В данной статье мы расскажем об основной и наиболее важной составляющей жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации – системе статистической отчетности.
Без построенной системы статистической отчетности невозможно осуществить контроль деятельности предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства в масштабах регионов и в целом всей страны [1]. Недостаточность или недостоверность представляемых сведений не позволит своевременно принимать правильные оперативные, управленческие решения и приведет к наступлению полного кризиса деятельности ЖКХ страны. Отсюда возможно и следствие - рост недовольства населения со всеми вытекающими и далеко идущими последствиями [3]. В настоящее время система статистической отчетности в России работает на должном уровне, но есть некоторые, негативные моменты о которых мы поговорим в заключении.
Основные принципы работы статистического инструментария в ЖКХ
Основной задачей статистической отчетности является сбор и подготовка сведений о деятельности отрасли ЖКХ. Работа проводится следующим образом. В зависимости от необходимых в данный момент сведений, разработаны и утверждены специальные формы статистической отчетности, утверждены сроки подачи требуемой информации, периодичность предоставления сведений. Все формы статистической отчетности рассматриваются и утверждаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительного комплекса Российской Федерации. Далее утвержденные формы направляются в региональные органы власти и затем передаются для работы в органы местного самоуправления городских округов региона.
Первичная, организационная работа по сбору информации возложена на органы местного самоуправления, которые соответственно запрашивают необходимые сведения у подведомственных предприятий сферы ЖКХ города. Получив необходимую информацию и сведя данные в единую форму отчетности, подразделение местной администрации направляет данные в регион в заранее установленные сроки.
Основной функцией подразделения региональной власти (чаще всего региональное министерство ЖКХ) является сведение сведений, полученных из подведомственных населенных пунктов, в единую сводную форму уже по региону, проверку представленных сведений и направление сводной формы в органы федеральной власти – Минстрой РФ.
Минстрой РФ, получив сведения из регионов Российской Федерации, обобщает полученную информацию и готовит оперативную сводку уже, непосредственно по стране и передает на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Получив данные, представленные Минстроем РФ, в Правительстве РФ делаются соответствующие выводы о работе отрасли ЖКХ в целом, готовятся и выпускаются приказы, распоряжения, постановления, позволяющие своевременно отреагировать на возникновение возможных критических событий в отрасли.
Из приведенной упрощенной схемы работы видно насколько востребован и важен статистический инструментарий, являющийся одним из эффективных инструментов организации управления отрасли ЖКХ в целом [4].
Основные формы статистической отчетности ЖКХ РФ
Нельзя сделать заключение или поставить на ранг ниже какую-либо из представленных форм. Любая из разработанных форм предназначена для направления необходимых в установленный период времени сведений. Рассмотрим некоторые из них.
В настоящее время, в летний период, одной из основных форм статистической отчетности является форма 1-ЖКХ (зима). Указанная форма готовиться подразделением местной администрации на основании пройденного периода проведения работы по подготовке к осенне-зимнему периоду предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Форма готовиться и сдается в региональный орган исполнительной власти (например, Министерство ЖКХ региона) один раз в месяц и содержит полный отчет об итогах проведения месячной работы по подготовке предприятий города. Данные по подготовке всего, обслуживаемого предприятием оборудования, направляется в единичном и процентном отношении и показывает степень подготовки оборудования к прохождению осенне-зимнего периода именно на дату отчетного периода. Далее, в следующем отчетном периоде, сведения составляются и направляются нарастающим итогом. На базе сведений, представленных по форме 1-ЖКХ (зима), Правительства регионов проводят всевозможные кустовые совещания. Делаются выводы о работе органов местного самоуправления, рассматриваются варианты выхода из возможных критических ситуаций и решение других, связанных проблем. Делается вывод об эффективности работы органов местного самоуправления. Сведения, которые представляются по форме 1-ЖКХ (зима), должны быть увязаны с цифрами в утвержденном комплексном плане проведения мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду, то есть данным соответствием проводится первичная проверка качества составления комплексного плана местной администрацией.
Форма 1-ЖКХ (зима) готовится один раз в месяц, начиная с мая текущего года, предоставление сведений по указанной форме завершается в конце октября. По данной форме, показатели подготовки к осенне-зимнему периоду по всем пунктам формы, должны соответствовать 100% результату подготовки. Итоговая форма статистической отчетности 1-ЖКХ (зима) предоставляет информацию о том, что создан нормативный запас топлива на котельных для прохождения ОЗП, все оборудование ресурсоснабжающих предприятий города, жилищного фонда, социальной сферы, городские дороги, тротуары, мостовые и гидротехнические сооружения и другие к работе в осенне-зимний период подготовлены. Данной формой завершается этап подготовки к ОЗП городского округа и по результатам направленных отчетов, региона и страны в целом [9]. Форма представляется в региональные и федеральные органы только в электронном виде и должна быть сделана строго по утвержденному шаблону.
Форма статистической отчетности 22-ЖКХ (реформа) сдается с периодичностью один раз в шесть месяцев и содержит данные в основном экономического развития отрасли ЖКХ города. По данной форме можно сделать вывод о прогрессе или регрессе отрасли в целом. О внедрении и перестройке юридических отношений между предприятиями, формам собственности. Так же форма содержит сведения о внедрении в отрасль передовых решений жилищно-коммунального хозяйства, проведению работы по реформированию отрасли, сведения приватизационного характера. Наличие концессионных соглашений, договоров аренды муниципального имущества [8]. Так же дает информацию об общем количестве предприятий ЖКХ города, форм собственности предприятий, количеству и квалификации сотрудников. Указанная форма сдается в региональные подразделения только при личном присутствии исполнителя – ответственного на подготовку и сдачу данной формы, подписывается лично руководителем местной администрации.
Форма статистической отчетности 3-ЖКХ (зима) сдается с периодичностью один раз в месяц. Подготовка и сдача указанной формы начинается с момента начала осенне-зимнего периода, то есть с ноября месяца текущего года. В форме содержатся сведения о текущем и общем (с нарастающим итогом) расходе топлива тепловырабатывающими предприятиями муниципального образования, текущих запасах резервного топлива при прохождении отопительного сезона. Данные сведение необходимы для подготовки сводных докладов в Правительство РФ, содержат сведения текущего, отраслевого характера и необходимы для объективной оценки прохождения отопительного периода в целом по стране по итогам месяца. Форма также направляется в регион и далее в федеральные органы с использованием электронных средств связи по заранее утвержденным шаблонам.
Здесь мы рассмотрели наиболее распространенные формы статистической отчетности ЖКХ РФ, организацию работы по сбору и направлению статистических данных [12]. Но любая работа, наряду с положительными моментами, содержит и отрицательные. Рассмотрим одну из них.
Некоторые вопросы, связанные с недостатками при подготовке форм статистической отчетности
В заключении остановимся на одном из факторов, который сводит на нет всю работу и весь отлаженный механизм статистической отчетности, влечет за собой крайне негативные последствия в целом. Этим фактором является недостоверность представленных данных. При анализе ситуации, связанной с предоставлением недостоверных данных, делать вывод об умышленном искажении данных неправильно.
Ведь если разобраться - а кто готовит эти данные? Ответ достаточно прост – сотрудники предприятий ЖКХ.
И если в организациях РСО уровень подготовки сотрудников еще можно как-то с натяжкой принять, то в управляющих компаниях, созданных в основном на базе бывших ЖЭКов, оставляет желать лучшего. И что мы в конечном итоге получаем, если при определении общей площади многоквартирного дома, сотрудник, который готовит данные не знает включать ему или нет в общую площадь МКД, площадь балконов, лестничных маршей или надолго задумывается над вопросом определения объема отапливаемых помещений МКД. Результат – сведения идут в подразделение местной администрации в искаженном, недостоверном формате, далее суммируется со всеми и подаются в регион и далее [8].
Подведем итоги нашей статьи. При всей своей значимости и важности статистического инструментария отрасли ЖКХ, на первое место выходит качество работы обычных сотрудников отрасли. И от качества их работы в конечном итоге зависит полезность инструмента статистики в целом.
Вывод может быть только один – необходимо значительно, в разы, повысить качество подготовки специалистов отрасли, разработать достаточно эффективные методы контроля за подготовкой данных статистической отчетности, уделить повышенное внимание экологическим вопросам [10], повысить уровень и квалификацию сотрудников, которые заняты в процессе подготовки исходных данных [7].
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления