INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

ОМС и предоставление платных медицинских услуг как основные источники финансирования здравоохранения

CHI and granting of payment medical services as the main sources of health funding



УДК 338.46

19.05.18 8:38
2806

Выходные сведения: Квачахия Л.Л. ОМС и предоставление платных медицинских услуг как основные источники финансирования здравоохранения // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL: http://www.innov.ru/science/economy/oms-i-predostavlenie-platnykh-medits/

Авторы:
Квачахия Л.Л.1
1 кандидат медицинских наук, ассистент кафедры хирургических болезней ФПО, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация, levan77@yandex.ru


Authors:
Kvachakhia L.L. 1 1 candidate of medical sciences, assistant of the department of surgical diseases FPO «Kursk State Medical University», levan77@yandex.ru

Ключевые слова: финансирование здравоохранения, ОМС, платные медицинские услуги

Keyword: health care financing, compulsory medical insurance, paid medical services

Аннотация: Здравоохранение является важнейшим направлением социальной политики страны. Жизнедеятельность данной сферы обуславливается финансированием учреждений здравоохранения. Финансовое обеспечение здравоохранения является одной из наиболее актуальных проблем, решением которой в настоящий момент занимаются представители всех уровней власти. От объема финансирования зависит качество услуг, количество диагностированных заболеваний, успешность лечения пациентов, продолжительность жизни населения и уровень жизни в регионе. Кроме того, финансирование здравоохранения обеспечивает улучшение качества оказываемых услуг, внедрение новых технологий, проведение исследований. Если система финансирования работает неэффективно, многие люди могут не получить надлежащую медицинскую помощь, что ведёт к необратимым последствиям. Изменяя финансовую схему медицинских учреждений с учетом нововведений, ЛПУ сталкиваются с проблемами, которые несёт в себе одноканальная система. Она не учитывает различие качества медицинских услуг в различных учреждениях, стоимость используемого оборудования, квалификацию врачей и многое другое. Данная система может позволить лечебным учреждениям лишь окупать свою деятельность, но никак не развиваться. Для ЛПУ становится невыгодным внедрять новые технологии и проводить исследования, которые могут позволить сохранить жизнь пациентам и сократить время на оказание услуг, которое для многих является жизненно важным. Выходом из сложившейся ситуации для многих учреждений стало становление рынка платных медицинских услуг. С целью получения дополнительных средств ЛПУ прибегают к развитию предпринимательской деятельности в рамках оказания медицинской помощи.

Annotation: Health is the most important direction of the country's social policy. The life activity of this sphere is determined by the financing of health facilities. Financial provision of health care is one of the most urgent problems, the solution of which is currently being done by representatives of all levels of government. The quality of services, the number of diagnosed diseases, the success of patient care, the life expectancy of people and the standard of living in the region depend on the amount of funding. In addition, health care financing provides for improving the quality of services provided, introducing new technologies, conducting research. If the funding system does not work effectively, many people may not receive proper medical care, which leads to irreversible consequences. Changing the financial scheme of medical institutions, taking into account the innovations, the health facilities face problems that come with a single-channel system. It does not take into account the difference in the quality of medical services in various institutions, the cost of the equipment used, the qualifications of doctors and much more. The given system can allow medical institutions only to pay back the activity, but to not develop in any way. It becomes unprofitable for health facilities to introduce new technologies and conduct research that can save lives for patients and shorten the time to provide services, which for many is vital. The emergence of the situation for many institutions has become the establishment of the market for paid medical services. In order to obtain additional funds, health facilities are resorted to developing entrepreneurial activities within the framework of medical care.

ОМС и предоставление платных медицинских услуг как основные источники финансирования здравоохранения

Введение

Ограниченные финансовые возможности бюджета, а также низкие темпы экономического роста ставят перед здравоохранением задачу поиска более эффективных способов организации медицинской помощи и использования имеющегося ресурсного потенциала [1, 2]. В связи с этим законодательной властью были разработаны и реализованы мероприятия, связанные с реструктуризацией и повышением эффективности оказания медицинской помощи, включающие модернизацию системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Поэтому в 2012 году Правительством была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на 2012-2018 гг., в основе которой лежит реорганизации неэффективных учреждений и развития предпринимательской деятельности. Вся данная работа проводится с целю увеличения заработной платы работников, с учетом сохранения их численности [3, 4]. За основу было взято сокращение стационарной помощи и увеличении объемов амбулаторно-поликлинической, с помощью чего удается сэкономить денежные средства.

Однако реструктуризация системы здравоохранения основана не на замещении одних видов оказания медицинской помощи другими, а в большей мере сокращении числа нерентабельных медицинских учреждений, оптимизации коечного фонда, а также активному внедрению и развитию платных медицинских услуг, однако без ущерба для качества и доступности медицинской помощи [5, 6].

Материалы и методы

Исследование осуществлялось на основе монографического метода анализа источников финансирования в сфере здравоохранения, а также выявления проблем развития модернизации отрасли.

Основные результаты исследования

Благодаря увеличению государственного финансирования в системе здравоохранения был реализован ряд программ: дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий населения (с 2005 г.), Национальный проект «Здоровье» (2006–2013 гг.), региональные программы модернизации здравоохранения (2011–2013 гг.) и другие. Данные мероприятия способствовали повышению обеспеченности медицинских учреждений современным оборудованием, увеличению объемов лекарственной, профилактической и высокотехнологичной медицинской помощи населению. Однако для бюджетной сферы характерно наличие дефицита финансирования, что объясняется рядом факторов политического, экономического и правового характера. Поэтому наиболее явные и значимые преобразования, связанные с модернизацией здравоохранения в РФ в 2011 -2015 гг., касаются системы ОМС. Главными результатами проводимых мероприятий стали стабилизация финансовых потоков в систему ОМС, то есть переход на одноканальную систему финансирования, что позволило также преодолеть неравенство финансирования медицинской помощи в различных регионах РФ [7-10]. Так, результатами преобразований стало увеличение поступлений средств в территориальные фонды, поэтому в 2010 году отмечено увеличение размеров доходов на 1 жителя на 4,2 раза. Однако данный рост носил временный характер, так как в 2014 году, данное увеличение составило лишь 1,9 раз.

Доля государственного финансирования здравоохранения, аккумулируемая в системе ОМС, неуклонно увеличивалась в последние годы и в 2015 г. превысила долю бюджетного финансирования здравоохранения. С 2015 г. финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, включенную в базовую программу ОМС, стало полностью одноканальным. Внедрение данного вида финансирования учреждений здравоохранения можно назвать оптимальным вариантом реформирования национальных систем здравоохранения [11-14]. Потому как раньше финансирование предоставлялось за объемы оказанных услуг (сметное финансирование), а сейчас по подушевому принципу (то есть за прикрепленных граждан), что способствует дополнительной профилактической работе в первичном звене; также решаются проблемы межрайонных больниц, так как государственный заказ может быть размещен повсеместно; отсутствие казначейского исполнения полученных средств; возрастает роль страховых медицинских организаций в контроле качества оказания медицинской помощи; появляется возможность мониторинга предоставления средств по отдельным классам болезней и отдельных диагнозов.

С точки зрения пациента данные реформы способствовали увеличению их мотивации следить за своим здоровьем в связи с усилением профилактической направленности услуг, внедрение здоровье сберегающих технологий, повышение качества услуг и интенсивности лечения. Также пациент получил право выбора врача и медицинской организации [15, 16].

Не смотря на все имеющиеся преимущества, данная система остается несовершенной ввиду некоторых аспектов. К ним относятся неучтенность начальных условий работы медицинских организаций, в связи с чем возникла проблема неравномерного финансового положения лечебно-профилактических учреждений здравоохранения РФ, невозможность учесть в тарифах многообразие инфраструктуры учреждений; сложность осуществления учреждением предпринимательской деятельности в виду необходимости выполнения плановых объемов медицинской помощи и сложность исполнения всех условий, требуемых для оказания платных медицинских услуг. Данная система может позволить лечебным учреждениям лишь окупать свою деятельность, но никак не развиваться [17,18]. При имеющихся проблемах медицинских учреждений, связанных с неэффективным использованием ресурсов, также наиболее остро стоит проблема отсутствия управленческих навыков у административного персонала по управлению финансово-экономическим состоянием учреждений, что нерациональным распределением средств.

Для обеспечения необходимого качества предоставляемых медицинский услуг, средств ОМС недостаточно, поэтому для медицинских организаций актуальным является поиск дополнительных финансовых резервов. В качестве вспомогательного источника финансирования выступает оказание платных медицинских услуг ЛПУ. В соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские организации вправе оказывать пациентам платные медицинские. При этом их предоставление государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения подрывает финансовую основу рынка частных медицинских услуг в виду неравных конкурентных позиций. Государственные и муниципальные медицинские учреждения здравоохранения конкурентоспособнее преимущественно за счет имеющийся ценовой политики [19, 20]. Так, величина прибыли определяется на основе утвержденного норматива прибыльности (рентабельности) для бюджетных лечебно-профилактических учреждений и равняется 20%. Имея предложенные тарифы ФОМС, учреждения здравоохранения получают возможность регулировать размер своих затрат на производство медицинских услуг (себестоимость и ее структуру), и тем самым увеличивая свой финансовый результат. Однако в бюджетных и казенных медицинских учреждениях цены устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. При этом ЛПУ несет ответственность за непроинформирование пациента о получении услуги на бесплатной основе. Контроль за соблюдением Правил предоставления платных медицинских услуг осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

Заключение

Использование одноканальной модели финансирования в сфере здравоохранения Российской Федерации, заключающаяся в использовании преимущественно средств ОМС, считается оптимальным, однако также сталкивается с рядом проблем функционирования. Наиболее явным недостатком является тот факт, что ЛПУ не может удовлетворить растущую потребность населения в качественной медицинской помощи из-за дефицита финансирования, неэффективного менеджмента, а также нерационального использования экономических ресурсов. Учитывая сложности социально-экономического развития и несовершенство системы ОМС, развивается механизм привлечения негосударственных источников финансового обеспечения учреждений здравоохранения. Данное направление связано с появлением у медицинской организации возможности заниматься предпринимательской деятельностью для увеличения дохода и аккумулирования денежных средств.



Библиографический список


1. Нечаев А.С. Антипина О.В. Необходимость реализации государственных мероприятий в целях повышения эффективности деятельности инновационно – активных предприятий // Научный журнал. 2014. №9(69). С.24.
2. Шавалеева Ч.М. Преимущественно одноканальное финансирование учреждений здравоохранения: опыт республики Татарстан // Казанский медицинский журнал. 2013. том 94 № 6. С. 877-884.
3. Лапасова В.В. Социально-демографические показатели в планировании финансовых затрат ОМС // Актуальные вопросы экономических наук: сб. матер. II Всероссийской науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: ЦРНС, Изд-во СИБПРИНТ. 2016. С. 221-225.
4. Рейхарт Д.В. Система обязательного медицинского страхования: актуальные вопросы и перспективы развития // Экономика здравоохранения. 2015. № 10.
5. Логинова И.Л. Распределение финансов в системе ОМС как основа качества медобслуживания населения // Финансы. 2016. № 6.
6. Христюк А.В. Изменение в порядке финансирования медицинских организаций // Экономист лечебного учреждения. 2013. № 11. С. 49–57.
7. Беседовский С.Г., Жаркова Ю.С., Цой Р.А., Щемелев С.Н. Проблемы финансирования бюджетных учреждений здравоохранения // Финансовые исследования. 2015. № 1. С. 129–137.
8. Махнова Н.А. Модели управления финансовыми потоками в сфере здравоохранения и их особенности // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. научных статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции от 23 ноября 2013 года / под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Ереминой. – М.: Юстицинформ. 2014. С. 445–452.
9. Гайсина А.Р. Удовлетворенность населения медицинской помощью в зависимости от ее доступности // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18.- № 2. С. 439-444.
10. Гущина Е.Ю. Механизм финансирования учреждений здравоохранения в решении социальных проблем / Е.Ю. Гущина //Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10. С. 29-32.
11. Данилов А.В., Гришина Л.А. Новые аспекты финансирования в сфере здравоохранения // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 5. № 5. С. 159-160.
12. Крайнова А.М., Исакова Э.А. Источники финансирования здравоохранения РФ // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 191.
13. Лазарева А.Н., Мельник И.А. Анализ и оценка современной системы финансирования здравоохранения в РФ // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 7-1. С. 155-160.
14. Федорова Н.В. Одноканальная система финансирования здравоохранения в РФ: преимущества и недостатки // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 3. С. 61-63.
15. Отто В.С., Шильцева Е.Н. Совершенствование финансирования здравоохранения в РФ // В сборнике: Техника и технологии, политика и экономика: проблемы и перспективы Материалы III Международной научно-практической конференции. 2016. С. 298-302.
16. Жукова Н. Финансирование здравоохранения в РФ // В сборнике: Финансирование здравоохранения: проблемы и перспективы материалы круглого стола. 2017. С. 53-58.
17. Радюкова Я.Ю., Сутягин В.Ю., Федорова М.А., Пахомов Н.Н. Современные тенденции развития системы здравоохранения Тамбовской области в 2014-2015 гг. // В сборнике: Российская экономика: взгляд в будущее Сборник материалов II Международной научно-практической (заочной) конференции. Отв. ред.: Я.Ю. Радюкова. 2016. С. 620-624
18. Заколдаева В.П. Особенности финансирования медицинских учреждений в современных условиях // Современные инновационные направления развития деятельности страховых и финансово-кредитных организаций в условиях трансформационной экономики: сборник материалов Международного научно-практического форума. М. 2016. С. 260-263.
19. Кузнецова А.М. Развитие одноканальной системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации на основе страховых принципов обязательного медицинского страхования // Инновационное развитие экономики. 2016. № 4 (34). С. 159-163.
20. Лебедева Н.О., Бальзамова Л.А. Влияние модели финансирования на эффективность работы медицинских учреждений // Управление качеством медицинской помощи. 2014. № 1. С. 46-53.


References


1. Nechaev A.S. Antipina O.V. Neobhodimost' realizacii gosudarstvennyh meropriyatij v celyah povysheniya ehffektivnosti deyatel'nosti innovacionno – aktivnyh predpriyatij . Nauchnyj zhurnal. 2014. No9(69). Pp.24.
2. SHavaleeva CH.M. Preimushchestvenno odnokanal'noe finansirovanie uchrezhdenij zdravoohraneniya: opyt respubliki Tatarstan . Kazanskij medicinskij zhurnal. 2013. tom 94 No 6. Pp. 877 – 884.
3. Lapasova V.V. Social'no-demograficheskie pokazateli v planirovanii finansovyh zatrat OMS . Aktual'nye voprosy ehkonomicheskih nauk: sb. mater. II Vserossijskoj nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. S.S. CHernova. — Novosibirsk: CRNS, Izd-vo SIBPRINT. 2016. Pp. 221-225.
4. Rejhart D.V. Sistema obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya: aktual'nye voprosy i perspektivy razvitiya . EHkonomika zdravoohraneniya. 2015. No 10.
5. Loginova I.L. Raspredelenie finansov v sisteme OMS kak osnova kachestva medobsluzhivaniya naseleniya . Finansy. 2016. No 6.
6. Hristyuk A.V. Izmenenie v poryadke finansirovaniya medicinskih organizacij . EHkonomist lechebnogo uchrezhdeniya. 2013. No 11. Pp. 49–57.
7. Besedovskij S.G., ZHarkova YU.S., Coj R.A., SHCHemelev S.N. Problemy finansirovaniya byudzhetnyh uchrezhdenij zdravoohraneniya. Finansovye issledovaniya. 2015. No 1. Pp. 129–137.
8. Mahnova N.A. Modeli upravleniya finansovymi potokami v sfere zdravoohraneniya i ih osobennosti. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya gosudarstvennogo upravleniya: sb. nauchnyh statej po materialam ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ot 23 noyabrya 2013 goda / pod red. S.E. Prokof'eva, O.V. Paninoj, S.G. Ereminoj. – M.: YUsticinform. 2014. Pp. 445–452.
9. Gajsina, A.R. Udovletvorennost' naseleniya medicinskoj pomoshch'yu v zavisimosti ot ee dostupnosti [Tekst] / A.R. Gajsina. ZHurnal nauchnyh statej Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2016. T. 18. No 2. Pp. 439-444.
10. Gushchina, E.YU. Mekhanizm finansirovaniya uchrezhdenij zdravoohraneniya v reshenii social'nyh problem [Tekst] / E.YU. Gushchina.Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij. 2016. No 10. - Pp. 29-32.
11. Danilov A.V., Grishina L.A. Novye aspekty finansirovaniya v sfere zdravoohraneniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2013. T. 5. No 5. Pp. 159-160.
12. Krajnova A.M., Isakova EH.A. Istochniki finansirovaniya zdravoohraneniya RF. Byulleten' medicinskih internet-konferencij. 2016. T. 6. No 1. Pp. 191.
13. Lazareva A.N., Mel'nik I.A. Analiz i ocenka sovremennoj sistemy finansirovaniya zdravoohraneniya v RF. Social'no-ehkonomicheskie issledovaniya, gumanitarnye nauki i yurisprudenciya: teoriya i praktika. 2016. No 7-1. Pp. 155-160.
14. Fedorova N.V. Odnokanal'naya sistema finansirovaniya zdravoohraneniya v RF: preimushchestva i nedostatki. Nauchnoe obozrenie. EHkonomicheskie nauki. 2016. No 3. Pp. 61-63.
15. Otto V.S., SHil'ceva E.N. Sovershenstvovanie finansirovaniya zdravoohraneniya v RF. V sbornike: Tekhnika i tekhnologii, politika i ehkonomika: problemy i perspektivy Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. Pp. 298-302.
16. ZHukova N. Finansirovanie zdravoohraneniya v RF. V sbornike: Finansirovanie zdravoohraneniya: problemy i perspektivy materialy kruglogo stola. 2017. Pp. 53-58.
17. Radyukova YA.YU., Sutyagin V.YU., Fedorova M.A., Pahomov N.N. Sovremennye tendencii razvitiya sistemy zdravoohraneniya Tambovskoj oblasti v 2014-2015 gg.. V sbornike: Rossijskaya ehkonomika: vzglyad v budushchee Sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj (zaochnoj) konferencii. Otv. red.: YA.YU. Radyukova. 2016. Pp. 620-624
18. Zakoldaeva, V.P. Osobennosti finansirovaniya medicinskih uchrezhdenij vsovremennyh usloviyah [Tekst]. V.P. Zakoldaeva. Sovremennye innovacionnye napravleniya razvitiya deyatel'nosti strahovyh i finansovo-kreditnyh organizacij v usloviyah transformacionnoj ehkonomiki: sbornik materialov Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma. M.. 2016. Pp. 260-263.
19 Kuznecova, A.M. Razvitie odnokanal'noj sistemy finansirovaniya zdravoohraneniya v Rossijskoj Federacii na osnove strahovyh principov obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya [Tekst]. A.M. Kuznecova. Innovacionnoe razvitie ehkonomiki. 2016. No 4 (34). Pp. 159-163.
20. Lebedeva, N.O., Bal'zamova, L.A. Vliyanie modeli finansirovaniya na ehffektivnost' raboty medicinskih uchrezhdenij [Tekst]. N.O. Lebedeva, L.A. Bal'zamova. Upravlenie kachestvom medicinskoj pomoshchi. 2014. № 1. Pp. 46-53


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления