Процесс интеграции науки, производства и бизнеса, свидетельствующий о конкурентоспособности российской экономики, возможен лишь при вовлечении результатов интеллектуальной деятельности ученых высших учебных заведений Российской Федерации. В статье уделяется внимание субъектам инновационной деятельности, определяется особая роль вузов, которые принимают активное участие не только в преобразовании разных сфер деятельности российского общества, в том числе экономической и технической, но и в активизации перехода к инновационной экономике. Отмечается важность формирования инновационной инфраструктуры в учреждениях высшего профессионального образования. Автор подробно останавливается на анализе различных источников финансирования инновационной деятельности вузов как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств. Важную роль в финансировании инновационной деятельности играет государственный заказ, представляющий собой один из основных инструментов реализации инновационной политики государства. Инвестиции с его помощью направляются на научно-технические и инновационные программы, состоящие из отобранных на конкурсной основе проектов, ориентированных на создание принципиально новых видов технологий, материалов и техники и получение практических результатов в процессе осуществления теоретико-экспериментальных исследований. Выделяются и описываются характерные особенности венчурного инвестирования, а также коммерциализации инновационной деятельности вуза. Другим вариантом привлечения инвестиций является образование малых организаций на базе внедрения результатов научных разработок вузов. Источниками финансирования созданных инновационных малых предприятий является акционерное финансирование, финансирование в рамках федеральных инновационных программ и кредитование.
Введение
Современное состояние системы образования требует применения новых управленческих подходов, ориентирующих университеты на стимулирование исследовательской инновационной деятельности. Этот вид деятельности направлен на создание максимальных условий для инновационного развития вуза, укрепление взаимосвязей, сотрудничества внутри коллектива и с партнерами вуза. Инновационная деятельность ориентирована на гарантированное удовлетворение требований общества, государства, экономики к образованию, на удовлетворение образовательных потребностей личности и учет влияний факторов внешней среды с опорой не только на традиции российского образования, но и новые общемировые тенденции.
Материалы и методы
Инновационная деятельность, проводимая высшими учебными заведениями, вызывает большой интерес у исследователей. Поиск новых форм и методов управление организацией способствовал изучению инновационной структуры университетов и инновационного менеджмента [1–7]. Большое внимание в экономической литературе уделяется проблемам финансовой поддержки малого предпринимательства российского вуза в работах Аристарховой М.К., Стовер Г.Р. [8], Костиной Д.В. [9], Новиковой Е.Н. [10] и других ученых [11–20].
Исследование проводилось на основе систематизации имеющихся научных работ российских авторов по экономике и менеджменту. Широко применялся системный анализ и синтез научных знаний, сравнение и обобщение.
Результаты и обсуждения
Существующая проблема перехода отечественной экономики от экспортно-сырьевой модели к инновационной модели экономического роста содействует тому, что инновационной деятельностью вынуждены заниматься все субъекты хозяйствования [1]. К субъектам инновационной деятельности относятся предприятия, организации и отдельные лица, принимающие непосредственное участие в разработке нововведений и создании опытных образцов новой продукции, а также те, кто оказывает финансовые, информационные, маркетинговые, патентно-лицензионные, лизинговые, сбытовые и иные виды услуг. В роли субъектов инновационной деятельности выступают: научно-производственные предприятия и комплексы (технополисы, технопарки, инновационные центры, инновационно-инвестиционные центры, бизнес-центры и др.), представляющие собой особые организационные формы инновационной деятельности и инновационного обслуживания; научные и научно-исследовательские организации (академические и отраслевые НИИ, КБ, лаборатории, опытные площадки, вузы); крупные и средние предприятия; малые инновационные предприятия; работники научной, производственной и инновационной сферы [6].
Особая роль отводится высшим учебным заведениям России, активно участвующим в преобразовании разных сфер деятельности нашего общества, в том числе экономической и технической, и в активизации перехода к инновационной экономике, которая базируется на внедрении инновационных научно-технических результатов в экономическую деятельность конкретных субъектов Российской Федерации, отраслей и предприятий реального сектора экономики. В вузах сосредоточена значительная часть активного, высококвалифицированного населения, обладающего научно-исследовательским потенциалом. Университеты оказывают образовательные услуги различным категориям населения и субъектам экономики, осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, проводят научные исследования, участвуют в политической, культурной жизни, инновационной деятельности различных регионов и государства в целом [7].
Для повышения эффективности инновационной деятельности вузы должны формировать инновационную инфраструктуру. Под этим термином понимается совокупность экономических субъектов, реализующих техническое, информационное, кадровое, финансовое, организационно-методическое или иное обеспечение деятельности инновационных подразделений вуза с целью создания знаний, инновационных продуктов и технологий, зависит от того, какие этапы инновационного процесса реализуются на практике: полный цикл или его отдельные этапы. Именно эти факторы служат основой для создания в вузе соответствующих подразделений [7].
Продолжение инновационной деятельности возможно при ее финансировании, которое сможет обеспечить материальное вознаграждение творческого труда ученых, создать необходимые материально-технические условия для ее проведения, а также предусматривает наличие перспектив для профессионального и карьерного роста ученого [11].
Важную роль в развитии инновационного процесса в нашей стране играет государство, которое устанавливает не только объем, но и состав необходимых ресурсов [8]. Источники государственного финансирования инновационной деятельности разделяются на федеральные, субъектов Федерации и муниципальные, а в зависимости от источников мобилизации делятся на бюджетные и внебюджетные. Формами бюджетного инвестирования являются прямое бюджетное финансирование (через федеральные и региональные целевые программы), бюджетное кредитование, выдача грантов и использование средств из целевых бюджетных фондов [9]. Инвестирование в инновационную деятельность главным образом осуществляется за счет реализации целевых программ с использованием средств государственного бюджета.
Финансирование различается в зависимости от типа научных разработок. Например, для прикладных научных исследований возможны следующие варианты коммерциализации вузовских разработок и технологий: 1) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказу предприятий и компаний различных отраслей экономики, 2) лицензирование и уступка патентных прав, 3) образование малых организаций на базе внедрения результатов научных разработок вузов.
Государственный заказ является одним из основных инструментов реализации инновационной политики государства, поэтому инвестиции с его помощью должны быть направлены на научно-технические и инновационные программы, состоящие из проектов, специально отобранных на конкурсной основе с целью создания определенных принципиально новых видов технологий, материалов и техники или получения практических результатов в процессе осуществления теоретико-экспериментальных исследований. Проведение хоздоговорных научных работ служит в настоящее время основным направлением финансирования вузовских научных разработок. Положительной стороной подобного вида привлечения капиталов является общее повышение эффективности и целевой характер использования финансовых ресурсов. Организованные для поддержки в процессе реализации инициативных программ специальные бюджетные фонды также должны этому способствовать. Среди пободных организаций важное место в финансовом обеспечении предпринимательской деятельности российских вузов занимает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям), созданный в 1994 году. Фонд реализует программы инновационного развития («Умник», «Старт»), которые направлены на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест. Фонд также поддерживает инновационную деятельность предприятий, включая негосударственный сектор исследований и разработок [12].
Следствием успешного проведения НИОКР по заказу организаций различных отраслей является организация совместных исследовательских лабораторий и развитие научно-образовательных и научно-техно-логических центров в университетах [11].
Большое распространение также получило финансовое обеспечение проектов за счет средств целевых грантов (под конкретные проекты) зарубежных и отечественных фондов. Однако, как считают многие инноватологи, наибольшую перспективу имеет венчурное финансирование. Венчурный фонд является структурой, специализирующейся на инвестициях с большим риском возврата. В отличие от банковского кредитования оно осуществляется в малые и средние предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада. Главная цель венчурного финансирования сводится к тому, что денежные капиталы одних предпринимателей и интеллектуальные возможности других объединяются в реальном секторе экономики для того, чтобы в новой компании обоим предпринимателям принести прибыль. При венчурном финансировании капитал направляется в малые высокотехнологичные компании, ориентированные на разработку и выпуск новой наукоемкой продукции. Такое финансирование служит своеобразным долгосрочным кредитом без получения гарантий [10]. Как показывает практика, венчурное инвестирование – малопривлекательная форма привлечения капиталов, потому что обычной практикой является переход к фонду полного контроля над предприятием, при этом инноватор получает лишь 10–15% прибыли, а спустя 5 лет предприятие продается для возврата вложенных инвестиций [1].
Другим вариантом коммерциализации инновационной деятельности вуза является образование высокотехнологичных малых предприятий на базе университетских научных разработок (новых продуктов, техники и технологий) в форме центров трансфера технологий, в которых происходит объединение науки и производства. Передача инноваций, разработанных в университетах на коммерческой основе, может осуществляться формах патентных соглашений, лицензионных соглашений, ноу-хау и инжиринга. Созданные инновационные малые предприятия могут использовать акционерное финансирование, финансирование в рамках федеральных инновационных программ и кредитование, однако наиболее доступными среди них являются инвестирование в рамках федеральных инновационных программ, а также кредитование [11].
Инновационная деятельность включает в себя ряд этапов (прединвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный), на каждом из которых необходимо обеспечить достаточное финансирование за счет различных источников. Так, на начальной стадии к финансированию могут быть привлечены венчурные инвесторы. По мере развития проекта формы финансирования претерпевают изменения, сменяя друг друга в ходе роста капитализации бизнеса и потребных объемов вложений. Источниками финансирования после завершения так называемой «посевной» стадии являются поиск и привлечение инвесторов (в том числе зарубежных); подача заявок в венчурные фонды, участие в конкурсе СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической; участие в государственных, региональных, муниципальных конкурсах, грантах на условиях государственно-частного софинансирования; привлечение кредитов; возможность использования результатов интеллектуальной деятельности в качестве нематериального актива, обладающих определенной стоимостью, для ведения своей коммерческой деятельности [13].
Выводы
Таким образом, в процессе интеграции науки и производства важную роль играет финансирование инновационной деятельности, осуществляемой учреждениями высшего профессионального образования. Для государственного финансирования инноваций привлекаются различные источники: федеральные и муниципальные, бюджетные и внебюджетные. К формам бюджетного инвестирования относится прямое бюджетное финансирование, бюджетное кредитование, выдача грантов и использование средств из целевых бюджетных фондов. Инвестирование в инновационную деятельность вузов главным образом осуществляется за счет реализации целевых программ с использованием средств государственного бюджета.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления