Введение
В работе была проанализирована деятельность торговой компании ООО «Гастроном 41», дана характеристика объекта исследования, проведен организационно-экономический и кадровый анализ предприятия; дана оценка состояния маркетинговой информационной системы предприятия.
В ходе работы над статьей был проведен анализ товарного рынка по реализации продовольственных товаров как мотивационный фактор для разработки маркетинговой информационной системы торговой компании.
Материалы и методы
В работе над данной научной статьей основным методом являлся метод анализа существующих подходов к применению основных принципов рациональной организации технологического процесса на предприятии торговли. Теоретическую и методологическую база представлена в трудах ведущих отечественных и зарубежных специалистов по маркетингу, публикации в периодических изданиях. [1-16] Теоретическое исследование, послужившее основой для изучения практической составляющей, представлено ранее в публикациях авторов. [17,18,19,20]
Результаты и обсуждение
В магазине ООО «Гастроном 41» используются одна форма торгового обслуживания – традиционная, т.е. через прилавок. Самообслуживание предусмотрено лишь при выборе товаров из холодильников. В качестве оснащения магазина используется мебель и торгово-техническое оборудование нового образца. Так как предприятие ООО «Гастроном 41» продает огромный ассортимент скоропортящихся товаров, помещения оснащены высокоэффективными холодильными установками с централизованной подачей холода. Это, безусловно, более эффективно, и, что немаловажно – экономично. При необходимости любой продавец-консультант в состоянии сообщить все необходимые сведения о товаре. Местные повара для удобства покупателей комплектуют различные наборы из мяса (например, мясо для шашлыка, азу, гуляш). Популярные сегодня свежеприготовленные салаты, выпечку, рыбные кулинарные изделия, вареные овощи, приготовленные собственными силами также можно купить в магазине ООО «Гастроном 41». В итоге, предприятие ООО «Гастроном 41», можно характеризовать как стандартный продуктовый магазин с обычным ассортиментом.
Технологический процесс в магазине ООО «Гастроном 41» четко спланирован. Для этих целей в организации разработаны календарные планы и графики поступления и отпуска товаров, которые позволяют заблаговременно подготовиться к выполнению операций по разгрузке, приемке, хранению и отпуску товаров, более производительно использовать складские площади, транспортные средства и рабочую силу. Ритмичность технологического процесса предполагает повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени.
Соблюдение ритмичности в работе склада способствует равномерному распределению рабочего времени, что обеспечивает надлежащий режим труда и отдыха работников, а также позволяет полнее использовать транспортные средства и складские помещения.
Рациональная организация товарного потока предусматривает внутрискладские перемещения товаров максимально короткими, непересекающимися, противоположно направленными путями.
Пути движения товаров максимально выпрямлены как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Такая организация товарного потока обеспечивает сокращение длительности выполнения отдельных операций и требует меньших затрат на перемещение грузов.
Принцип эффективного использования средств труда предполагает оптимальное использование площади, емкости и оборудования складов.
Важную роль в рациональной организации и осуществлении технологического процесса играют механизация и автоматизация складских операций. В механизации и автоматизации складских операций заложены огромные резервы роста производительности труда складских работников, повышения эффективности использования площади и емкости складов, ускорения погрузочно-разгрузочных операций, сокращения простоев транспортных средств.
Обеспечение полной сохранности свойств товаров — также один из важнейших принципов рациональной организации складского технологического процесса. Оно достигается созданием надлежащего гидротермического режима хранения товаров, удобной системой их укладки и размещения, организацией постоянного контроля в процессе хранения.
Одним из условий рациональной организации складского технологического процесса является четкое распределение обязанностей между работниками, выполняющими соответствующие операции.
Поставщики, отгружая ценности, оформляют сопроводительные документы – счет-фактуру и товарно-транспортную накладную.
Прием по количеству – это прием товаров в установленные сроки по массе нетто и количеству единиц, поставляемых без тары или в открытой таре, или по массе брутто и числу мест ценностей, поставляемых в таре, с последующей проверкой массы нетто и количества единиц в каждом месте.
Прием по качеству – это проверка в установленные сроки сохранности качества и наличия комплектности ценностей, соответствия требованиям стандартов и технических условий, образцам, рецептурам и другим условиям, предусмотренным договором поставки. При приеме товаров на складе поставщика организация выдает работнику, с которым, как правило, заключен договор о полной материальной ответственности, доверенность на получение ценностей. Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ [21] доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Пунктом 5 ст. 185 ГК РФ устанавливается, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации. Доверенность выдается на получение товарно-материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору - заказу, соглашению или другому заменяющему их документу, при этом используются бланки типовых ф. № М-2 и М-2а. Основанием для выбытия товаров является их отгрузка (отпуск) покупателям в соответствии с заключенными договорами. Формирование ассортимента магазина ООО «Гастроном 41» – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения. С нашей точки зрения, постоянное внимание в магазине ООО «Гастроном 41» должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.
Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров в магазине ООО «Гастроном 41» является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. Устойчивый ассортимент товаров в магазине ООО «Гастроном 41» обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в магазине ООО «Гастроном 41».
Выводы
Таким образом, исследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров. Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина ООО «Гастроном 41». Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления