластер «Альтернативное топливо» (биоэтанольный кластер). 4. Кластер по переработке плодов и овощей. 5. Кластер строительной индустрии. 6. Химический кластер. |
Курская область |
6 |
1. Кластер "Добыча полезных ископаемых". 2. Кластер "Электроэнергетика". 3. Кластер машиностроительной промышленности. 4. Кластер химической и нефтехимической промышленности. 5. Кластер целлюлозно-бумажного производства. 6. Кластер производства строительных материалов. |
Примером успешной практики кластеризации в России является биотехнологический кластер в Томской области, где имеются фундаментальные предпосылки для формирования кластера, среди которых наличие многочисленных биотехнологических компаний, развитость научно-исследовательской, образовательной и инновационной инфраструктуры в области биотехнологий и биомедицины. В настоящее время биотехнологический кластер находится на агломерационной стадии развития, характеризующейся наличием критической массы потенциальных участников и условий для кластеризации. На данный момент определены потенциальные участники кластера, но отсутствуют устойчивые связи между ними. Помимо наличия очевидных предпосылок для кластеризации отрасли, ключевым фактором, в наибольшей степени детерминирующим данный процесс, является политическая воля и осознание региональной властью необходимости кластеризации.
Однако следует отметить, что в целом процесс кластеризации социально-экономического пространства территорий РФ происходит замедленными темпами. Главными проблемами этому в России на сегодняшний день являются: распространенность практики вертикально-интегрированных компаний; отсутствие культуры информационной открытости; отсутствие информации, позволяющей определить составляющие кластер-объекты, отсутствие согласованной системы измерителей эффективности деятельности кластер-объектов; требующие доказательства утверждения о влиянии тех или иных внутренних и внешних параметров на успешность функционирования этой организационной формы регионального производства и др. По сути, требует доказательства сам факт существования в отечественных условиях успешных кластеров.
При этом к числу барьеров, актуальных преимущественно для развития дискретных кластеров, можно отнести [9]:
- недостаточный уровень развития кооперационных связей и механизмов субконтратации, характеризуемый относительно низкой долей комплектующих, производимых внешними поставщиками;
- низкий уровень операционной конкурентоспособности большинства сборочных предприятий: высокие сроки освоения новой продукции, неоправданные накладные расходы, высокий уровень брака, низкий уровень технологической оснащенности и организации производства;
- недостаточный уровень конкурентоспособности внешних поставщиков, включая качество и технологический уровень поставляемой ими продукции и услуг;
- недостаток специализированной производственной и офисной недвижимости для поставщиков.
К числу типичных барьеров для развития процессных кластеров следует отнести:
- ограничение доступа к сырью для малых и средних предприятий, специализирующихся на переработке продукции крупных предприятий;
- финансовые барьеры для приобретения дорогостоящего производственного оборудования;
- проблемы с доступностью и качеством подготовки инженерного персонала и квалифицированных рабочих, обслуживающих современное процессное оборудование.
Для инновационных и творческих кластеров типичными проблемами являются:
- низкая интенсивность научно-исследовательской деятельности по ключевым направлениям развития кластеров, включая образовательную компоненту;
- низкая эффективность процесса коммерциализации технологий;
- проблемы с доступом к финансовым ресурсам для развития новых технологических компаний;
- низкий уровень доступности специализированных услуг для развития начинающих технологических компаний;
- неэффективное отраслевое регулирование.
Для туристических кластеров типичными проблемами является:
- низкий уровень развития специализированной инфраструктуры и сервиса, в том числе гостиниц, организаций общественного питания, пассажирского транспорта;
- неудовлетворительное состояние ключевых туристических объектов, в том числе памятников истории и культуры;
- несоблюдение стандартов качества предоставляемых услуг.
Обобщение информации исследователями Российской кластерной обсерватории позволило установить, что на проявление кластерных инициатив в России и их дальнейшее развитие оказывают влияние следующие факторы [10]:
- федеральная политика (в данном случае — программа поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров), которая оказывает значительное влияние на количество и качество кластерных инициатив;
- фактор соседства с регионами, где кластеры возникли ранее;
- длительность существования кластерной инициативы неоднозначно влияет на ее качество. Предположение о том, что более зрелые кластеры являются и более сильными, справедливо только в отношении кластерных инициатив, получивших бюджетное финансирование;
- уровень инновационного развития региона тесно связан с количеством кластерных инициатив. При этом их качество не зависит от региона базирования.
Выводы Российских исследователей позволили предположить, что программа поддержки инновационных территориальных кластеров стимулирует появление новых кластерных инициатив и, тем самым, позволяет преодолеть системные провалы рынка. Как следствие, можно утверждать, что кластерная политика должна оставаться в фокусе внимания государства, где роль последнего заключается не только в вопросах финансирования, но и в вопросах легитимации региональных инициатив и политик, что присуще Азиатскому кластерному типу.
Мы считаем, что для успешного функционирования кластерных инициатив необходимо учитывать специфические особенности развития РФ и ее территорий, среди которых, прежде всего, следует отметить [11]:
- слабый уровень доверия между субъектами экономической деятельности, особенно во взаимоотношениях бизнеса и власти;
- отсутствие комплексной целевой государственной программы по развитию кластерной системы. Правительством РФ выделяются средства на создание отдельных проектов (технопарки, внедрение инноваций). Однако эти действия носят разрозненный характер. При этом выделяемые средства находятся в различных ведомствах и министерствах, что создает большие сложности при реализации процессов кластеризации в регионах;
- неразвитость среднего и малого бизнеса на территории РФ. Кластер не может существовать без наличия разветвленных сетевых связей между большим количеством средних и малых предприятий. В кластерах (малый и средний) бизнес начнет функционировать особенно активно, так как создаваемая в них среда требует его массового присутствия.
Таким образом, логика развития наиболее успешных глобальных компаний и наиболее экономически развитых регионов и стран мира свидетельствует о том, что кластеризация — это закономерный этап эволюции форм комплексной организации хозяйствования, позволяющий связать воедино единичное и общее, сбалансировать интересы человека, фирмы и региона, задать вектор их совместного единонаправленного развития.
При этом России необходима своя модель организации кластеров, основанная на государственно-частном регулировании экономических процессов и сочетающая в себе лучшие мировые практики кластеризации, а также формирование особых условий, помогающих решать специфические проблемы, возникающие при реализации процессов кластеризации.
Кластерная концепция экономического развития региона представляет альтернативное видение конкуренции, новую модель структурирования экономики региона, а также комплексный подход к инновационному развитию, как отдельных экономических агентов, так и территории в целом. Именно кластерная структура региональной экономической системы может стать основой повышения эффективности управления региональным хозяйством, поскольку кластерная организация экономической деятельности обладает рядом преимуществ, среди которых следует отметить [12]:
1. Сбалансированность и эффективность воспроизводственных циклов предприятий.
2. Способность к эффективной мобилизации местного потенциала.
3. Способность к поляризованному развитию.
4. Высокая степень адаптивности к условиям постиндустриального общества.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления