Введение
Регион в настоящее время является главным объектом экономических и политических отношений, и очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики [11, c. 45]. Вопросам оценки социально-экономических проблем регионов посвящено значительное количество исследований, среди которых можно отметить работы Е.Н. Дертишниковой [2], А.Н. Гириной [3], В.В. Кислицыной [4], А.В. Костиковой [5], В.С. Смирнова [6], С.А. Суспицына [7], С.Г. Светунькова и А.В. Заграновской [8] и др. Развитие региона как экономической системы предполагает реализацию мероприятий, направленных на поддержание устойчивого уровня экономических показателей [9]. Социально-экономическое положение региона зависит от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся географическое положение, наличие природных ресурсов, отраслевая структура, положение региона в общественном разделении труда, макроэкономические условия и др. К субъективным относятся в первую очередь применяемые методы регионального управления [10, c. 19]. При оценке социально-экономического положения региона, как правило, определяются три основные группы его отличительных особенностей: использование имеющихся ресурсов в регионе; поиск необходимых для развития региона ресурсов; разработка мер по предупреждению воздействия внешней среды [11, 85].
Материал и методы
В составе РФ находится большое количество регионов с сильно различающимся ресурсным потенциалом и уровнем социально-экономического развития [12, c. 81]. В частности, на территории ЦФО сформировано около четверти всех основных производственных фондов страны, которые образуют до 1/3 всего объема ВВП. Регионы ЦФО отличаются выгодным экономико-географическим положением, обладают высоко развитой инфраструктурой, значительной частью производственных, трудовых, научно-технических ресурсов. Исследование социально-экономического развития регионов ЦФО за последнее время проводилось такими авторами, как А.А. Султыгова [13], Е.Н. Волкова [14], Р.А. Жуков [15], М.А. Чаплыгина, К.Э. Алехина, Е.С. Ушкалова [16] и др. Нами проводится анализ оценки социально-экономического положения Курской области в разрезе регионов ЦФО в динамике с 2012 по 2017 годы. За основу взяты показатели инвестиционного потенциала регионов по данным RAEX («РАЭКС-Аналитика»).
Результаты и обсуждение
Само понятие «социально-экономическое положение» включает в себя два аспекта эффективности развития - экономический и социальный. Можно сказать, что результаты экономического развития региона представляют собой некие «затраты», направленные на достижение социального результата эффективности развития всей системы [17, c. 185-186]. Социальное положение региона в разрезе экономических затрат позволяют определить такие показатели, как продолжительность жизни населения, показатель межрегиональной миграции населения, инвестиционный потенциал региона. Наибольший интерес к изучению представляет инвестиционный потенциал, включающий в себя систему взаимосвязанных рангов – трудовой, потребительский, производственный, финансовый, институциональный, инновационный, инфраструктурный, природно-ресурсный, туристический. Динамика инвестиционного потенциала регионов ЦФО в разрезе вышеперечисленных рангов за период 2012/2017 гг. представлена в таблице.
Таблица – Социальные компоненты инвестиционного потенциала регионов ЦФО в 2012-2017 гг.
Составлено автором на основе статистических данных RAEX («РАЭКС-Аналитика») [18, с. 18-21; 19, c. 16-20]
По всем составляющим инвестиционного потенциала (за исключением природно-ресурсного) первое место занимает Московская область с долей в общероссийском потенциале 5,860 (-0,389% за 6 лет). Курская область находится на 7 месте среди регионов ЦФО по уровню инвестиционного потенциала. Ее доля в общероссийском потенциале увеличилась на 0,061%. Наибольший рост инвестиционного потенциала имеет место в Смоленской (+0,262%), Воронежской (+0,199%) и Белгородской (+0,134%) областях (рисунок 1).
Рисунок 1 – Инвестиционный потенциал регионов ЦФО в динамике (составлено автором)
В разрезе составляющих инвестиционного потенциала Курской области наибольший скачок произошел в инновационной (-8 пунктов за 6 лет) и туристической (-4 пункта) составляющих (рисунок 2). Данный факт подтверждается проводимой в регионе политикой, направленной на развитие новой инновационной экономики и создание благоприятных условий для развития туризма.
Рисунок 2 – Составляющие инвестиционного потенциала Курской области
Среди регионов ЦФО Курская область занимает 7 место в трудовом ранге инвестиционного потенциала (- 1 пункт к уровню 2012 года), 9 место в потребительском ранге (-2 пункта к уровню 2012 года), 10 место в производственном ранге (- 1 пункт к уровню 2012 года), 6 место в финансовом ранге (- 1 пункт к уровню 2012 года), 14 место в институциональном ранге (+1 пункт к уровню 2012 года), 10 место в инновационном ранге (-2 пункта к уровню 2012 года), 3 место после Белгородской и Московской области в инфраструктурном ранге (+ 1 пункт к уровню 2012 года), 2 место после Белгородской области в природно-ресурсном ранге (без изменений), 14 место в туристическом ранге (- 1 пункт к уровню 2012 года).
Таким образом, Курская область обладает высоким уровнем природно-ресурсного потенциала (в силу своего географического положения), отличается от других регионов ЦФО развитой инфраструктурой, входя в первую тройку по инфраструктурному обеспечению среди регионов ЦФО и занимая 7 место среди регионов РФ, обладает достаточным уровнем инвестиционной привлекательности и финансовой обеспеченности. В общероссийской динамике за 6 лет имеет место повышение уровня инвестиционного потенциала рассматриваемого нами региона по таким блокам, как трудовой, потребительский, производственный, инновационный, инфраструктурный, туристический. На конец 2017 года Курская область занимает 37 место в общероссийском рейтинге инвестиционного потенциала регионов РФ и 6 место в списке регионов ЦФО.
Однако ряд направлений развития региона, хотя и подвергается положительным изменениям, все еще находится на низком уровне, что значительно влияет на возникновение рисков снижения инвестиционной привлекательности, и как следствие, социально-экономического положения региона в целом. Здесь, в первую очередь, следует выделить туристический, инновационный, институциональный и производственный блок. Если в первых двух направлениях работа по обеспечению роста показателей ведется (на 8 пунктов за последние 6 лет увеличился инновационный ранг Курской области и на 4 пункта туристический потенциал), то институциональный и производственный потенциал остался практически на неизменном уровне (50 и 44 место соответственно). Низкий ранг институционального потенциала (50 место из 85 за последние 6 лет) является следствием повышенного консерватизма и недоработок управленческой команды области. Отрицательное влияние на рост производственного потенциала Курской области оказали такие показатели, как объем производства в сельском хозяйстве (со 149,2% до 112,0% за 6 лет), оборот торговли и платных услуг населению (со 109,6% до 97,7% за 6 лет); объем производства в промышленности находится на неизменном уровне (от 104,6 до 104,9% за 6 лет) [20, c. 728, 780, 931]. Можно сделать вывод, что за последние 6 лет экономика Курской области не претерпела существенных изменений. Как и прежде, она представлена аграрным сектором, добывающими и обрабатывающими производствами, торговым бизнесом. Поскольку Курская область относится к регионам с дотационным обеспечением, сложившуюся ситуацию в социально-экономическом положении можно объяснить нерациональным расходованием получаемых средств, вследствие чего наблюдается стагнация по таким составляющим, как производственный и институциональный потенциал [21].
Выводы
Исходя из наиболее известных подходов к объяснению региональной экономической динамики (конвергенция - улучшение экономического положения наименее развитых регионов и их сближение с передовыми регионами, и дивергенция - углубление межрегионального неравенства) [22], делаем вывод о наличии конвергенции в социально-экономическом положении Курской области (рост 6 рангов составляющих инвестиционного потенциала из 9 возможных). На основе результатов проведенной оценки составляющих инвестиционного потенциала, выявившей негативные направления в текущем социально-экономическом положении рассматриваемого нами региона, считаем необходимым особое внимание следует уделить развитию институциональной среды региона, поскольку именно эта составляющая инвестиционного потенциала определяет эффективность инвестирования в реальный сектор экономики, формы и технологии взаимодействия государства, бизнеса и научно-исследовательских организаций, что в конечном итоге предопределяет уровень социально-экономического положения.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления